Cодержание
Алексей проводит экскурсии для зрячих людей в масках, учит их ориентироваться в городе по звукам и ощущениям. На работе Алексей берет ответственность за тех, кто в обычной жизни стыдливо отводит взгляд, видя таких, как он.
ДЕТСТВО
Допустим, в детстве мы купались с другом. Когда он говорил: «Посмотри, как я ныряю», – я просто поворачивался в его сторону. Конечно, я не мог увидеть, как он ныряет, плавает или прыгает, но ему было важно то, что я к нему повернулся. Подросток или взрослый был бы более требователен к себе, но ребёнок воспринимал мою реакцию, был доволен этим и забывал, что я его не вижу. Если мне говорили: «Посмотри», — про какой-то предмет, то я спокойно просил подойти и дать мне его в руку. Отсутствие зрения не лишило меня социального взаимодействия. Конечно, по мере взросления для некоторых людей моя жизнь становилась странной и непонятной. Они отдалялись от меня, но у всех свои интересы, и это нормально.
— Я отношусь к этому абсолютно спокойно. Я сам так говорю, и людей очень забавляет слышать «посмотри» на моих экскурсиях в темноте.
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ И УЧЕБА В ВУЗЕ
Что больше повлияло на вашу адаптацию к миру: семья или школа?
— Я закончил школу для слепых и слабовидящих. Там обычная общеобразовательная программа, за исключением таких предметов, как социально-бытовая ориентировка и ориентировка в пространстве. Школы и детские сады задают направление развития, а основная работа лежит на родителях и родственниках. Мне помогали ещё и соседи. Я рос в то время, когда люди могли спокойно зайти в гости к соседям, общаться с их семьями. Каждая квартира — это новый уклад, а для незрячего очень полезно пытаться взаимодействовать с разными людьми, изучать их быт, наблюдать за тем, как они живут.
— В моей школе были лидерства, хулиганы и драки – всё как у обычных детей. С открытой неприязнью в мою сторону или попытками меня ущемить не сталкивался, а если всё вело к этому, то всегда старался отстоять свои права. Были подростки, которых нужно было опасаться, но были и те, кто побаивался меня. Нужно было уметь постоять за себя, иногда ущемить других — и я с этим справлялся. Мир одинаков: везде побеждает сильнейший, мудрейший и хитрейший. Хотя с возрастом начинаешь понимать, что побеждает спокойнейший.
А как у вас складывались отношения со школьной учебой?
— Бабушка говорила, что я хожу в школу как на развлечение. И это отчасти правда, потому что к школьным предметам я относился и отношусь весьма-таки избирательно. Мне было неинтересно учить математику, химию и физику, и я их списывал, чтобы выполнить строгий минимум, которого было достаточно для завершения испытания под названием «школа». Так было и в вузе.
А вот в вузе мой выбор пал на культурологию. Хоть эта специальность расплывчатая и ни о чём работодателю не говорящая, я не пожалел об этом, потому что по окончании получил обширнейший кругозор. Потом я поступил в магистратуру и получил статус магистра педагогического образования. Конечно, вуз не дает особых привилегий при трудоустройстве, но он воспитывает мышление, учит тебя ответственности за собственный выбор. Поэтому не важно, станешь ты литературоведом, культурологом или журналистом. Важно, что ты получишь вектор развития, а практику всё равно придётся нарабатывать самостоятельно. Вуз же не учил меня вести экскурсии, не давал мне готовый маршрут – тут пришлось разбираться самому.
ОБ ИДЕЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА «ОСЯЗАЕМЫЙ ПЕТЕРБУРГ»
Вы сталкивались со стереотипами по поводу незрячих при приеме на работу?
— Нет, я показывал всё, что умею делать самостоятельно. Самый простой способ объяснить – это ничего не объяснять, а просто взять и сделать. Если меня спрашивали: «Как ты будешь работать на компьютере?», — то я говорил: «Дайте мне задание и через час вы сможете оценить результат, а по нему уже сделаете выводы». Зачем мне объяснять работодателю, как я работаю за компьютером? Это не его проблемы. Ему нужен результат, а мне нужна работа.
Что подтолкнуло вас создать формат экскурсий «вслепую»?
— На знакомых местах на слух и на ощупь, а на незнакомых пользуюсь эхолокацией – отражением звуков от окружающих объектов. С помощью эхолокации можно определить препятствие на расстоянии, насколько оно объемное и большое. У меня нет проблем с перемещением по городу, в отличие от людей, которые приходят ко мне на экскурсии и впервые оказываются в полной темноте посреди оживленного проспекта.
— Нет, таких вопросов не было. Меня может раздражать глупость людей, но это мои проблемы, и говорит о том, что надо больше заниматься самовоспитанием.
— Например, когда на экскурсии я говорю: «Как определить готовность мяса вслепую?», – а человек отвечает, – «Посмотреть глазами». Мне неприятно, когда взрослые люди не умеют слушать, но это специфика работы с клиентами.
— С теми, кто больше денег приносит. Конечно, это юмор. Мне нравится работать со всеми. Хорошо с теми, кто умеет думать, задавать интересные вопросы, кому информация действительно нужна и полезна. Смысл моей жизни – передача знаний другим людям. Я рад, когда они позволяют мне этим заниматься.
О ВСТРЕЧЕ С СУПРУГОЙ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Ваша жена тоже незрячая. Как вы узнали о внешности друг друга во время знакомства?
— Про цвет волос и глаз можно просто спросить. По поводу всего остального я бы мог сейчас отмазаться и сказать: «Взял да потрогал», – но нет, так никто не делает – это просто грубо и неуместно. Незрячие узнают внешность по косвенным признакам. Простой пример: я иду с человеком под руку, он что-то мне даёт или просто здоровается. По руке можно понять примерный вес человека. Не бывает так, что рука худая, а человек толстый или наоборот. Также это можно понять по тому, как человек встаёт и садится. Есть те, кто встают легко и быстро – значит они в хорошей форме. Есть те, кто тяжело, со вздохом – значит они весят больше, либо просто постарше. Длину волос можно понять по запаху шампуня: чем длиннее волосы, тем сильнее запах. Для этого не нужно видеть человека.
— Зачем за ним следить? Он по-любому куда-то залезет и откуда-то упадёт, будет плакать, но научится вставать – это же ребёнок. Пусть набивает шишки сам. Мне остаётся лишь вкладывать в него, учить доброте и ответственности. Я, как и все родители, хочу, чтобы ребёнок стал лучше меня. Хочу, чтобы он был со свежими взглядами, мыслил нестандартно, имел свободу выбора. Получится ли? Уже другой вопрос.
Фото на обложке: официальное сообщество Вконтакте Экскурсии с незрячим гидом «Осязаемый Петербург»