Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

школажурналистикалицензияподготовка к экзаменамхоббиподросткикаталог сочиненийрусский языкработаЧто почитатьобразованиевузыэкзаменыискусство75 лет Победыанглийский языксоветы психологаКуда сходитьСочинениеисторияжурфакволонтерстволайфхакиолимпиадыКак сдать ЕГЭпрофессииЕГЭ 2024Спецпроектыинтересные фактымузыкаЕГЭ 2018лайфхакиопросКонцертисследованиеитоговое сочинениекуда поступатьрейтинг вузовЛучшее на СтенеСПбГУкультурана практику — в ПУ!ЕГЭ-2022рейтингвопрос-ответКаталог вузоврецензияпоступлениечто посмотретькарантинкак прошли ЕГЭ-2018НовостиРособрнадзорподготовка к ЕГЭинтервьюличный опытподготовка к ОГЭПсихологияВУЗВаши историилитературапрофориентацияУчительЕГЭ-2024отношениястудентамспортНа практику — в ПУ!развлеченияродителиолимпиадаприемная кампания 2024ДевятиклассникамМГУкиносуббота с ПУОГЭфестивальКем бытьМинистерство образованиякнигипутешествияНовый годувлеченияТеатрсоветыПоступление 2024Каталог профессийКнижная полка ПУкиноновости кинонеделисаморазвитиеВостребованные
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

«Мир одинаков: везде побеждает сильнейший, мудрейший и хитрейший»: интервью с единственным незрячим гидом в России

11 мин.

Алексей Орлов — автор проекта «Осязаемый Петербург». Мы поговорили с ним о детстве, учебе и формате экскурсий, благодаря которому участники больше узнают о жизни незрячих людей

Алексей проводит экскурсии для зрячих людей в масках, учит их ориентироваться в городе по звукам и ощущениям. На работе Алексей берет ответственность за тех, кто в обычной жизни стыдливо отводит взгляд, видя таких, как он. 

Мы поговорили с ним о школьных годах и учебе в вузе, об идее возникновения проекта «Осязаемый Петербург», который помогает участникам больше узнавать о жизни незрячих людей. 
Алексей Орлов. Фото: официальное сообщество Вконтакте Экскурсии с незрячим гидом "Осязаемый Петербург" (https://vk.com/2feelspb)
Алексей Орлов. Фото: официальное сообщество Вконтакте Экскурсии с незрячим гидом "Осязаемый Петербург" (https://vk.com/2feelspb)

ДЕТСТВО


Был ли момент в детстве, когда вы поняли, что отличаетесь от других?

— Я незрячий с рождения и не могу сказать, что когда-либо переживал из-за этого. Я воспринимал это как данное. У меня нет обиды на мир. Думаю, мне помог хороший уровень коммуникабельности и умение адаптироваться под людей вокруг. Я всегда старался активно реагировать на окружающий мир.

Допустим, в детстве мы купались с другом. Когда он говорил: «Посмотри, как я ныряю», – я просто поворачивался в его сторону. Конечно, я не мог увидеть, как он ныряет, плавает или прыгает, но ему было важно то, что я к нему повернулся. Подросток или взрослый был бы более требователен к себе, но ребёнок воспринимал мою реакцию, был доволен этим и забывал, что я его не вижу. Если мне говорили: «Посмотри», — про какой-то предмет, то я спокойно просил подойти и дать мне его в руку. Отсутствие зрения не лишило меня социального взаимодействия. Конечно, по мере взросления для некоторых людей моя жизнь становилась странной и непонятной. Они отдалялись от меня, но у всех свои интересы, и это нормально.

А сейчас, как вы реагируете, когда вам говорят: «Посмотри»?

— Я отношусь к этому абсолютно спокойно. Я сам так говорю, и людей очень забавляет слышать «посмотри» на моих экскурсиях в темноте.

Фото: официальное сообщество Вконтакте Экскурсии с незрячим гидом "Осязаемый Петербург" (https://vk.com/2feelspb)

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ И УЧЕБА В ВУЗЕ


Что больше повлияло на вашу адаптацию к миру: семья или школа? 

— Я закончил школу для слепых и слабовидящих. Там обычная общеобразовательная программа, за исключением таких предметов, как социально-бытовая ориентировка и ориентировка в пространстве. Школы и детские сады задают направление развития, а основная работа лежит на родителях и родственниках. Мне помогали ещё и соседи. Я рос в то время, когда люди могли спокойно зайти в гости к соседям, общаться с их семьями. Каждая квартира — это новый уклад, а для незрячего очень полезно пытаться взаимодействовать с разными людьми, изучать их быт, наблюдать за тем, как они живут.

Вы сталкивались с травлей в подростковом в возрасте?

— В моей школе были лидерства, хулиганы и драки – всё как у обычных детей. С открытой неприязнью в мою сторону или попытками меня ущемить не сталкивался, а если всё вело к этому, то всегда старался отстоять свои права. Были подростки, которых нужно было опасаться, но были и те, кто побаивался меня. Нужно было уметь постоять за себя, иногда ущемить других — и я с этим справлялся. Мир одинаков: везде побеждает сильнейший, мудрейший и хитрейший. Хотя с возрастом начинаешь понимать, что побеждает спокойнейший.

А как у вас складывались отношения со школьной учебой? 

— Бабушка говорила, что я хожу в школу как на развлечение. И это отчасти правда, потому что к школьным предметам я относился и отношусь весьма-таки избирательно. Мне было неинтересно учить математику, химию и физику, и я их списывал, чтобы выполнить строгий минимум, которого было достаточно для завершения испытания под названием «школа». Так было и в вузе.

А вот в вузе мой выбор пал на культурологию. Хоть эта специальность расплывчатая и ни о чём работодателю не говорящая, я не пожалел об этом, потому что по окончании получил обширнейший кругозор. Потом я поступил в магистратуру и получил статус магистра педагогического образования. Конечно, вуз не дает особых привилегий при трудоустройстве, но он воспитывает мышление, учит тебя ответственности за собственный выбор. Поэтому не важно, станешь ты литературоведом, культурологом или журналистом. Важно, что ты получишь вектор развития, а практику всё равно придётся нарабатывать самостоятельно. Вуз же не учил меня вести экскурсии, не давал мне готовый маршрут – тут пришлось разбираться самому.

1706886061.png

ОБ ИДЕЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА «ОСЯЗАЕМЫЙ ПЕТЕРБУРГ»


Вы сталкивались со стереотипами по поводу незрячих при приеме на работу? 

— Нет, я показывал всё, что умею делать самостоятельно. Самый простой способ объяснить – это ничего не объяснять, а просто взять и сделать. Если меня спрашивали: «Как ты будешь работать на компьютере?», — то я говорил: «Дайте мне задание и через час вы сможете оценить результат, а по нему уже сделаете выводы». Зачем мне объяснять работодателю, как я работаю за компьютером? Это не его проблемы. Ему нужен результат, а мне нужна работа.

Что подтолкнуло вас создать формат экскурсий «вслепую»?

 Однажды я гулял с девушкой и закрыл ей глаза рукой. После такой необычной прогулки по городу она сказала, что почувствовала, как у неё обострилось обоняние, осязание и слух. Я понял, что нет ничего проще, чем гулять по любимому городу и получать за это деньги. Так я решил создать социально-полезный проект, где человек учится ориентироваться «вслепую» и попутно узнаёт о незрячих: о том, как обычный человек может им помогать и быть полезным.
1706887078.png
Как вы и участники экскурсий ориентируетесь по городу?

— На знакомых местах на слух и на ощупь, а на незнакомых пользуюсь эхолокацией – отражением звуков от окружающих объектов. С помощью эхолокации можно определить препятствие на расстоянии, насколько оно объемное и большое. У меня нет проблем с перемещением по городу, в отличие от людей, которые приходят ко мне на экскурсии и впервые оказываются в полной темноте посреди оживленного проспекта.

В процессе экскурсий люди задают вам вопросы. Были ли те, которые вас задели и обидели?

— Нет, таких вопросов не было. Меня может раздражать глупость людей, но это мои проблемы, и говорит о том, что надо больше заниматься самовоспитанием.

С какой именно глупостью вы сталкивались?

— Например, когда на экскурсии я говорю: «Как определить готовность мяса вслепую?», – а человек отвечает, – «Посмотреть глазами». Мне неприятно, когда взрослые люди не умеют слушать, но это специфика работы с клиентами.

Вам больше нравится работать с детьми или со взрослыми?

— С теми, кто больше денег приносит. Конечно, это юмор. Мне нравится работать со всеми. Хорошо с теми, кто умеет думать, задавать интересные вопросы, кому информация действительно нужна и полезна. Смысл моей жизни – передача знаний другим людям. Я рад, когда они позволяют мне этим заниматься.

Фото: официальное сообщество Вконтакте Экскурсии с незрячим гидом "Осязаемый Петербург" (https://vk.com/2feelspb)

О ВСТРЕЧЕ С СУПРУГОЙ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ


Ваша жена тоже незрячая. Как вы узнали о внешности друг друга во время знакомства?

— Про цвет волос и глаз можно просто спросить. По поводу всего остального я бы мог сейчас отмазаться и сказать: «Взял да потрогал», – но нет, так никто не делает – это просто грубо и неуместно. Незрячие узнают внешность по косвенным признакам. Простой пример: я иду с человеком под руку, он что-то мне даёт или просто здоровается. По руке можно понять примерный вес человека. Не бывает так, что рука худая, а человек толстый или наоборот. Также это можно понять по тому, как человек встаёт и садится. Есть те, кто встают легко и быстро – значит они в хорошей форме. Есть те, кто тяжело, со вздохом – значит они весят больше, либо просто постарше. Длину волос можно понять по запаху шампуня: чем длиннее волосы, тем сильнее запах.  Для этого не нужно видеть человека.

Недавно вы стали отцом. Как вам удаётся следить за ребёнком, будучи незрячим?

— Зачем за ним следить? Он по-любому куда-то залезет и откуда-то упадёт, будет плакать, но научится вставать – это же ребёнок. Пусть набивает шишки сам. Мне остаётся лишь вкладывать в него, учить доброте и ответственности. Я, как и все родители, хочу, чтобы ребёнок стал лучше меня. Хочу, чтобы он был со свежими взглядами, мыслил нестандартно, имел свободу выбора. Получится ли? Уже другой вопрос.

Фото на обложке: официальное сообщество Вконтакте Экскурсии с незрячим гидом «Осязаемый Петербург»

Алексей Орлов — автор проекта «Осязаемый Петербург». Мы поговорили с ним о детстве, учебе и формате экскурсий, благодаря которому участники больше узнают о жизни незрячих людей


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru