Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Каталог профессийличный опытвыставкаинтервьюРособрнадзорпоступлениелицензияпутешествияхоббиЕГЭ 2018Театржурналистикаитоговое сочинениежурфаксоветы психологаСПбГУпрофориентацияработарейтинг вузовДевятиклассникамВыходныеканикулыкуда поступатьЧто почитатьВаши историисоветыкнигиВсероссийские открытые урокиВШЭВУЗСочинениеНа практику — в ПУ!искусствочто посмотретьувлечения75 лет ПобедыаккредитацияКонцерткак прошли ЕГЭ-2018Кем бытьвыпускнойприемная кампанияопросновости кинонеделилайфхакиобразованиелайфхакифестивалькарантинподготовка к ОГЭвузыУчительразвлечениярецензиякиноэкзаменыНовый годлитературамузыкаПсихологияуниверситетстудентамволонтерствоисторияВостребованныеподготовка к ЕГЭпрофессиишколаКаталог вузовНовыетвоя историяЕГЭ-2022ОГЭкаталог сочиненийМГУподросткиЛучшее на Стенерусский языкМинистерство образованиярейтинголимпиадаисследованиеолимпиадыКуда сходитьспортотношенияИТМОКак сдать ЕГЭ
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Евгения Печерских

Опубликовано статей: 4

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Мария Александровская

Опубликовано статей: 3

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 17

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

Пять углов

«Слово Пацана», «Бригада», «Брат» и другие: почему киноработы с криминальным контекстом вызывают противоречия в обществе, несмотря на их популярность?

Подробно разбираемся в проблеме вместе с экспертами — кинокритиками и психологом

Сериал Жоры Крыжовникова «Слово Пацана. Кровь на асфальте» стал одним из ярких и обсуждаемых российских кинособытий в уходящем году. История о казанских молодежных группировках конца 1980 годов, в основу которой легла документальная книга журналиста и исследователя казанского феномена Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» вызвала массу споров и дискуссий как среди зрителей, так и политиков. Почему — пересказываем в карточках. 
Одно из главных обвинений «Слову пацана. Кровь на асфальте» состоит в том, что сериал якобы романтизирует жизнь казанских молодежных группировок и события, происходившие в тот период в Казани. Однако сам режиссер Жора Крыжовников непонимающе заявил Кинопоиску — о какой, дескать, романтизации вообще идет речь? 

Я не понимаю, что значит романтизация. Мы не можем восхищаться ужасом. И нас в этом странно обвинять. Вышло пять серий, и зритель видит, что там дальше происходит. Тема для меня такая: преступление не может быть безнаказанным. Если раз ступишь на эту дорожку, тебе вернется в этом колесе сансары. Оно придет неизвестно как. То, что называют романтизацией, — это то, что наши герои не однозначно плохие, а часто сложные, запутавшиеся, потерявшие дорогу.
Жора Крыжовников, режиссер сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Кинопоиску.

На самом деле, криминальная драма Жоры Крыжовника — не единственная киноработа, которую обвиняли в излишней романтизации и иллюстрации насилия. Под раздачу попадали и другие, уже культовые художественные произведения и их создатели: так, например, криминальную сагу «Бригада» не раз обвиняли в романтизации бандитизма, а режиссера фильмов «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова — в национализме и жестокости. 

При этом, несмотря на такого рода обвинения, интерес россиян к кино о бандитах и ОПГ, как ни странно, растет: только за 2022 год в России вышло более 50 фильмов и сериалов на криминальную тематику, пишет Дискурс (это в среднем один новый фильм каждую неделю, подсчитало издание). А перевыпуск в том же году «Брата» и «Брата 2» в кино заработал 44 млн рублей за уик-энд. Для сравнения: это почти в 30 раз больше, чем сборы за первый уик-энд перевыпуска «Асса» (1989 года), фильма режиссера Сергея Соловьева, которые составили более 1,5 млн рублей. 

Так почему же, невзирая на обвинения молодежь и взрослые люди продолжают интересоваться кино на криминальную тематику, а режиссеры — готовить новые работы? Может ли такое кино сподвигнуть к насилию, да и почему мы вообще романтизируем бандитов и маргинальный образ жизни? Ну и самое главное — если запрещать к просмотру такое кино, что это изменит?

В этих и других вопросах ПУ разбирался вместе с экспертами — кинокритиками Еленой Зархиной и Вячеславом Зобовым, а также клиническим психологом сервиса PsyPsy Илоной Багдасарян.

КИНО С КРИМИНАЛЬНЫМ КОНТЕКСТОМ ОСТАЕТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ У ЗРИТЕЛЕЙ И РЕЖИССЕРОВ. ПОЧЕМУ?  


Как ни странно, но эксперты сходятся во мнении, что ответ — в самих нас. Точнее, в сложном укладе жизни большинства из нас и сотни тысяч других россиян, которые проживают в регионах России. Эти трудности распространяются на основные сферы нашей жизни — начиная с уровня доходов и заканчивая состоянием жилья, которое в некоторых случаях в принципе не пригодно для жизни. 

В других случаях трудности порождают рост криминала: так, согласно рейтингу регионов по преступности РИА Новостей за 2022 год наибольшее количество преступлений было зарегистрировано в 7 регионах (более 150,1). Среди них, например, оказалась та же республика Тыва — регион, в котором были зафиксированы наиболее низкие доходы. 

Выходит, что на фоне трудной жизни и бытовых проблем появляется знакомый образ — понятный персонаж, со схожими неурядицами, переживаниями и мыслями. 

По мнению кинокритика, культуролога Вячеслава Зобова, «популярность криминальных кинолент складывается из того, что на экране появляются знакомые многим образы. И речь идет не столько о самих бандитах, сколько об их окружении». Кинокритик Елена Зархина добавляет, что такой «своеобразный «лирический герой», легко узнаваем и более понятен широкому зрителю». А клинический психолог Илона Багдасарян уточняет, что близки такие герои и сюжеты потому, что люди узнают в них либо пережитое, либо находят в них своего рода лидера с твердой рукой, который проживает трудности и тяжелые времена, не опуская головы. 

Но помимо этого, по мнению Вячеслава Зобова, есть еще одна причина, которая объясняет интерес зрителей к криминальному кино — это криминализация культуры, которая постепенно происходила в России. 


Это во многом связано с тем, что в социокультурном пространстве практически всегда находились заключенные. В царское время огромное наследие оставили после себя декабристы, в СССР огромная часть населения прошла через ГУЛАГ, в 90-е и 00-е криминальный мир практически никогда не выходил из инфополя. В результате сформировалось общество, где каждый знает тюремные загадки, может напеть “Мурку” и использовать в речь специфический криминальный сленг.
Вячеслав Зобов, кинокритик, культуролог
1703850612.png

Именно эти вещи, по мнению экспертов, объясняют, почему люди не перестают увлекаться кино на криминальную тематику, в том числе, высоко оценили драму «Слову пацана. Кровь на асфальте». А режиссеры, в свою очередь, этот интерес давно отметили. И поэтому они не только продолжают писать криминальные сюжеты, но и разбираться в странном, запутанном и многозначном маргинальном мире. 

..Интерес индустрии и кинематографистов напрямую связан со зрительским запросом. Если рейтинги показывают, что такие проекты пользуются популярностью, значит их будет только больше. Простая формула: спрос рождает предложение.
Елена Зархина, кинокритик, культуролог
..И отдельно стоит выделить то, что криминальные фильмы всегда интересны кинематографистам и зрителям, так как являются проводниками в странный, но весьма интересный мир, живущий по собственным законам (понятиям). В некотором роде это сравнимо с прибытием в Хогвартс, Нарнию или Средиземье. Вот только криминальный мир, к сожалению, намного ближе и реальнее.
Вячеслав Зобов, кинокритик

ЗРИТЕЛИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОЛОДЕЖЬ, ЧАСТО РОМАНТИЗИРУЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ ТАКИХ ФИЛЬМОВ. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? 


Когда сериалы и фильмы затрагивают сложные периоды, поднимают социальные темы и проблемы (того или нынешнего времени, неважно), к создателям таких проектов, как правило, возникают претензии. Одна из них — в излишней романтизации ОПГ и главных героев. Также, повторимся, произошло и со «Словом пацана»: сторонние режиссеры и кинокритики видят в сериале сложные образы, а подростки и молодежь — супергероев. Но почему так происходит? 

Отметим сразу: как у сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», так и у других знаковых работ — саги «Бригада» и дилогии «Брат» есть маркировка 18+. Иными словами, режиссеры сразу дали понять зрителям: это кино — не для детей. Почему же подростки умудряются смотреть эти кинокартины, в том числе, увидели криминальную драму Жоры Крыжовникова, — вопрос точно не к создателям кино. 

Прежде чем объяснить этот феномен, эксперты с сожалением отмечают: криминальные фильмы и сериалы действительно часто обвиняют в романтизации преступности и насилия. Но тут же добавляют: как правило, такой взгляд на киноработу — поверхностный, так как не имеет ничего общего с реальностью и с целями, которые вложили авторы в кино.  Главной из них — показать, что существование в криминальном мире ни к чему хорошему не приводит. 

Поэтому и в отношении «Слова пацана» речи о романтизации оказались, что называется, приукрашенными: ни авторы, ни актеры, ни сам Жора Крыжовников не вкладывали этот смысл в работу. А первое впечатление от героев в первых сериях, подчеркивает Елена Зархина, оказалось обманчивым  — как в принципе, во многих киноарботах криминального жанра. 

Однако с точки зрения сценария все-таки есть объяснение, рассказывает кинокритик Вячеслав Зобов, почему нападки и обвинения в сторону криминального кино не прекращаются — все дело в приемах, которые используют авторы для сближения героя со зрителем. Иначе, как отмечает эксперт, такой «фильм или сериал никто не станет смотреть».

Нам не был бы интересен Уолтер Уайт, если бы у него не было причин встать на криминальный путь, мы бы не сопереживали Саше Белому, если бы он не пал жертвой обстоятельств и точно также, мы бы не прониклись героям «Слова пацана» если бы их поступки были ничем не мотивированы. Кроме того, «Слово пацана» использует один из самых простых, но в то же время действенных сценарных приемов. Он называется «спасите котика». Его суть состоит в том, что персонажи должны сделать на экране что-нибудь хорошее. И вот, в первой серии герои спасают алкоголика, который уснул на улице и рискует замерзнуть насмерть. Это демонстрирует, что даже криминальные элементы способны сочувствовать и заботиться о других.
Вячеслав Зобов, кинокритик, культуролог
Причину, по которой взрослые и подростки, пусть даже не разделяющие тему преступности, сопереживают отрицательным героям, также объясняет клинический психолог сервиса PsyPsy Илона Багдасарян. По ее мнению, несмотря на то, что герои таких криминальных киноработ — от Саши Белого и Данилы Багрова до Вовы Адидаса и Пальто — совершают насилие, зритель проникается ими потому, что эти персонажи совершают и положительные поступки, имеют и положительные черты характера. Кто-то напорист, кто-то верен дружбе, а кто-то, как например, герой фильма «Брат» Данила Багров имеет «спорную, но собственную мораль». 

«Да, она идет вразрез с законом, с Уголовным кодексом, но она какая-то есть», — объясняет феномен эксперт. 

Иными словами, герои этих киноработ как и люди, нелинейны — они сложны, не идеальны, но также не обделены и положительными чертами. 
1706091111.png
Вторая причина же заключается в том, о чем мы говорили выше — многим людям, особенно из рабочих районов и регионов, такая иллюстрация жизни героев близка, потому что составляет их быт. «Так же как и сюжет Бригады, так же как и сюжет «Слова пацана», то есть для многих людей это действительно их жизнь». Ну и третья причина заключается в том, что некоторые люди являются такими же, как герои той или иной киноработы, — считает эксперт. 

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРЕДОТВРАТИТЬ РОМАНТИЗАЦИЮ?


Можно ли предотвратить романтизацию? Ответа в форме «да» или «нет» не найдется - потому что сама по себе романтизация отрицательных героев и криминальных фильмов, по мнению кинокритика и культуролога Вячеслава Зобова, - это следствие искаженного восприятия, сходятся во мнении эксперты. 
Сама по себе романтизация, в большинстве случаев, это вопрос неправильного восприятия. Да, Саша Белый, условно говоря, крутой - он сколачивает банду, ведет бизнес, водит дорогой автомобиль и может позволить себе жить на широкую ногу. Но при этом все его действия ведут к трагическим последствиям. Подростки копируют таких героев, так как они интересны. Но это не значит, что они не понимают сути того, что с ними происходит.
Вячеслав Зобов, кинокритик, культуролог
Клинический психолог сервиса PsyPsy Илона Багдасарян отмечает, что если подростки герои таких фильмов вдохновляют их повторять действия,  то «виноват в этом не фильм, а те причины, из-за которых именно эти дети решили вступить на этот путь». 

В этом-то виноват, все-таки, будет не фильм, в первую очередь, а именно то, почему именно эти подростки решили вступить на этот путь. Если дети будут повторять что-то плохое, родителям стоит подумать о том, как они их воспитывали, отчего получилось так. Такие истории напоминают споры по поводу влияния и компьютерных игр, и всего остального на неокрепшую психику. Однако самое плохое влияние на неокрепшую детскую психику, как мы знаем, оказывают неокрепшие взрослые.
Илона Багдасарян, клинический психолог сервиса PsyPsy
А кинокритик Елена Зархина резюмирует: сюжет сериала «Слова пацана. Кровь на асфальте» впоследствии разворачивается так, что отбивает всякую тягу к романтизации у молодежи и взрослых. У тех же, кто пережил те времена, драма вовсе не ассоциируется с романтическим чувством: бывшие участники и заставших группировки, признаются, что сериал «еще щадит зрителей» и некоторые из них даже не могут смотреть сериал из-за горьких воспоминаний. Для таких зрителей создатели «Слова пацана» даже оставили QR-код на сайт социально-просветительского проекта «Пацаны меняются», помогающего семьям и подросткам найти общий язык и понять друг друга в непростые периоды жизни. 
Помимо вопросов о романтизации, такие фильмы также не могут привести к насилию, считают эксперты. Они приводят аналогичный пример: уже на протяжении нескольких десятилетий идут споры о влиянии видеоигр на психику, которое приводит к стрельбам, убийствам и прочим преступлениям. Однако дело тут не в компьюетрных играх  — что, собственно, подтверждается многочисленными исследованиями — а в другом. Например: в воспитании и отношениях в семье, со сверстниками. В окружении и той среде, в которой живет человек.

Поэтому эксперты единодушны в том, что просмотр того или иного криминального кино само по себе не может привести к насилию. Елена Зархина, кинокритик отмечает: «Художественное произведение не в силах увеличивать уровень насилия. Об этом, кстати, неоднократно говорили и результаты различных исследований». 
Если кого-то сериал на криминальную тематику и сподвигнет к насилию, то этот человек уже без этого сериала был максимально предрасположен к насилию, был в группе риска. Это важно.
Илона Багдасарян, клинический психолог сервиса PsyPsy
Точно также и авторы кино не ответственны за реакцию, возникшую у зрителя, — отмечает Елена Зархина, — они ответственны лишь за результат проделанной работы.   



1703858024.png

НЕДАВНО «СЛОВО ПАЦАНА. КРОВЬ НА АСФАЛЬТЕ» ХОТЕЛИ ЗАПРЕТИТЬ, НО НЕ СДЕЛАЛИ ЭТОГО. А ЕСЛИ И ЗАПРЕЩАТЬ, ТО ЧТО ИЗМЕНЯТ ЗАПРЕТЫ? 


В самом начале мы упоминали о том, что требования закрыть «Слово пацана» были не шуточными — того просили родители, но в первую очередь, чиновники. Словесная баталия завершилась, когда Роскомнадзор подтвердил, что не нашел нарушений в сериале. Однако мы задались вопросом — а если бы и запретили, то что бы это изменило?

Наши эксперты опять сходятся во мнении — запреты не изменили бы ничего. Произошло бы, возможно, наоборот: интерес к криминальной драме в разы бы вырос. Потому что запреты, как бы удивительно это не выглядело, работают именно так. Или как говорится: «Запретный плод всегда сладок». 

Фото на обложке: Кинопоиск.ру
Подробно разбираемся в проблеме вместе с экспертами — кинокритиками и психологом
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru