Cодержание
ЖУРНАЛИСТИКА — ОСВЕЩАЕТ СОБЫТИЯ, PR — СОЗДАЕТ ИМИДЖ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗНЫЕ, ЖАНРЫ —ТОЖЕ
ЖУРНАЛИСТИКА РАБОТАЕТ НА АУДИТОРИЮ МАССОВУЮ, PR — НА АУДИТОРИЮ ЦЕЛЕВУЮ
КАКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЖУРНАЛИСТ, А КАКИМИ ПИАРЩИК?
ГДЕ РАБОТАЕТ ЖУРНАЛИСТ, А ГДЕ — ПИАРЩИК?
КОМУ ПОДОЙДЕТ РАБОТА ПИАРЩИКА, А КОМУ — РАБОТА ЖУРНАЛИСТА?
С переходом СМИ в интернет-пространство, многие люди перестали
отличать классическую журналистику от пиара. Различать перестали и
некоторые из поступающих в вузы, которые нередко перед заполнением
документов задаются вопросом: куда пойти — на журфак или рекламу? А
можно ли, окончив рекламу, стать журналистом? Да и вообще — чем
отличаются журналистика от PR?
Мы решили, что пора расставить все точки над «и». Рассказываем, что общего между журналистикой и PR, в чем отличаются эти сферы.
ЖУРНАЛИСТИКА — ОСВЕЩАЕТ СОБЫТИЯ, PR — СОЗДАЕТ ИМИДЖ
Журналистика информирует общество о событиях, проблемах. PR же, наоборот, стремится создать положительный образ компании, продукта или персоны.
И для этого пиарщики используют несколько методов: например, организуют мероприятия, создают контент и взаимодействуют со СМИ, чтобы продвинуть свой объект и увеличить спрос на товары и услуги. Журналистика же ничего не приукрашивает: она освещает события такими, какими они являются.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗНЫЕ, ЖАНРЫ —ТОЖЕ
У журналистов жанровая палитра разнообразна: от новостных заметок и
репортажей, до аналитических статей и трудоёмких расследований. Это всё используется для того, чтобы освещать происходящие события или
проблемы с разных сторон. В помощь приходят герои и эксперты, факты и
мнения.
PR-щики тоже пишут тексты, но не в таком количестве, как журналисты. И
пишут не обо всём, а о конкретном продукте.
ЖУРНАЛИСТИКА РАБОТАЕТ НА АУДИТОРИЮ МАССОВУЮ, PR — НА АУДИТОРИЮ ЦЕЛЕВУЮ
Скажем сразу: тут можно поспорить. Конечно, существуют нишевые издания, реже — телеканалы, радиостанции, которые занимают лишь
определённое место в мире СМИ. Однако на их фоне работают информационные агентства, редакции и каналы ТВ, которые в полной мере освещают события из всех сфер жизни: политики, культуры и искусства, спорта, развлечений, экономики.
Поэтому здесь ограничений нет. Стать постоянным читателем нишевого или массового СМИ может каждый.
В сфере PR все немного по-другому: она работает только на свою целевую группу. Допустим, компания занимается организацией молодежных вечеринок. Кто ее целевая аудитория? Конечно же, девушки и парни молодого возраста. Вряд ли такой продукт заинтересует пожилых людей. А раз целевая аудитория — молодежь, то и в освещении продукции пиарщики используют различные методы: от ярких цветов до мемов, сочных фотографий, заигрывающих с потенциальным покупателем.
КАКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЖУРНАЛИСТ, А КАКИМИ ПИАРЩИК?
Журналист и пиарщик пользуются разными инструментами в своей работе. Рассмотрим некоторые из них:
ГДЕ РАБОТАЕТ ЖУРНАЛИСТ, А ГДЕ — ПИАРЩИК?
Журналист, как правило, работает в средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио, интернет-издания), где он занимается сбором и обработкой информации, подготовкой репортажей, статей, интервью и других материалов. Журналисты могут работать как в офисе, так и удалённо.
PR-щик работает в основном в компании или организации, в рекламном агентстве, в PR-отделе. Пиарщики часто работают в отделах маркетинга или PR.
КОМУ ПОДОЙДЕТ РАБОТА ПИАРЩИКА, А КОМУ — РАБОТА ЖУРНАЛИСТА?
Работа журналиста подойдет тем, кто любит писать статьи и репортажи,
исследовать различные темы, общаться с людьми и работать в команде.
Работа PR-щика подойдет для тех, кто умеет находить оригинальные
решения, чтобы продвигать продукты или услуги, понимает и определяет
запросы целевой аудитории, анализирует информацию и знает основы
маркетинга и рекламы.
Я поинтересовалась у студентов первого курса «Высшей школы
журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, почему они решили
поступить на этот факультет и кем видят себя в дальнейшем.
Как видите, журналистика и PR похожи — эти сферы взаимодействуют с аудиторией, создают и распространяют контент. Но все-таки цели и подходы к работе с информацией принципиально разные.
Тем не менее, и журналистика, и PR могут взаимодействовать в некоторых аспектах. Например, журналисты временами используют информацию, предоставляемую пиарщиками, для создания статей и репортажей, чтобы рассказывать об их продукте, компании. А пиарщики сотрудничают с журналистами для распространения информации о своей организации.
изображение на обложке: freepik.com