Программа ДВИ для поступления на журфак в НИУ ВШЭ изменилась: как теперь готовиться к вступительным?
11 мин.
О новом формате, портфолио, основных ошибках и полезных советах поступающим поговорили с руководителем программы «Журналистика» Иваном Андреевичем Князевым
С 2024 года приемная комиссия Высшей школы экономики будет принимать абитуриентов факультета журналистики по новым правилам: все дело в программе вступительных испытаний, которая заметно изменилась по сравнению с прошлым годом.
Раньше ДВИ проходило в два этапа: на первом поступающие выполняли письменную работу в одном из жанров (информационное сообщение/обзор мнений), а на втором проходили собеседование с членами комиссий. Теперь же ДВИ состоит только из одного этапа — письменной работы, которую абитуриентам нужно будет выполнить в жанре эссе на одну из тем: литературную или социально-политическую. UPD: для тех, кто завершил обучение в общеобразовательных организациях Белгородской области, (организации указаны в Приказе Минпросвещения России от 07.04.2023 № 245) предстоит сдать творческое испытание в форме собеседования.
Объем работы, время на ее написание и количество баллов остались прежними. А вот количество тем на выбор увеличили до 8. Кроме того, критерии по каждому виду работы теперь свои — по правде говоря, оказались они вполне посильными.
Скриншот из новой программы вступительный испытаний НИУ ВШЭ программы «Журналистика» — с полной версией документа вы можете ознакомиться, нажав на ссылку (https://clck.ru/385kzb)
Скриншот из новой программы вступительный испытаний НИУ ВШЭ программы «Журналистика» — с полной версией документа вы можете ознакомиться, нажав на ссылку (https://clck.ru/385kzb)
Да, программа ДВИ упростилась, но вопросы о том, как теперь готовиться, хватит ли времени и к чему такие изменения, остались нерешенными. Именно об этом мы решили поговорить с академическим руководителем бакалаврской программы «Журналистика» Иваном Андреевичем Князевым.
ПОЧЕМУ ПРОГРАММУ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ИЗМЕНИЛИ?
По словам Ивана Андреевича, программу ДВИ изменили по нескольким причинам. Во-первых, не для того чтобы запугать абитуриентов, а, наоборот, облегчить им, обремененным подготовкой к ЕГЭ и поступлению, жизнь.
На самом деле все достаточно просто: мы решили позаботиться о наших абитуриентах, потому что прекрасно понимаем, каким сложным испытаниям они подвергаются в 11 классе: подготовка к ЕГЭ, затем сдача ДВИ. А в прошлом году вступительные испытания включали еще два этапа: собеседование и письменную работу. Это достаточно серьезная нагрузка как психологическая, так и физическая. И мы решили просто, что называется, упростить им жизнь, при этом не снижая качества дополнительных вступительных испытаний.
Иван Андреевич Князев, академический руководитель бакалаврской программы «Журналистика»
По этой же причине прежние жанры письменной работы заменили одним — эссе. Ведь раньше выпускникам школ приходилось где-то дополнительно готовиться, изучать законы этих форматов. А это, по мнению Ивана Андреевича, не совсем правильно: все-таки, поступают абитуриенты именно за тем, чтобы научиться писать в разных журналистских жанрах. Да и потом, эссе как жанр даст более полное понимание того, насколько хорошо поступающий владеет пером и словом, ежели информационнное сообщение или обзор мнений.
Почему мы решили остановиться на эссе? Потому что этот жанр позволяет выявить у наших абитуриентов писательские способности, развитость кругозора и знания школьной программы по литературе, владение русским литературным языком, умение критически мыслить, в том числе, разбираться в разных вопросах. В принципе, это те качества, которые должны быть у будущего журналиста.
Иван Андреевич Князев, академический руководитель бакалаврской программы «Журналистика»
КАКИЕ КАЧЕСТВА ПОСТУПАЮЩЕГО ПРОВЕРЯЮТ С ПОМОЩЬЮ ЭССЕ?
Как мы уже упоминули, изменились также критерии, которые оценивают каждый вид письменной работы — литературной и социально-политической. Например, оценивать теперь будут также наличие авторской позиции и самостоятельность суждений.
Разумеется, критерий добавили, потому что изменился жанр работы. Об этом же говорит и Иван Андреевич: «Отмечу, сам жанр эссе предполагает определенный авторский анализ на ту или иную тему — от того критерий и появился».
Но если говорить о самой журналистике и ее жанрах, разве авторская позиция позволительна? Или продемонстрировать ее абитуриенту нужно будет разве что на вступительных? Оказывается, и в первом и во втором случае выдвигать авторскую позицию — не значит иметь журналистское клеймо, скорее, наоборот. Иван Андреевич объясняет это явление тем, что медиапространство стремительно развивается, информации вокруг нас становится все больше, а возможностей разобраться в ней самостоятельно — все меньше.
Поэтому вырабатывать авторскую позицию стоит не только для сдачи вступительных — она пригодится на будущей работе.
Однако авторской позиции, грамотности, знаний литературы все равно будет недостаточно для того, чтобы написать хорошее эссе. Кроме этого, абитуриенту еще нужно быть в курсе событий, происходящих в обществе, стране и мире. Иначе, как отмечает Иван Андреевич, раскрыть одну из социально-политических тем не получится.
Абитуриенты у нас будут писать эссе либо на литературную, либо на социально-политическую тему. И если человек не разбирается в каких-то общественно-значимых процессах, которые происходят в стране и в мире, то вряд ли ему удастся хорошо написать эту работу. Даже литературные темы у нас подобраны таким образом, что они так или иначе не теряют свою актуальность. Они позволяют проводить параллели между явлениями жизни, описанными в литературе, и теми, которые происходят сегодня. А это подразумевает, что наш абитуриент, помимо чтения литературы, еще интересуется тем, что происходит в жизни.
Иван Андреевич Князев, академический руководитель бакалаврской программы «Журналистика»
А КАК ЖЕ ПОРТФОЛИО?
Принести портфолио на вступительные и рассчитывать на дополнительные баллы от членов жюри во многих вузах считается обычной практикой. Да и Высшей школе экономики раньше члены комиссии принимали его, задавали вопросы по публикациям, подкастам или проектам абитуриентов.
А с этого года готовить его не нужно— по словам Ивана Андреевича, именно качество письменной работы поможет экспертам понять и оценить способности поступающего. В принципе, это даже на руку абитуриенту — не придется лишний раз обивать пороги местных редакций, писать заметки в газеты, а посвятить это время подготовке.
Мы тоже переживали по этому поводу. Но пришли к выводу, что если человек уже имеет какой-то опыт в медиа сфере, например, он уже печатался в районной газете, вел Телеграмм канал или стажировался в школьной редакции, то его умения найдут отражение в эссе. У такого человека уже рука набита, он лучше владеет словом. И, соответственно, оценка у него будет выше, потому что он просто лучше остальных напишет работу...
А если он не напишет хорошо, то, наверное, этот человек еще пока не очень хороший журналист. Даже если он уже где-то работает, записывает подкасты, пишет заметки. Примерно такая логика.
Иван Андреевич Князев, академический руководитель бакалаврской программы «Журналистика»
КАКИХ ОШИБОК СТОИТ ИЗБЕГАТЬ В НАПИСАНИИ ЭССЕ?
Да, первые эссе еще не написаны, и пока говорить о распространенных ошибках, казалось бы, рано, но Ивану Андреевичу нашлось, что сказать на этот счет. По его словам, ошибки связаны, как правило, с двумя аспектами работы —содержанием и стилистикой. И совершают их поступающие лишь потому, что выходят за рамки жанра. Отсюда и закономерный совет: в процессе подготовки познакомьтесь с особенностями жанра эссе.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ НА ЖУРФАК: ГЛАВНЫЕ СОВЕТЫ
До вступительных испытаний еще полгода — на первый взгляд, времени сполна хватит, чтобы подготовиться и к эссе. Однако если вы рассчитываете на высокий балл и бюджетное место, то Иван Андреевич советует «готовиться уже сейчас»: сперва ознакомьтесь с критериями, требованиями и темами к каждому виду письменной работы. Пробуйте дома набивать руку: пишите самостоятельно на одну, другую тему.
И хотелось бы сказать поступающим следующее: не нужно волноваться о сдаче ДВИ. Литературные темы подобраны таким образом, что в рамках школьной программы вы уже сталкивались с этими произведениями и проблематикой. Тоже самое можно сказать о социально-политических темах: даже если человек совсем не интересуется тем, что происходит в обществе, стране и мире, он все равно так или иначе что-то слышал и сможет осилить одну из предложенных тем.
Иван Андреевич Князев, академический руководитель бакалаврской программы «Журналистика»
И потом, не забывайте главное — эссе проверяет не только ваши писательские способности, но и эрудированность, критическое мышление. Поэтому, помимо письма, не забывайте выполнять простые вещи: читайте школьную программу, новости, чтобы быть в информационной повестке, да и в принципе СМИ — чтобы знать, какие события происходят вокруг.
Фото на обложке: официальное сообщество Вконтакте «Высшая Школа Экономики»
О новом формате, портфолио, основных ошибках и полезных советах поступающим поговорили с руководителем программы «Журналистика» Иваном Андреевичем Князевым