Хаяо Миядзаки - это известный всему миру японский мультипликатор, режиссер и сценарист. Его творчество знакомо не только поклонникам аниме, но и любителям добрых и светлых историй. Тем, кто по-прежнему верит в волшебство и магию.
Рассказываем, в каких произведениях звучат основные темы творчества Хаяо Миядзаки. И чем вообще его анимация уникальна.
В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА МИЯДЗАКИ?
Вселенные Миядзаки невозможно забыть или перепутать с другими — они похожи на фантастику, переплетенную с реальностью. В 1985 году Миядзаки вместе со своим другом и коллегой Исао Такахатой основали легендарную анимационную студию Ghibli («Гибли» или «Джибли»). А уже спустя 17 лет, в 2003 году, фильм «Унесенные призраками» завоевал премию «Оскар» — эта почетная награда принесла автору всемирную славу и признание.
Рассказываем, в каких произведениях звучат основные темы творчества Хаяо Миядзаки. В отличие от других режиссеров Миядзаки никогда не пишет сценарии, прежде чем сесть за мультипликацию. Он придумывает сюжет на ходу и переносит поток сознания на бумагу, пользуясь исключительно фантазией и вдохновением.
Кроме того, Миядзаки остается приверженцем мультипликационных традиций, несмотря на век компьютерных технологий: вместе с командой он вручную прорисовывает каждую деталь работы. Потому что знает: кисть художника создаст более живые и тонкие образы, чем запрограммированная машина.
Миядзаки снимает мультфильмы не только для детей, но и для взрослых. Его истории просты, но в каждой таится скрытый смысл, наполненный отсылками к японскому фольклору, личными эмоциями и переживаниями, а также антивоенным, экологическим и феминистическим подтекстом.
ПАЦИФИЗМ
Хаяо Миядзаки родился в 1941 году в Токио во время Второй Мировой войны. Его дядя был владельцем, а отец — директором авиационного завода, производившего детали истребителей для нападения на Перл-Харбор. После войны мама мальчика болела туберкулезом, переводилась из больницы в больницу, и потому семья часто переезжала.
С самого детства режиссер обожал небо и самолеты, но ненавидел и презирал любые войны. Он даже призывал правительство Японии взять ответственность за участие во Второй мировой войне. В 2003 году Миядзаки отказался присутствовать на церемонии вручения премии «Оскара» из-за бомбардировок Ирака, устроенных США.
В своих работах он стремится показать, что даже солдат, отправляющийся на войну с добрыми намерениями защищать Родину сталкивается с ужасами и разрушениями, которые уничтожают его душу.
ВЕРА В ЧУДЕСА
Младшее поколение называет Миядзаки добрым сказочником и волшебником. Но не многие знают, что на самом деле автор является заядлым пессимистом и мизантропом. Он с нетерпением ждет, когда море поднимется и затопит Японию, а на руинах цивилизации вырастут высокие травы. Однако, в своих работах автор призывает раскрашивать свою будничную жизнь, поверив в чудо и сказки.
ЛЮБОВЬ
В начале 80-x годов романтические отношения между героями были особенно популярны, но Миядзаки шел против шаблонов. В своих мультипликациях любовь никогда не была двигателем сюжета. Он не любил истории Disney, где спасение принцессы в беде принцем являлось кульминацией, после которой герои обязательно поженятся. Наоборот, в его мультфильмах часто отважные девочки спасали героя и помогали ему, и их отношения строились на взаимопомощи и дружбе. Безусловно, Хаяо Миядзаки давал полупрозрачные намеки на развитие первых чувств между героями, однако те не видели тонкую грань между дружбой и любовью.
В 1995 году вышел фильм «Шепот сердца», где Миядзаки был только сценаристом, но при этом руководил процессом, занимаясь раскадровкой. Необычно, что на основе сюжета лежит школьная подростковая романтика, где Миядзаки воссоздает идеальный образ любви, когда персонажи вдохновляют друг друга и становятся лучшей версией себя. Впервые признание в любви стало кульминацией в фильмах «Ходячий замок» и «Ветер крепчает». Любовь для Миядзаки означает плавный переход из дружеских отношений, основанных на взаимопомощи, заботе и равноправии.
ЗАБОТА О ПРИРОДЕ
По мнению Хаяо Миядзаки, природа — это главная ценность, о которой нужно заботиться людям. В его работах одной из основных тем является противостояние между силами природы и технологическим прогрессом. Для режиссера природа — это полноценное действующее лицо, которое грустит, радуется или страдает вместе со зрителем. В каждом фильме Миядзаки есть красочные пейзажные, созданные для любования красотой природы. На контрасте он демонстрирует, как человеческое вмешательство разрушает окружающую среду.
Не случайно, именно Тоторо стал символом студии Ghibli. Образ природы напрямую ассоциируется с добрым лесным духом. Таким образом, режиссер доносит мысль, что если человек будет заботиться и уважать природу, то она откроет перед ним волшебный мир.
ВЗРОСЛЕНИЕ И ПОИСК СЕБЯ
Тема взросления, поиска своего предназначения и потребности в самореализации часто отображается в картинах японского мультипликатора. Обычно основными персонажами являются дети или подростки, которым предстоит преодолеть страхи и трудности, чтобы стать взрослыми. Хаяо неуклонимо повторяет мысль: взросление не всегда означает бунт против старшего поколения.
ФЕМИНИЗМ
Несмотря на тот факт, что мультфильмы Миядзаки автобиографичные, главными персонажами являются девушки. За исключением картин «Порко Рoccо» и «Ветер крепчает», где встречаются взрослые мужчины.
Его героини смелые и отважные, они сражаются за справедливость, помогают слабым и заботятся о природе, делая это не только ради любви. Миядзаки категорически не хватало храбрых женских персонажей, поэтому он решил создать их сам: чаще всего на экранах мы видим маленьких девочек, которые совершают серьезные подвиги благодаря упорству и доброму сердцу. Миядзаки показывает, что внутренняя сила и душевная красота намного важнее внешней.
Как для пацифиста и человека японских традиций, для Хаяо Миядзаки война не имеет женского лица.
В его произведениях также много женских антагонистов, которые ошибаются, обижаются, злятся и завидуют. У Миядзаки не бывает картонных злодеев, которые совершают зло ради зла. Каждый из них может поменять свое мнение и измениться в лучшую сторону. Например, Госпожа Салиман из фильма «Ходячий замок» останавливает войну между двумя государствами, которую изначально с радостью начала. А Софи, превратившись в старуху, не пугает потеря красоты и молодости: наоборот, проклятие освобождает ее от прежних комплексов.