Английский язык по-прежнему остается одним из востребованных языков в мире, что подтверждается результатами мониторинга компании Duolingo, международным индексом и другими исследованиями. Да и без цифр школьники понимают, что добиться успехов в карьере без знания английского сейчас — практически нонсенс.
Опросы различных лет показывают, что ребята действительно хотят освоить этот иностранный язык: в 2021 году, онлайн-школа Skysmart поделилась данными опроса, в котором выяснилось, что 60% учеников были не против углубленно изучать английский в своей школе. А спустя два года среди желающих было уже 72% школьников и родителей, узнала образовательная компания “ЯКласс”.
Правда, на общем энтузиазме все и заканчивается. Над домашкой по английскому сидит вся семья, ребенок вроде ходит на уроки, учится на четверки и пятерки, а поговорить лучше, чем на “ломанном” английском, не может. С таким багажом знаний он поступает в университет. А как оценивают преподаватели его компетенции на парах? Едва ли радуются.
Специалисты Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ четыре года назад опрашивали студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и выяснили, что у 49% студентов языковые навыки находятся на начальной стадии. А на уровне носителя общаются лишь 2% студентов. При этом эксперты подчеркнули тогда, что причина низкой языковой подготовки не в вузах, а в школах. Круг замкнулся.
Уточним: это исследование проводилось в 2019/2020 годах, и многое могло измениться с того времени. Поэтому ПУ провел собственный опрос среди читателей — школьников и узнал, как они оценивают свой английский, что им не нравится в школьных уроках по этому предмету.
И что же выяснилось? Оказалось, что около трети из них владеют английским практически на таком же базовом уровне, что и те 49% студентов. При этом почти половина из опрошенных — хорошисты. А почти 35% подтягивает английский вне стен школы — с репетитором или в онлайн-школе.
Об уроках читатели тоже рассказали, и большинство (32,7%) сошлись во мнении, что уроки английского слишком скучные. Некоторые из школьников объяснили, что на занятиях им не хватает разговорной практики, потому что в группе слишком много учеников — учитель просто физически не успевает поговорить на английском с каждым.
Главная проблема школьного преподавания английского в величине групп. Для изучения любого языка принципиально важна практика, т.е. говорение. И даже если разделить класс на две группы (примерно по 10-15 человек), за урок вряд ли успеют попрактиковаться все.
Ученик N
Не хватает практики разговорного Английского.
Ученик N
Слишком слабый уровень. В прошлой школе я занималась интенсивнее.
Ученик N
Результаты, скорее всего, ни взрослых (ни детей) уже не удивят. Но почему школьники не могут овладеть английским? Что не так с образовательными программами по этому предмету? И как в таком случае нужно преподавать этот иностранный язык? В этих и других вопросах ПУ разобрался вместе с экспертами — учителями английского языка из разных уголков России и Академическим руководителем бакалаврской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» НИУ ВШЭ.
10 ЛЕТ ШКОЛЬНИКИ УЧАТ АНГЛИЙСКИЙ, НО ВЫПУСКНИКИ ПЛОХО ЗНАЮТ ЭТОТ ЯЗЫК. ПОЧЕМУ?
Исходя из официальных данных Издательства Кембриджского университета (Cambridge University Press), чтобы выучить английский язык практически до уровня носителя языка, то есть C1 (Advanced), новичку потребуется около 730-1050 часов обучения. Такая разница во времени объясняется разными причинами: мотивацией ученика, интенсивностью занятий и профессионализмом преподавателя.
В России школьники обычно начинают изучать английский со 2 класса и занимаются им вплоть до 9 или 11 класса. И если отталкиваться от количества рекомендованных часов, прописанных в федеральным рабочих программах (ФРП), то для учеников начальной школы (1-4 классы) рекомендуется уделять 204 часа в год; для учеников средней (5-9 классы) — 510 часов; для старшей (10-11 классы) — 204 часа (базовый уровень). Итого, в среднем, за все школьное обучение ученик должен освоить язык за 714 или 918 часов (в зависимости от того, ушел он после девятого класса или нет). В принципе, это значит, что он либо выучит английский до уровня В2, либо вообще перейдет порог и станет говорить на этом иностранном языке, как на родном русском.
Но, как видно, большинство говорит на английском на уровне А2-В1, единицы доходят до В2. Так почему же выпускники, изучающие английский на протяжении 10 лет, не могут освоить его?
По словам Светланы Викторовны Боголеповой, Академического руководителя бакалаврской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» НИУ ВШЭ, школьники плохо владеют английским по двум причинам: во-первых, они просто не мотивированы изучать его, поскольку не используют этот иностранный язык в повседневной жизни; а во-вторых, потому что у школьников нет возможности поддерживать и развивать навыки — кругом не ходят иностранцы, с которыми можно общаться, которым можно писать и так далее.
Мне видится, низкий уровень владения английским языком может иметь несколько причин. Во-первых, многие школьники не имеют мотивации к изучению иностранного языка, потому что он не является неотъемлемой частью их повседневной жизни. Многим достаточно информации и ресурсов на родном языке, в круг их общения не входят иностранцы. Во-вторых, не все ученики имеют достаточные ресурсы для овладения коммуникативной компетенцией во всем ее разнообразии (ведь человек должен уметь и читать, и писать, и слушать, и говорить на иностранном языке, причем с учетом культурных факторов и коммуникативной ситуации), не все имеют возможность поддерживать постоянный контакт с языком, что является необходимым условием для его усвоения.
Светлана Викторовна Боголепова, Академический руководитель бакалаврской программы "Иностранные языки и межкультурная коммуникация", доцент ШИЯ НИУ ВШЭ
Однако учительница английского языка Вероника Сергеевна Мушкарина (г. Челябинск) считает, что далеко не все ученики плохо знают английский. Эксперт приводит в пример русский язык — его тоже изучают беспрерывно, но грамотно пишут немногие выпускники.
В то же время Вероника Сергеевна соглашается, что английский дается легко не всем детям потому, что при изучении его приходится много зазубривать — а на такую жертву готов пойти не каждый школьник (с чем ребята, скорее всего, согласятся).
Преподавательница английского языка, Ксения Владимировна Романова (г. Муравленко, ЯНАО), соглашается с профессиональной коллегой — не все выпускники школ плохо знают этот иностранный язык. А низкие показатели, продолжает эксперт, тоже объясняются тем, что некоторые ребята недостаточно мотивированы изучать английский.
Не все выпускники школ знают плохо английский язык. Многие из них выбирают его в качестве ЕГЭ. Другая же часть школьников в недостаточной степени изучает английский, наверное, в силу плохой мотивации, считая, что этот язык им в жизни не пригодится. Потому что, как мы знаем, ребята изучают только те предметы, которые считают необходимыми и интересными. Возможно, на каком-то определенном периоде обучения пропала мотивация по изучению иностранного языка.
Ксения Владимировна Романова, учительница английского языка
Да, мотивации у многих детей действительно не хватает. И, возможно, это — одна из основных причин. Но по мнению Анастасии Владимировны Зиминой (г. Санкт-Петербург), на одной лишь мотивации весь список проблем не заканчивается. Напротив — он только разворачивается, и стоит лишь начать пальцы загибать: эксперт объясняет, что кроме интереса выучить английский мешают, во-первых, большие группы по 15-16 человек (при норме в 6-8 учеников), из-за которых у школьников и учителей нет возможности практиковать общение на английском. Во-вторых, разность в успеваемости учеников: кто-то только алфавит усвоил, а кто-то уже может беседовать на элементарные и сложные темы.
Фото: группа Вконтакте (https://vk.com/exam_pass)
Вдогонку к успеваемости возникает проблема с домашним заданием, которое школьники, как правило, выполняют с помощью ГДЗ, переводчика, искусственного интеллекта или даже репетитора — в общем, чего угодно, только не самостоятельно. И учитель в таком случае, продолжает Анастасия Владимировна Зимина, рассчитывает только на то, что дает на уроке.
Понятно, что такими темпами осилить английский можно будет разве что удвоив подсчеты Издательства Кембриджского университета.
В послужной список добавляются проблемы, связанные не только с учениками, но и учителями — эксперт отмечает низкий уровень преподавания. А еще — скучные, непоследовательные учебники (речь не только о Spotlight, а еще Forward, например, тоже) и отсутствие единства в образовательной программе (в связи с переходом на «Золотой стандарт»). Со всеми этими недостатками педагогам ничего не остается делать, как только смириться.
С последними разберемся подробнее.
ЧТО НЕ ТАК С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ И УЧЕБНИКАМИ?
Школьные образовательные программы критикуются уже не первый год, и в этом смысле английский язык тоже не остался в стороне. Программы по этому предмету часто обвиняют в том, что на разные по уровню сложности и важности темы не всегда выделяют равномерное количество часов. Из-за этого одну тему школьники усвоили быстро, с другой справляются хуже — обычно с теми, что связаны с грамматикой, конечно.
Другое дело, что образовательная программа — всего лишь инструмент, а уже учитель определяет, как им пользоваться и какая методика обучения здесь подойдет. Поэтому две группы одного и того же класса могут изучать иностранный язык, что называется, на контрасте: первые поглощают темы одну за другой, вторые, зевая, торчат на одном месте.
Вот и Вероника Сергеевна отмечает, что найти какую-то конкретную проблему в образовательных программах сложно — «у каждого учителя найдутся свои проблемы и свое видение того, чтобы он поменял». Но если говорить о своем опыте и опыте коллег, то эксперт подчеркивает, что сложно освоить английский язык без постоянной практики. А в расписании у школьных групп из более чем десятка человек английский обозначен всего лишь 2-3 уроками. Хотелось бы, разумеется, иного подхода.
Также мы очень долго говорим про переход от грамматико-переводного подхода к изучению иностранного языка. Это тот принцип, когда наши мамы папы очень хорошо могли переводить со словарем, но не разговаривали. Очень уже давно говорим про переход к разговорному принципу обучения. Но на деле во всех проверочных работах федерального или школьного уровня проверяют в малой степени разговор, а больше делается упор непосредственно на грамматику и так далее. Да, мы можем с блеском знать все три формы неправильного английского глагола, но не сможем применить их в разговоре с иностранцами.
Вероника Сергеевна Мушкарина, учительница английского языка
А Ксения Владимировна Романова нашла изъян в другом — в несостыковке образовательных программ по русскому и английскому языкам. Да, старшеклассников она вряд ли заденет, но вот детей начальной школы, которые только начинают изучать английский, вполне: «Во втором классе, когда начинается изучение иностранного языка, некоторые части речи, с которыми ребенок знакомится на английском языке, еще в недостаточной степени изучены на уроках русского. Эта несогласованность, понимание русского и английского языка, наверное, в какой-то мере влияет на его понимание».
Анастасия Владимировна Зимина же, напротив, назвала причины, которые по большому счету коснулись всех учреждений: «В образовательных программах по английскому языку размытые фразы про компетенции, универсальные действия и прочее. Нет четкого понимания, что и на каком этапе должно быть освоено». По-хорошему, продолжает эксперт, все должно быть четко определено: какие конструкции, слова, правила изучают школьники в том или ином классе.
В образовательных программах по английскому языку размытые фразы про компетенции, универсальные действия и прочее. Нет четкого понимания, что и на каком этапе должно быть освоено.
Я считаю, все должно быть разложено по полочкам. Например, в 5 классе такие-то темы, базовые слова, грамматические конструкции, такие-то тексты читать, в таких форматах и жанрах уметь писать и так далее. Так, чтобы галочку можно было поставить рядом с этим пунктом. Хотя, наверное, слишком идеально. В этом году по программе из конструктора просто даны лексические темы и... они практически одинаковые с 5 по 9 класс!
Анастасия Владимировна Зимина, учительница английского языка
К слову об учебниках.
С введением «Золотого стандарта» 1 сентября 2023 года, все школы обязаны учить детей по единым государственным учебникам. Правда, подготовить сами книги по всем школьным предметам, по словам главы Министерства Просвещения Сергея Кравцова, планируется ведомством до 2025 года.
Пока учреждения могу использовать пособия, утвержденные приказом Министерства от 21 сентября 2022 года — в их числе наиболее популярным оказался УМК Spotlight (Спотлайт) для базового уровня. Сам учебник этого учебно-методического комплекса неплохой, раз оказался в перечне. Однако некоторых учителей он не устроил — и ладно бы, если единиц, но в 2018 году была создана даже петиция на известной платформе для общественных кампаний. Ее подписало 504 человека. Чем же УМК так не устроил, может быть он тоже мешает освоить школьникам иностранный язык?
В этом вопросе эксперты, несколько недоумевая, сошлись во мнении: УМК им нравится. Вероника Сергеевна отмечает, что у этого учебно- методического комплекса есть много дополнительных материалов. Например, подготовка к ОГЭ, грамматические упражнения, домашнее чтение и другое. Ксения Владимировна добавляет, что, возможно, и есть разница между европейским и отечественным изданием, но «в любом случае, современные учебники пытаются быть максимально приближенные к тем, что издаются в англоговорящих странах».
Анастасия Владимировна тоже нашла, за что похвалить УМК — лично эксперту нравятся первые 5 разделов учебно-методического комплекса для 5 класса: «Из плюсов, более или менее структурированы (скажем так, была сделана неплохая попытка), есть неплохая рабочая тетрадь, книга для чтения, языковое портфолио для средней школы, песенки (не все идеальные, но тем не менее), тренировочные упражнения для ЕГЭ для каждого класса. Хороший подбор тем, в принципе все указанное в программе более или менее отражено».
Это, если говорить о плюсах. А вот в случае с минусами придется опять загибать пальцы. По словам Анастасии Владимировны, во всех учебниках для пятых, шестых, седьмых и восьмых классов дается много теории и мало упражнений для закрепления. Лексики на разные случаи жизни тоже очень много. Понятно, что дети половины слов не запоминают. Да и сам материал зачастую собран в одну кучу — наряду с мистическими историями идет описание картин кубистов, например. Естественно, это сбивает с толку и учителя, и учеников.
Фото: группа Вконтакте (https://vk.com/exam_pass)
КАК ПОДХОД УЧИТЕЛЕЙ ВЛИЯЕТ НА МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ?
В нашем опросе школьники подтвердили и прокомментировали тот факт, что занятия английского скучные, что им не хватает разговорной практики. И что зачастую они повторяют один и тот же материал из урока в урок.
Понятно, что в ряде случаев учителя оказываются пленниками обстоятельств: у одних педагогов нет проекторов или колонок, чтобы проводить уроки в интерактивном формате. У других нет возможности начать новую тему, потому что старую не осилило половина группы. Но по мнению Ксении Владимировны Романовой есть другая, не менее весомая причина — большая нагрузка на учителей. Из-за нее педагогам «не всегда удается качественно и целостно подготовиться к уроку».
У школьных учителей не всегда есть возможность практиковать собственную устную речь с носителями языка и совершенствовать ее. Это опять же происходит как из-за недостатка времени, так и других, возможно, причин.
Ксения Владимировна Романова, учительница английского языка
С тем фактом, что учителя действительно загружены, соглашается Вероника Сергеевна Мушкарина. Но в то же время эксперт наблюдает другое распространенное явление среди педагогов — это «четкое убеждение учителя в том, что именно его предмет самый важный». На этом фоне ребенок, который в силу возраста воспринимает и запоминает гораздо меньше информации, перестанет и учителя воспринимать, и предмет любить.
Чтобы избежать этого, считает эксперт, от учителя потребуется мастерство правильно распределить программную нагрузку, работать с каждым учеником индивидуально. Тогда все смогут успешно освоить английский.
Анастасия Владимировна Зимина тоже соглашается с Ксенией Владимировной Романовой и вдобавок с опрошенными ПУ школьниками: учителя мало разговаривают с детьми на английском. Почему — эксперт уже объясняла ранее. Но кроме вышеуказанных причин есть еще несколько факторов: это и соревнования на перегонки с образовательной программой («пробежать» учебник), банальное, но распространенное профессиональное выгорание, апатия. А классными руководителям среди предметников приходится уделять внимание должностным обязанностям: общению с родителями, разбору полетов.
Хотя в целом учителя английского, на мой взгляд, самые энергичные, предприимчивые и креативные. Они постоянно в каких-то идеях, конкурсах и прочем движе. Плюс у этих педагогов хорошо развит кругозор.
Анастасия Владимировна Зимина, учительница английского языка
КАК ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ УРОКИ АНГЛИЙСКОГО, ЧТОБЫ ДЕТИ ХОТЕЛИ ОСВОИТЬ ЭТОТ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК?
Ну и, наконец, самый важный вопрос — что нужно сделать учителям (а, возможно, и ученикам), чтобы уроки стали живыми, интересными, увлекательными? Чтобы ребята успешно осваивали английский язык, а педагоги гордились и радовались успехам своих подопечных?
Как считает Светлана Викторовна Боголепова, на этот вопрос нет единого ответа, поскольку «все будет зависеть от ситуации и целей обучения». Однако, продолжает эксперт, есть определенные пункты, которые следует соблюдать.
Здесь нужна методически выверенная работа и на уровне отдельного занятия, и на уровне учебного курса. Важно, чтобы на этих уровнях были четко прописаны цели обучения, чтобы и преподаватели, и ученики знали, к чему стремиться. Необходимо, чтобы преподаватель имел достаточные временные и иные ресурсы для достижения поставленных целей, был методически подготовлен, чтобы верно структурировать занятие, имел поддержку методического объединения и более опытных коллег. Важно четко и последовательно выстроить оценивание, чтобы отслеживать движение к образовательному результату и иметь возможность вовремя закрыть пробелы. Конечно, мы работаем в эпоху личностно-ориентированного обучения, поэтому стараемся по-максимуму вовлекать и мотивировать студентов на занятии, однако урок - только часть сложного процесса обучения, на результативность которого влияют множество факторов.
Светлана Викторовна Боголепова, Академический руководитель бакалаврской программы "Иностранные языки и межкультурная коммуникация", доцент ШИЯ НИУ ВШЭ
По мнению Ксении Владимировны Романовой, такие уроки должны быть практико-ориентированными и интегрированными, чтобы английский в глазах школьников был не просто одним предметом из списка, а способом общения в различных жизненных обстоятельствах. Для того чтобы выстроить уроки, можно провести анкетирование в группе и выяснить, какие темы ученикам интересны, о чем бы они хотели поговорить: от моды и спорта до науки и кино.
И, разумеется, такие занятия должны быть интерактивными: работа в команде или парами, например.
По словам Анастасии Владимировны Зиминой, уроки английского должны быть прежде всего динамичными, а не монотонными: «Интересный факт, поделка руками, проекты, песенки, скороговорки, подкасты, видео, музыка, кроссворды, сканворды, квизы, современные картинки (дети любят бумажные карточки больше чем в презентации, кстати), какое-то движение (стандартная физкультминутка для малышей и "вечеринки"- общение для взрослых, опросы не за партами), яркие ручки, карандаши, наклейки».
Но не только занятия должны быть креативными — по мнению эксперта, сам учитель должен вдохновлять и мотивировать ребят учить английский язык. А стать таким, минуя профессиональные трудности, не просто. Но важно.
Фото: группа Вконтакте (https://vk.com/exam_pass)
«Чтобы сделать уроки интересными, у каждого учителя есть свои приемы и фишки», — отвечает Вероника Сергеевна Мушкарина. Но вовлечь в интерактив мало — каждому школьнику все равно придется вкладывать силы в изучение языка, учить, выполнять домашние задания, готовиться к работам.
А учителю, — продолжает эксперт, — важно быть гуманным и интересным человеком. Педагогом, который понимает детей и может увидеть мир их глазами. Тогда не только уроки станут интересным, но и настоящая отдача от детей возникнет.