Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
рейтинг вузовкаталог сочиненийНа практику — в ПУ!СПбГУвопрос-ответсоветы психологастудентамОГЭПоступление 2024лайфхакиподготовка к ОГЭновости кинонеделиприемная кампания 2024исследованиепутешествиярецензияжурфакРособрнадзоржурналистика75 лет ПобедыотношенияДевятиклассникамЕГЭ-2022хоббисаморазвитиеинтересные фактыкарьераинтервьюрейтингУчебапоступлениеличный опытКак сдать ЕГЭВУЗродителиЕГЭ-2024что посмотретьлайфхакиКаталог вузовКаталог профессийКорейская волналитературабуллингподготовка к ЕГЭЧто почитатькнигирусский языколимпиадыподготовка к экзаменамВаши историиЕГЭ 2018олимпиадавузыновостипрофориентациятрендымузыкаМинистерство образованияПсихологияна практику — в ПУ!опросКнижная полка ПУобразованиеЕГЭ 2024историяэкзаменыВостребованныеНовый годволонтерствоКем бытьЕГЭ-2025Куда сходитьфильмы и сериалыкуда поступатьСанкт-ПетербургшколаразвлечениякинопрофессииподросткикарантинСочинениекультураитоговое сочинениеработаКолледжиКонцертсоветыискусствоТеатрувлеченияМГУмода и стильспортЛучшее на Стене
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 12

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

Обществознание скоро перестанут преподавать с 6-7 классов: почему программу меняют, что будет с ОГЭ/ЕГЭ и знаниями школьников?

10 минут

В этих и других вопросах ПУ разбирались вместе с экспертами — учителями истории и обществознания высшей категории

Еще 20 января со слов сенатора Екатерины Алтабаевой стало известно, что школьный предмет «Обществознание» в скором времени будут преподавать, скорее всего, с 9-10 классов, а не с 6-7-х, как сейчас. 

О том, почему предмет перенесут в старшие классы, мы писали в начале этой недели. Но повторимся: по словам Екатерины Борисовны, изменение связано с тем, что нынешняя программа «по своему содержанию не отвечает той суверенной системе образования, единому образовательному процессу, который мы сейчас выстраиваем». 
Программа переезжает: школьный предмет «Обществознание» будут преподавать с 9 класса
Об этом сообщила сенатор Екатерина Алтабаева. Новый учебник и изменения в программе по этому предмету уже готовятся
Читать далее
Раз программа меняется, то изменятся учебные часы: сенатор также сообщила, что внести изменения по перераспределению часов в учебном плане школьной программы по этому предмету могут уже с 1 сентября 2024 года. И, скорее всего, их выведут в 9-10-е классы. 

Напомним, что к обновленной программе готовится и соответствующее учебное пособие, в котором ключевой идеей, по словам главы Министерства Просвещения Сергея Кравцова, станет суверенитет России. Действующий учебник по мнению министра «был, мягко скажем, либеральным». 

Будем честны: заявление сенатора, прозвучавшее мельком в радиоэфире, в момент стало громкой ошеломительной новостью, которая вызывает больше вопросов, чем дает ответы. Почему программу меняют? Будут ли школьники хуже знать этот школьный предмет? Отменят ли ОГЭ по обществознанию и что будет с ЕГЭ? В этих и других вопросах нам помогли разобраться эксперты — учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории Юлия Сысолятина и Станислав Аманов.

ПОЧЕМУ ПРОГРАММУ МЕНЯЮТ? 


Если отталкиваться от слов сенатора про «суверенную систему образования», то речь шла, судя по всему, о «Золотом стандарте» — законе, согласно которому по шести предметам (русский, литература, история, обществознание, география, ОБЖ) вводится единая программа обучения для всех учреждений, и с 1 сентября 2023 года во всех школах преподают по федеральным общеобразовательным программам (ФООП). 

Иначе говоря, «Золотой стандарт» — это первое обобщенное объяснение того, почему программу обществознания в принципе меняют. 

И хотя содержание курса обществознания Минпросвещения уточнило еще к началу учебного года, в программу по каким-то причинам все равно решили внести изменения. Почему?

Юлия Сысолятина предполагает, что программу передвигают потому, что в школах стараются уделять внимание точным наукам. И это предположение имеет некоторый вес: в прошлом году на одной из пресс-конференций министр Сергей Кравцов уточнил, что количество часов по математике увеличено до 6 часов в неделю. 


Я считаю, причины заключаются в том, что сейчас больше внимание планируют уделять точным и техническим наукам. Стране нужны инженеры, математики, физики. Юристов и экономистов уже с избытком.
Юлия Сысолятина, учитель истории и обществознания высшей категории
А вот по мнению Станислава Аманова, ситуацию можно объяснить несколькими противоречивыми, но объективными причинами: 
Фото предоставлено экспертом
Фото предоставлено экспертом
Остановимся на истории: тот факт, что по этому предмету увеличивают количество часов, подтверждается табличкой, которой эксперт поделился с редакцией ПУ. В ней черным по белому указана разница в учебных часах между Историей и Обществознанием — и разница эта колоссальна: если на Всеобщую историю, Историю России и Историю нашего края вкупе предположительно отведут 612 часов, то на Обществознание — только 136.
Изображение передано редакции ПУ Станиславом Амановым
Изображение передано редакции ПУ Станиславом Амановым
Ясно, что не только содержание программы меняется, но и количество часов сокращается: сейчас в федеральных рабочих программах на курс обществознания с 6 по 9 и с 10 по 11 классы выделяют 136 часов. Если же исходить из данных таблицы, то в новом учебном году на 9 класс, предположительно, выделят только 34 часа, на старшие классы — 102 часа. Если посчитать, сколько в сумме школьники будут заниматься этим предметом, получится, что времени на изучение обществознания станет в два раза меньше.

ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ СО ЗНАНИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ? 


Пока изменения не вступили в силу, курс обществознания в 6-9 классах преподают на базовом уровне, а в старших (10-11) — на углубленном. После 1 сентября 2024 года преподавание этого предмета может в корне обновиться. На этом фоне возникает вопрос: ну и как теперь школьники выучат обществознание, если на 9-11 классы выделят всего 136 учебных часов? И учитывая, что многие школьники в принципе покидают школу после выпуска из 9 класса.  

По мнению Юлии Сысолятиной, даже если распределение часов изменят, школьники все равно осилят этот школьный предмет. Эксперт приводит в пример опыт прошлых лет: раньше курс обществознания тоже сдвигали из классов в классы, но хорошо знали этот предмет все. Другое дело, если изменят содержание программы (а пока в проекте многие темы убрали, заменив поверхностными) — вот тогда волноваться действительно будет нужно и учителям, и родителям: 

Фото предоставлено экспертом
Фото предоставлено экспертом
Станислав Аманов объясняет, что качество освоения обществознания изменится, потому что кардинально меняется сама структура преподавания предмета (то есть в какой последовательности изучаются темы, какие из них вычеркиваются, а какие — включаются): 



Тут вопрос надо ставить несколько иначе. Кардинально меняется сама структура преподавания предмета, что, естественно, повлияет на качество усвоения предмета. И тут спектр мнений максимально разнообразен. С одной стороны, следуя курсу на практико-ориентированный подход (а сам подход хороший, нам всем необходимо ориентироваться в реальной жизни, знать, например, как получить налоговый вычет или о своих правах и обязанностях), авторы изменений отсекают в 6-7 классах обществознание с его абстрактными темами, которые пока еще непонятны ребенку. Ну а с другой, изучение таких тем, как "социальный конфликт" и прочие, несомненно, важны каждому человеку, особенно в таком "нежном возрасте". Вот отсюда и рождаются дискуссии о качестве предмета в указанных классах.
Станислав Аманов, учитель истории и обществознания высшей категории

ОТМЕНЯТ ЛИ ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, ЧТО БУДЕТ С ЕГЭ?


До сих пор обществознание остается одним из популярных предметов для сдачи ОГЭ. Только в 2023 году, по данным Рособрнадзора, на сдачу ОГЭ по обществознанию зарегистрировалось более 836 тысяч человек. Но следует учитывать, что лидировал предмет с учетом того, что изучали его с 6-7 классов. А после 1 сентября 2024 года, если часы изменят в соответствии с теми, что указаны в таблице, то на 9 класс, напомним, отведут 34 часа — то есть 1 урок в неделю. 

Отменят ли при таком раскладе ОГЭ по обществознанию, эксперты пока не знают точно. Но сходятся во мнении, что изучать предмет один час в неделю, а в конце учебного года писать по нему государственный экзамен — звучит вполне сомнительно. 
Фото предоставлено экспертом
Фото предоставлено экспертом

С ЕГЭ складывается похожая картина: с одной стороны, количество часов сокращается, углубленное изучение заменяют на базовое. Чего нельзя сказать об Истории, для которой в старших классах выделят больше времени. 

С другой, как показывает практика последних лет, ЕГЭ по обществознанию сдают гораздо больше одиннадцатиклассников, чем ЕГЭ по истории. На одной из прошлогодних ноябрьских встреч Владимир Мединский даже предположил, что в будущем может появиться ЕГЭ по истории с элементами обществознания — популярности предмет не изменит, а историю дети будут знать лучше:

Наверное, в будущем, то есть не завтра, а в будущем, появится единый предмет на ЕГЭ – История с элементами обществознания. Тогда все будут выбирать историю и будут знать ее лучше. Но сначала давайте разберемся с содержанием предмета, а потом с методикой оценки знания.
Владимир Мединский, помощник Президента РФ, председатель Российского военно‑исторического общества (РВИО)

Теперь остается только гадать: оставят ли ЕГЭ по обществознанию отдельным экзаменом или внедрят новый — ЕГЭ по истории с элементами обществознания? Вот и эксперты в точности ответить не могут. Но уточняют, что пока остается ждать, когда измененные ФГОСы вступят в силу — там и видно будет: 


Фото предоставлено экспертом

ЧТО ДУМАЮТ УЧИТЕЛЯ ОБ ЭТОМ ИЗМЕНЕНИИ?


Что и говорить, а кардинальные изменения в программе обществознания настораживают всех: и родителей, и, особенно, учителей. Так, Юлию Сысолятину в проекте программы настораживает, что наиболее важные темы заменены на поверхностные. По ее мнению, если проект одобрят, и программу введут, разделы, связанные с экономикой, финансовой грамотностью, правом придется выводить в отдельные предметы:

Фото предоставлено экспертом
Станислав Аманов же считает, что программы пусть и обновляют своевременно, но в вопросе о том, как преподается обществознание в школах, остается много противоречий. В частности, вопросы есть к учебнику, содержание которого подчас не соответствует реальности, к содержанию программы обществознания. В этом плане эксперт полагает, что не стало бы лишним провести общественную дискуссию, на которой учителя и эксперты обсудили бы изменения в преподавании этого предмета: 


Фото предоставлено экспертом
UPD от 26 февраля: Минпросвещения разработало проект приказа, согласно которому число уроков истории рекомендовано увеличить с 340 до 476 часов. Так, на 5-8 классы отведут по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, на 9-е — по 2 часа в неделю. Согласно пояснительной записке, если приказ примут, изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года. 

А вот обществознание, согласно документу, исключат из программы 6-8 классов, а для 9-10 классов оставят 1 час в неделю. Программу 11-го класса оставят без изменений: 2 урока в неделю. Как передали в пресс-службе министерства журналистам ТАСС, исключение предмета из программы 6-8 классов не усложнит сдачу ОГЭ, поскольку экзамен адаптируют под обновленный курс. В самом же курсе, говорится в сообщении, «будет более практико-ориентированная подача материала». 

А выход учебника по обществознанию запланирован на начало учебного 2024/2025 года, передает информационное агентство.  

Фото на обложке: Freepik.com
В этих и других вопросах ПУ разбирались вместе с экспертами — учителями истории и обществознания высшей категории


Гость
Гость
Учебник Боголюбова никогда не соответствовал ЕГЭ
22 февраля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Гость
Это точно, но никого это не смущало.
25 февраля 2024
Гость
Гость
Оставить обществознание с 8 класса. Да, можно отменить 6-7 классы, но с 8 класса обществознание нужно оставить.
23 февраля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Кто из инициатором этих изменений не Чиновник?, а учитель-практик? Не "сто" лет тому назад преподавал, а сейчас работает в школе? Все изменения без учёта мнения учителей... "Жираф большой, ему видней"? Почему сначала нововведения, а потом УМК? Где тот единый учебник для 10-11 классов по истории, электронный только, а реальный где, который из бумаги? У нас его нет, денег нет в школе, чтобы закупить... А тут целый курс будет новый. Обидно, что про престиж учителей только на словах, плохо преподаёт, а где Вы, такие умные и знающие КАК надо? Идите в школу! Надо решить "Обществознание" - это предмет в школе или "разговоры" и тогда не будет вопросов про сколько и когда. Заигрались чиновники в нововведения и "распылились" , да ещё и считают, что дети "доберут" знания в нововведенных модульных курсах. Но спросят с учителя обществознания, потому, что "стрелочник виноват".
23 февраля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Гость
Полностью согласна! Уважаемые чиновники очнитесь! Прежде чем это делать создайте учебник, выпустите его, чтобы у школы была возможность его закупить. И создайте Умк для учителя! Почему учитель должен голову ломать, тем более часы сокращаются! Никакого стимула, только бестолковые нововведения!
04 апреля 2024
Гость
Гость
Темы обществознания и Основ пересекаются? Так и ОДНКНР тоже отменяют. Часы на историю увеличат? Возможно, но хронологию нарушили и здравый смысл потерян… Каждый год эти «пляски с бубнами», все меняют, учебников нет, система ломается. И никто не может остановить это безумие. А в результате страдают все: ученики, учителя, родители. Все, кроме чиновников, но им, похоже, все равно. И хочется спросить словами предшественников: «… что это? Глупость или предательство»
28 февраля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Обществознание - всегда был курсом ориентированым на гражданские компетенции, формирующим общие социальные знания, видимо наши чиновники не учились в школе, если считают этот предмет втростепенным. Учитель как всегда окажется крайним Все последние преобразования в школе только ухудшают ситуацию!
13 марта 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Какое счастье что обществознание убрали в 6 7 8 классах! ВЫ ЧИТАЛИ УЧЕБНИКИ ПО ЭТОМУ ПРЕДМЕТУ ЗА ЭТИ КЛАССЫ? оБРАЗЕЦ ПУСТОСЛОВИЯ И СЛОВОБЛУДИЯ! Детям легче ЖИТЬ БУДЕТ!
01 апреля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Вообще этот предмет нужен для развития детей,а не для экзамена. Оставьте его для классных часов. А экзамен только по истории -наставнице жизни!
01 апреля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Убрать обществознание из 6-7 классов, но оставить в 8-м. Иначе как можно за 34 ч в 9-м охватить главные вопросы?! Из детей хотят вырастить "потребителей", не умеющих думать и критически оценивать происходящие события. Учебника нет, программу каждый год "шиворот навыворот" крутят. Спросили бы у практикующих учителей мнение. Про историю даже говорить не буду... А включение в ЕГЭ по истории вопросов из обществознания не приведет к тому, что историю станут знать лучше; появиться предмет, который вообще никто сдавать не захочет.
01 апреля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Такое впечатление, что один какой-то вредитель залез в систему образования, ни с кем не советуется и пытается уничтожить систему образования. Нужно найти этого человека и отправить в Америку к его хозяевам, пусть там порядки наводят.
14 апреля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Убрать обществознание в 6-7 классах, в 8 классе обязательно оставить, потому что 1 час в 9 классе - это очень мало!!!
14 апреля 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Таким образом мы ломаем систему образования. Никакой заокеанский враг не нужен. Сами справимся.
03 мая 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Министры -враги народа, нет слов. Одни мысли, потом эти детки только в пятерках будут работать или кб. Там знания не нужны.
26 мая 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Никогда не работал в школе, но в универе наряду с историческими науками преподаю магистрантам (в основном - учителям) "Теоретические основы современного обществознания". Приходится сводить курс к истории обществоведческого знания в нашей стране, и констатировать, что, начиная с 90-х, все эти учебники (включая боголюбовский) - полное фуфло. Считаю также, что главное не в часах, и не в классах, а в содержании курса. Помню как в самом начале 2000-х вёл при вузе курсы со старшеклассниками. Как только назвал геев извращенцами, так все девочки возмутились в один колос: нет, это нормальные люди, такие же как и все остальные, среди них много достойных лиц и всё в таком духе. И кто же вам такое сказал? Естественно, учительница обществознания. Вот это и был итог промывания детских мозгов либерастическими помоями, заразившими мозг не одному поколению школьников
03 июня 2024
Ответить
Ответить
Гость
Гость
Мединского самого надо реформировать!
26 сентября 2024
Ответить
Ответить
Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru