XIX век, серые и мрачные улицы, знойное лето, совсем не характерное для обыкновенного города, — это образ Петербурга в понимании Федора Достоевского. Такой культурная столица предстает в повести «Вечный муж» и в романе «Преступление и наказание». Во второй половине XIX века зарождается литературное направление реализм, поэтому в творчестве Достоевского нет идеализации жизни.
Однако у одного современного художника сложилось иное видение Петербурга Достоевского. Во многом взгляды двух творцов совпадает, однако на этот раз кисть спрятала гораздо больше символов и подтекстов. Рассказываем, каким предстает мир романа «Преступление и наказание» и существующие в нем герои в творчестве Михаила Шемякина.
"У каждого свой путь знакомства с Достоевским"
В День рождения писателя развеиваем миф, что "Достоевский - автор не для всех"
Читать далее
ОКРУГЛОСТЬ, ЧЕТКОСТЬ, НЕНАТУРАЛЬНОСТЬ: Как формы отражают мрачность образа города и героя
Петербург писателя находит свою творческую реализацию в работах художника Михаила Шемякина. В альбоме представлены пять иллюстраций к роману «Преступление и наказание». Все они выполнены в графике, но даже черный цвет берет за основу желтоватый оттенок, свойственный городу. Петербург приобретает округлые очертания на иллюстрациях Шемякина: это мосты и тучи. А еще четкость, ненатуральность: кривые здания, пустые темные окна. Главное, что Петербург Достоевского не может существовать без его жителей — героев романа. Ни на одной иллюстрации главный герой романа — Раскольников— не изображен в анфас. Мы видим только его профиль, что подчеркивает скрытность натуры.
Источник изображения: https://tinylinks.ru/q44s9
Образ героя гиперболизирован на иллюстрации, где он идет на “дело”: у него большой нос, длинные и тонкие пальцы, вся фигура вытянутая, выпученные от бессонницы глаза. Шемякин создал некрасивого героя, хотя из романа мы знаем, что Раскольников был хорош собой. Так, Шемякин в образе Родиона Романовича подчеркивает лихорадочность. Страшно смотреть на лицо героя: оно искажено из-за болезни. Кажется, вся мрачность Петербурга отразилась в этих измученных глазах. Художник обнажает намерение Раскольникова убить старуху-процентщицу тем, что тот несет топор в руках, а не прячет его под верхней одеждой. Тучи, нависшие над Родионом Романовичем, символизируют его преступные намерения.
Источник изображения: https://tinylinks.ru/q44s9
ТЕХНИКА И КОМПОЗИЦИЯ: Как художник выражает внутреннюю борьбу Раскольникова
В альбоме представлены еще две сюжетные картины. Одна из них иллюстрирует эпизод, в котором Раскольников пытается помочь пьяной шестнадцатилетней девочке на улице. Этот фрагмент очень запомнился мне при прочтении романа. В эпизоде показана противоречивость Раскольникова, так как он, замышляя убийство, хочет помочь незнакомой пьяной девочке. Однако даже фрагмент, в котором иллюстрируется положительная сторона героя, написан в той же технике. Лицо Раскольникова темнее всех лиц на картине. Кажется, в этом есть намек, что над героем временно (до каторги в Сибири) берет верх темная сторона (желание проверить, имеет ли он право убить человека), а не светлая (милосердие, любовь, помощь).Однако на картине Шемякина герой изображен отстраненным от нее. У Раскольникова прикрыты глаза, он обхватывает себя руками, что подчеркивает его безучастность.
Изображение: открытый источник Интернета
На картине, иллюстрирующей сон Родиона Романовича, важен свет. Луна падает на Раскольникова, как бы обрамляя свет на его преступление. Темные глаза и раскрытый рот подчеркивают ужас, который испытывает герой. Старуха-процентщица, посмеивающаяся над Раскольниковым, изображена гиперболизировано маленькой. Эта картина вызывает самое острое чувство тревоги. Художник снова создает сцену, не похожую на реальность.
Изображение: открытый источник Интернета
СВЕТ И ЦВЕТ: Какой подтекст заложен в них?
Цвет есть на иллюстрации, на которой изображен Раскольников в ограниченном пространстве своей комнаты. Краски на картине использованы символичные и печальные. Яркий желтый окружает Раскольникова в его комнате. Это тревожный цвет, отражающий страдания героя. Красный на доме символизирует кровь, оставшуюся на одежде Раскольникова после убийства. Синий цвет — вода, которая будто бы затопляет Родиона Романовича, поэтому на здании есть этот оттенок. Весь город здесь не реалистичен: дома имеют причудливую и несуразную форму, в каждом из них черные окна.
Только на одной из иллюстраций нет Родиона Романовича. На второй картине изображена Сонечка Мармеладова. В ее комнате есть лишь Библия, свеча, икона в углу и шляпа. Первые три предмета явно объединены православной тематикой, что подчеркивает религиозность Сонечки. Художник намеренно создает пространство, в котором значимость приобретает шляпа — символ профессии героини. Этот головной убор — подарок от одного из мужчин. Шемякин создал образ смиренной девушки, намеренно сделав ее шею нереалистично длинной. За счет этого создается впечатление, что героиня все время ходит с опущенной головой.
Источник изображения: https://tinylinks.ru/q44s9
Михаил Шемякин создает гиперболизированный Петербург Достоевского, в котором обитают герои романа. Произведение, написанное в реализме, находит отклик в модерновом подходе современной графики. Художник не открывает нам всю душу Раскольникова, показывает его только в профиль, проливает свет на преступление героя. Мы погружаемся в мрачный мир Достоевского, но мир Шемякина такой же. Глядя на картины, невозможно не испытать чувство тревоги или страха, опустошения или отчаяния. Однако и такой опыт проживания сюжета романа “Преступления и наказания” крайне важен, так как мы уже больше никогда не увидим Петербург XIX века, в котором жил и работал Достоевский.
О роли формы, цвета, светотени и композиции подробно рассказывает Мария Баканова, СПбГУ