Самой дорогой советской экранизацией до сих пор считается фильм «Война и мир» кинорежиссера Сергея Бондарчука. Кинокартину купило более 117 стран, а первую серию просмотрело 58,3 миллиона. Проект получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
В 1863 году Лев Николаевич Толстой, должно быть, даже не подозревал о том, что его книгу будут показывать на экранах. Автор изобразил русский народ во время войн с Наполеоном в 1805-1812 годах. Писатель призывал общество объединиться против врага и размышлял над важностью семьи.
Гордость как порок: Джейн Остин и её роман «Гордость и предубеждение» сегодня
Рубрику «Книжная полка ПУ» продолжает Ольга Чибиряк, студия журналистики ПИШЕМ, г. Тюмень
Читать далее

ЭТО БЫЛА НЕ ИСТОРИЯ О ВОЙНЕ
Впрочем, изначально задумка литератора была совсем другой. Он начал работать над произведением еще в 1856 году, когда Александр I, взошедший на престол в 1855 году, позволил декабристам вернуться из ссылок. Так, изначально героями романа Л.Н. Толстого должны были стать декабрист с семьей, возвращающиеся домой. Однако в процессе написания автор столкнулся с проблемами: пытаясь раскрыть своего персонажа, он пришел к 1805 году, к юности прообраза Андрея Болконского.

«ВОЙНА» И «МИР»: Самый большой оксюморон
Сложно точно сказать, каков сюжет романа-эпопеи: Л.Н. Толстой объединил в произведении 15 лет русской жизни. Во всех четырех томах существует 550 героев, главные из них изображаются автором в противоречиях, изменениях.
Писатель стал первым человеком, который настолько тонко почувствовал русскую душу. Он смог перевоплотить Наташу Ростову из «некрасивой, но живой девочки» в «сильную, красивую и плодовитую женщину», сумел изменить интересы Андрея Болконского от Тулона к чему-то глубокому, завораживающему, как небо.
Великий дар наблюдательности по отношению к внутреннему миру людей развился у Толстого в результате непрестанного самонаблюдения и усиленного контроля своего душевного мира.
Николай Каллиникович Гудзий, российский и советский литературовед
Уже в самом названии произведения скрывается мысль автора, который изображает два состояния русского народа. Л.Н. Толстой показывает, что один Наполеон не может управлять историей, что в такие тяжелые времена обществу необходимо объединиться.
СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК И СОЗДАННОЕ ИМ НЕБО АУСТЕРЛИЦА
Много лет спустя режиссер удивлялся своей смелости, с которой он взялся за экранизацию. Для того, чтобы осветить мысль великого классика, требовалась колоссальная работа: изучение не только самого произведения, но и исторических событий, которое оно охватывает. Съёмочная группа старалась воплотить замысел гения. У неё это получилось настолько, что экранизация перешагнула свое время.
Мы шли – или по крайней мере стремились идти – не по поверхности событий, описываемых Толстым. Мы ставили задачей внедриться в их суть – в их значение для жизни народа, всей страны
Сергей Федорович Бондарчук, режиссер экранизации "Война и мир"
Знаменитая сцена бала, где Наташа Ростова впервые танцует с Андреем Болконским, для 1960-х была не столько оригинальной, сколько поражающей. Работа съёмочной команды, их смещение кадров перевоплотились в уникальную кинокартину. Сегодня масштаб съемок поражает: в то время еще никто не мог сделать подобное. Никто не рисовал небо Аустерлица и никто не работал над графикой Бородинского сражения: все создавалось в реальности.
ПО СТОПАМ ТОЛСТОГО
Сравнивая кинокартину с книгой, сложно найти отличие. Сергей Федорович Бондарчук и Василий Иванович Соловьев, авторы сценария, старались не отходить от романа-эпопеи ни на шаг. Именно поэтому фильм стал самой точной экранизацией «Войны и мира».

Фильм выходил в четырех частях с 1965 по 1967 год. Сама кинокартина создавалась в течение 6 лет с 1961 года. Выбор актеров был также непростой задачей: их было очень много. Одно только число озвученных персонажей превышало трехсот. Режиссеры даже приглашали иностранцев для съемок в роли французских и немецких персонажей.
СКУДНО, СТАРО ИЛИ НОВАТОРСКИ ИНТЕРЕСНО?
Несмотря на почтенный возраст кинокартины, которой исполняется 57 лет, она остается интересной для современного зрителя. Все же, фильм снимался с самыми новаторскими технологиями и имел высокий бюджет. Не стоит преуменьшать и роли съёмочной группы – уже даже это становится призывом к просмотру. Можно ли смотреть фильм вместо чтения книги? Безусловно, ведь С.Ф. Бондарчук постарался охватить все события, не отрываясь от оригинала. Однако, вероятнее всего, после просмотра вы захотите познакомиться с романом-эпопеей, и уже тогда сами сможете ответить на вопрос.