ЕГЭ существует в России уже 23 года. Несмотря на солидный возраст, за который экзамен должен был прижиться в системе образования, ЕГЭ по-прежнему остается одной из злободневных общественных тем: ежегодно родители, школьники и учителя требуют отменить ЕГЭ, а власти - пересмотреть устоявшийся формат.
Так в марте группа депутатов от ЛДПР внесла законопроект в Госдуму об отмене обязательной сдачи ЕГЭ: авторы документа призвали дать право выпускникам самостоятельно выбирать, какой вид аттестации сдавать — ЕГЭ или традиционные экзамены.
По их мнению, поправки необходимо реализовать из-за роста суицидов среди готовящихся к ЕГЭ школьников, а также отсутствия возможности у подростков подготовиться к экзаменам без репетиторов, «услуги которых отличаются высокой стоимостью и чаще всего непосильны для
многих родителей».
Сам проект пока находится на стадии рассмотрения. Но уже ясно одно: какие бы громкие речи не разворачивались вокруг ЕГЭ, большинство ждет перемен. И чем раньше они наступят, тем лучше.
Но действительно ЕГЭ нужно отменять, а школьников возвращать к старым форматам? Или дело в школьной программе, которая по мнению многих не соответствует требованиям ЕГЭ? Да и вообще — возможно ли отменить Единый государственный экзамен в ближайшее время?
В этих и других вопросах «Пять Углов» разбирались вместе с экспертами: Учителями Года Ларисой Арачашвили (русский язык, литература, победа в 2019 году) и Натальей Никифоровой (математика и геометрия, победа в 2009 году), а также с преподавателем информатики в онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ «Вебиум» Николаем Касперским.
Почему большинство не любят ЕГЭ?
Чтобы разобраться с этим вопросом, вспомним, почему в принципе возник этот экзамен.
Вплоть до 2000-х годов абитуриенты, помимо сдачи выпускных экзаменов в школе, писали вступительные экзамены вузах по программам, которые заведения устанавливали самостоятельно. Чтобы поступить на бюджет, выпускники нередко нанимали репетитора, связанного с приемной комиссией, либо шли на платные курсы от вуза.
В том и другом случае возникала проблема коррупцией, из-за которой страдали также иногородние выпускники: из-за трат на дорогу и подготовку к вступительным, они реже отваживались уезжать в крупные города. Так, в 2000 году доля приезжих первокурсников в Северной столице составила всего 33,6%.
Со дня первого эксперимента прошло 23 года — и все 23 года люди по-прежнему критикуют ЕГЭ по очевидным причинам: траты на репетиторов (на чьи услуги треть семей тратит до 10 тысяч рублей в месяц по подсчетам Почта Банка); стресс и в некоторых случаях даже самоубийства, совершаемые подростками на фоне подготовки к экзаменам.
Это подтверждается и многолетней статистикой, и свежими цифрами сервиса Superjob, который провел исследование и выяснил, что около 63% граждан отрицательно относятся к ЕГЭ и только 17% одобряют экзамен. Среди родителей 10-11 классов хотят отмены ЕГЭ 78%.
Насколько справедливо критикуют ЕГЭ: мнение учителей
По мнению Ларисы Арачашвили, дело не в самом экзамене, а в ложных стереотипах, плотно засевших в умах людей: одни считают, что «по билетам» сдавать предметы проще, другие — что «тестовый» формат и без подготовки можно сдать на высокий балл.
Но в одном те и другие правы однозначно: как правило, чтобы сдать экзамены на высокие баллы, нужно готовиться с репетитором. Именно это чаще всего не устраивает ни родителей, ни детей.
Старшее поколение не сдавало ЕГЭ, поэтому считает его злом, многих не устраивает «тестовый» формат, якобы можно наугад сдать на приличный балл, это, конечно, не так. Нынешним школьникам кажется, что формат экзаменов «по билетам» в школе был проще, но это вовсе не так, раньше надо было отдельно после школьных экзаменов сдавать экзамены в вузах и тоже по билетам, а в каждом вузе свои билеты. И старшему, и младшему поколению не нравится, что к экзаменам надо готовиться, часто с репетиторами, а это определенная финансовая нагрузка на родителей.
Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, Учитель Года-2019
«Далеко не секрет, что для успешной сдачи экзамена очень часто школьной программы недостаточно, и требуется привлечение репетиторов, дополнительных занятий чего-то еще. Понятно, что это не может нравиться, потому что, по сути, последние два года обучения в школе превращаются в гонку за баллами ЕГЭ», — объясняет эксперт.
Кроме этого, недоверие к ЕГЭ возникает из-за жестких условий процедуры написания экзамена: сдают выпускники в другой школе под видеокамерами с предварительным досмотром. Да, это делается, чтобы избежать списываний, но школьники из разных регионов все равно умудряются вбросить варианты/ответы ЕГЭ в Интернет.
А вот у Николая Касперского есть три предположения о том, почему большинство не одобряет единые госэкзамены. Во-первых, многие люди считают, что ЕГЭ является оценкой знаний, хотя на самом деле основная цель ЕГЭ — быть инструментом для ранжирования абитуриентов в университеты, считает эксперт.
Во-вторых, большинство, особенно старшее поколение не принимают формат. «Как правило, старшие люди говорят, что раньше они сдавали вступительные в каждый университет, и этот формат был в разы лучше прежнего. Но что конкретно их не устраивает, не совсем ясно. Тот факт, что выпускники все вместе пишут одно и тоже, не готовятся к каждому экзамену для вуза отдельно? На лицо просто неприятие формата - мы сделали не так, раньше было лучше», — рассказывает Николай.
Действительно ли задания ЕГЭ разнятся с содержанием школьных программ?
Еще одна прореха экзамена — несоответствие между школьными программами и вопросами на экзаменах, о котором также упоминал Президент Владимир Путин, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию 29 февраля. Тогда он отметил, что это «вынуждает родителей нанимать репетиторов, что далеко не всем по карману», и призвал разобраться с этим.
Однако чуть позже глава Минпросвещения Сергей Кравцов заметил, что ФООП (Федеральные основные общеобразовательные программы), которые внедрены в школьное обучение с 1 сентября 2023 года, как раз разработаны для того, чтобы это не соответствие устранить. Так есть проблема или она надумана?
Нет, оторванность содержания школьных программ от содержания заданий ЕГЭ, по мнению Натальи Никифоровой, существует. Именно по этой причине, отмечает учитель математики, люди протестуют против ЕГЭ.
С одной стороны, мы же говорим, что ЕГЭ проверяет готовность детей к обучению в вузе, отбираем лучших, он должен быть, наверное, сложен. Но с другой стороны, экзамен нацелен на проверку того, что ребенок освоил в школе. Содержание заданий должно коррелироваться с тем, что ребенок проходил. По содержанию я точно понимаю, что ребята, которые сдают Биологию, например, очень часто сталкиваются с заданиями ЕГЭ, которые достаточно сильно выходят за рамки программы. Я знаю, что похожая ситуация встречается на экзамене по Химии, когда школьники сталкиваются с заданиями, которые не проходили.
Наталья Никифорова, учитель математики и геометрии, Учитель Года-2009
А вот Лариса Арачашвили уточняет, что по крайней мере по ее предметам — русскому языку и литературе — школьная программа и содержание заданий ЕГЭ совпадают. «Проблема скорее в том, что ЕГЭ часто проверяет знание тем, которые ребята проходили в 5-6 классе, так что, когда они начинают готовиться к ЕГЭ, материал может выглядеть для них новым», — объясняет эксперт.
Выходит, что содержание ЕГЭ действительно нужно менять, это — по мнению Натальи Никифоровой — самое главное в вопросе о качестве ЕГЭ. Но пока содержание заданий по поручению Президента будет корректироваться, некоторые другие вопросы все равно остаются без ответа. Например, что еще, помимо содержания, следует изменить в КИМах? А можно ли сейчас подготовиться к ЕГЭ без репетиторов и сдать на высокие баллы? И, наконец, смогут ли отменить ЕГЭ в ближайшие несколько лет?
Об этом мы поговорим во 2 Части, которая выйдет на следующей неделе.
Фото: пресс-служба Рособрнадзора