Вы когда-то задумывались, насколько разными бывают фотографии: одни мы бесконечно делаем на камеры смартфонов и забываем о них уже через неделю или две, а вот запоминаются нам, как правило, другие: с сюжетом, проблемой, героями. Как раз их и будут вспоминать через годы, представлять на выставках, они будут вдохновлять. Для меня такими снимками стали работы фотографа-документалиста Дмитрия Маркова, который 16 февраля 2024 года ушел из жизни.
В его снимках виден не отрешённый взгляд наблюдателя, в них читается боль и сочувствие, сострадание и соучастие, такая пронзительная искренность, что если один раз увидеть его кадры, то они надолго остаются в памяти.
Исследуя Россию за пределами больших городов, вступая в сообщества социальных работников, Марков старался сделать тех людей, на которых принято не обращать внимания, значимыми.
Это не просто «социальные фотографии», как их видят многие люди, это мои личные встречи и сцены. Каждая добавленная фотография — это еще одна глава моей собственной истории. И когда меня спрашивают, почему я гонюсь за «неприятной стороной жизни», я отвечаю: «Потому что я ее часть»
Дмитрий Марков, фотограф
ПОМОЧЬ СЕБЕ И ДРУГИМПОМОЧЬ СЕБЕ И ДРУГИМ
Дмитрий родился 23 апреля 1982 года в рабочем поселке неподалеку от Подмосковья в городе Пушкино. Несмотря на то что Москва находилась неподалеку, жизнь фотографа была совсем не похожа на столичную. Дома, тогда еще маленького Дмитрия, ждали крики и ругань из-за безбожно пьющего отца. А безработная мать терпела, понимая, что идти ей, тем более с ребёнком, попросту некуда. Поэтому детство будущего фотографа прошло под фабричным заводом, к которому после развала СССР никто из взрослых не подходил, а мальчишки на улицах были предоставлены сами себе. Там-то и проходили «детские эксперименты», вроде переплавки свинца, появлялись первые «взрослые» проблемы — с алкоголем и наркотиками*.
В подростковой жизни парня ждали уже другие сложности: чтоб не попасть в армию, после 9-го класса Марков пробовал получить образование в инженерном колледже. Но все же Дмитрий чувствовал, что все это — не его, поэтому пришлось «вертеться». И это у него удалось: с поддельным аттестатом парень поступил в университет, где пары его, в общем-то, не очень интересовали, зато там он нашел себя в журналистике. Окончить университет так и не удалось, но зато с журналистикой все сложилось — Дмитрий начал работать фотографом и корреспондентом в издательстве «Аргументы и факты».
В это же время молодой человек стал волонтером в домах-интернатах и в лагере для детей с отклонениями в развитии. Впечатлившись этим, фотограф снова поменял свою жизнь: он покинул газету и отправился в город Порхов в Псковской области. Там с 2007 по 2012 год Марков работал в благотворительной организации «Росток». Это и стало началом его «нового» творчества, которое должно было помочь людям: пока Дмитрий помогал старшему воспитателю в летнем лагере при детском психоневрологическом интернате, он познакомился со старшей группой, и когда ребята привыкли к нему и стали пускать в свой круг, он начал фотографировать их.
Съемка в психоневрологическом интернате
Съемка в психоневрологическом интернате
Съемка в психоневрологическом интернате
Съемка в психоневрологическом интернате
Съемка в психоневрологическом интернате
ПОМЕНЯТЬ КАМЕРУ НА ТЕЛЕФОНПОМЕНЯТЬ КАМЕРУ НА ТЕЛЕФОН
В 22 года Марков взял в кредит фотоаппарат и начал профессионально делать снимки, обучаясь у Александра Лапина.
Но сильно поменялось его творчество в 2012 году, когда Дмитрий решил поучаствовать в фотопроекте
американского фотографа Дэвида Алана Харви «Горящий дневник», главным условием
которого было снимать только на мобильный телефон и выкладывать снимки на
страницу в Instagram (соцсеть принадлежит корпорации Meta, признанной
экстремистской на территории РФ). Дмитрий перенял подобную концепцию, и с того
момента профессиональная камера пылилась дома, а вместо фотоаппарата с Дмитрием
находился только телефон.
Продолжая интересоваться социальной темой, фотограф
работал с порталом «Такие дела» и рядом местных изданий в Пскове. Снимать на
телефон для фотографа оказалось даже удобнее: никто не видел, что он снимает, поэтому было возможно поймать удивительные моменты в кадр.
Фото Дмитрия в акции "снято на айфон"
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ФОТОГРАФИИБОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ФОТОГРАФИИ
Есть матери-одиночки, а есть отцы. И к ним почему-то всегда мало внимания, но для Дмитрия такие герои, наоборот, самые яркие. Одного из таких отцов Дмитрий встретил около центрального рынка в Пскове.
Отец и сын выглядели тогда очень необычно: Руслан газовал на своей коляске, а на коленях у него сидел перепачканный шоколадом мальчик с нарушением интеллекта. Тогда Марков понял, что обязан с ними познакомиться и сфотографировать.
О семье впервые Дмитрий рассказал, когда потребовалось купить новую коляску для Руслана, потому что старая полностью разломалась. После публикации в интернете за 4 часа собралась нужная сумма — 15 тысяч рублей. Ещё через несколько часов пришло столько же.
Спустя некоторое время фотограф узнал, что семье вновь необходима помощь: Витю забирали в приют, а Руслану органы опеки поставили такие условия возвращения ребенка, что в одиночку ему этого не сделать. Тогда Дмитрий сам пошел к органам опеки и помог семье: Витя остался с папой и пошел в первую коррекционную школу.
Фото: Дмитрий Марков
Фото: Дмитрий Марков
Фото: Дмитрий Марков
«ВЫЖИВШИЕ»: как Дмитрий вышел за границы фото?«ВЫЖИВШИЕ»: как Дмитрий вышел за границы фото?
Проблема употребления запрещенных веществ оставила яркий
отпечаток на жизни Дмитрия. Поэтому когда Екатерина Молчанова — глава
благотворительного фонда «Алиса», написала ему, чтобы попросить совета об одном из её подопечных, они созвонились, долго беседовали и поняли, что необходимо
запускать профилактическую работу.
На следующий день Дмитрий вместе с Максимом
Урядовым — основателем проекта «Выжившие» приехал в Нижний Новгород. Посетив
несколько учреждений, они втроём решили создать реабилитационный центр для
подростков, употребляющих ПВА и сталкивающихся с трудностями в социальной
адаптации. Чтобы собрать средства на его открытие, 3 февраля провели показ фильма из серии «Выжившие», подготовленный специально для сеансов в Нижнем Новгороде.
После смерти журналиста Екатерина и Максим решили дать
центру имя Дмитрия Маркова. Работа в центре будет вестись не только с
зависимыми, но и с теми, кто находится в зоне риска.
*употребление наркотических средств опасно для жизни и здоровья! Информируем об этом в соответствии с законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
О непростой судьбе и истории, пожалуй, самых ярких работ, рассказывает Екатерина Волгина, г. Смоленск