Мода в современном мире стала более доступной: теперь тренды не ограничиваются показами или неделями моды в европейских странах. Да и узнать о трендах можно не только со страниц дорогущих глянцевых журналов, но и от блогеров в TikTok и Instagram (соцсеть принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской на территории РФ). Даже у нас, в Пяти Углах, только за последние пару месяцев появилось несколько текстов на эту тему. Но что это значит для моды? Режиссер и организатор подиумного
проекта «Runway» (пройдет в Петербурге 12 и 13 апреля) — Ричард Люткус поделился мнением о трендах, глобальных изменениях в мире моды и ностальгии по былым временам.
Ричард Люткус
— Расскажите, какие тренды появляются сейчас в моде?
— Мне кажется, тренды постепенно возвращают нам более
женственные образы. Но вообще, в этом нет ничего удивительного: это закономерность моды — она циклична. А вот что действительно в новинку, так это тот факт, что с каждым
годом набирает обороты тренд на апсайклинг (вторичное использование материалов
и вещей).
— Рынок моды все больше фокусируется на истории, используя образы разных
эпох и адаптируя под нынешнее время. В том числе возникла мода на тематику
СССР, причем интерес к ней возник у молодежи. Как вы думаете, с чем это
связано?
— Я полагаю, это связано с тем, что мы пытаемся
вернуться к нашим «корням», к Истории России. Ностальгия по временам СССР была
всегда рядом с нами, просто сейчас непростой период в жизни мира, и мы начинаем рефлексировать.
Минимализм, в целом, тоже является трендом, но может быть не таким «ярким».
— Кстати, про апсайклинг: одними из важнейших критериев при покупке вещей у современной молодежи
являются качество и продуманное использование вещей. Молодым людям важно, чтобы
их вещи были сделаны из натуральных материалов, чтобы они выглядели органично и
впоследствии могли быть переработаны, не нанося вред планете. Вы этот тренд поддерживаете на своем показе?
— Отчасти да. Коллекции, которые будут представлены в большинстве своем из натуральных
тканей и материалов. Но вообще, «вторую жизнь» можно подарить любой вещи, если, конечно, подходить к этому с умом и не злоупотреблять.
Фото: freepik.com
— Сейчас нейросети захватывают многие аспекты нашей
жизни, они помогают от сбора информации до создания творческих проектов.
Например, дизайнер Алена Ахмадуллина, которая одной из первых сделала ставку на
цифровую моду еще с 2020 года, представила линейку, разработанную нейросетью.
Считаете ли вы, что коллекция, созданная нейросетью, сможет привлечь внимание
молодежи к бренду?
— Думаю, что, конечно же, да. Но это не плохо. Мода меняется, так же как и
поколения. Я думаю, что важно говорить на одном языке с молодежью. Ведь будущее
зависит от понимания друг друга.
— Кажется, поэтому многие бренды переключились на поколение Альфа, детей
до 14 лет. Они придумывают бонусы за покупку вещей, игры, связанные с их
брендом, чтобы с раннего детства воспитать в детях интерес к их
магазину, «вырастить» себе покупателей. Можно ли сказать, что люди стали интересоваться модной индустрией
раньше?
— Да, так можно сказать. У нас сейчас время, когда
информацию получить довольно легко. Для этого не нужно сильно «затрачиваться».
У всех есть интернет и смартфон. Но не все бренды ориентируются на молодых
покупателей, многие остаются верными себе и создают свои тренды.
— Во времена ковида большинство покупок совершалось
онлайн. Люди привыкли покупать вещи, не выходя из дома. Для молодежи привычнее
открыть сайт магазина, нежели идти в сам магазин. Как вы считаете, есть ли
возможность продвигаться у магазинов, не развивающихся на маркетплейсах и в социальных
сетях? Учитывая, что молодежь находится в информационном пространстве.
— Здесь важен баланс. В настоящее время без рекламы уже
никуда. Социальные сети — главный инструмент для продвижения на рынке.
Фото: freepik.com
— На что, по-вашему мнению, в первую очередь обращает
молодежь при выборе одежды?
— На практичность, на яркость, на тренды, на культуру.
Мне кажется, сейчас молодежь более чувствительна к своим настроениям и трендам.
Поэтому насмотренность формирует у человека свободу выбора в самовыражении.
— А влияют ли глобальные изменения в мире на тенденции
моды? В чем это проявляется?
— Влияют. Экоповестка, культура и другие события
создают контекст. Контекст, в свою очередь, в наших умах создает определенную
картину мира. А человек сам решает, какими цветами, формами раскрасить и
обставить. Примеров много: 3д печать — нейросеть. Какое-то время назад
вернулась милитари расцветка (стиль одежды с использованием элементов военного
снаряжения).
— Все чаще употребляется термин «быстрая мода», как вы
думаете, с чем это связано? Может ли это быть связано с трендхантерами, которые
чересчур ускоряют тренды и не дают время покупателю подумать, что ему
действительно нужно в гардеробе, а что он покупает просто из-за того, что сейчас эта вещь
трендовая?
— Это связано с тем, что ритм жизни ускорился сам по
себе. Это можно увидеть не только в моде. Сейчас, например, любят смотреть
короткие видео, передвигаться по миру мы тоже стали гораздо быстрее. Все это
связано с технологиями.
Ричард Люткус видит заметные изменения. Но плохо ли это?