...И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Анна Ахматова
Именно так описала А.А. Ахматова сложный период в России, когда свобода слова была ограничена, когда люди не могли возразить власти. Хотя сама поэтесса не пострадала, ее сын и мужья попали в ссылку за высказывания. В то же время М.А. Булгаков открыто противостоял политике большевизма, но не пострадал от репрессий. Свои мысли писатель вложил в повесть «Собачье сердце».
В советское время свобода слова была ограничена. За любые высказывания против власти наказывали расстрелом или отправлением в ссылку. Поэты и писатели – творческие натуры, видящие, к чему идет Россия – не могли терпеть режима. Многие покинули страну, чтобы освободиться, но не переставали скучать по Родине. М.А. Булгаков же в самые тяжелые годы для страны оставался в Москве, писал и работал, ставил пьесы и старался пробиться через запрет на печать.
Хотя главным в творчестве М.А. Булгакова принято считать роман «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» школьники изучают на уроках литературы. Произведение входит в программу и считается классическим.
Зимой 1917 года писатель переехал в Москву. Именно там появился его первый опубликованный в журнале «Гудок» рассказ «Необыкновенные приключения доктора». Спустя время, в 1925 году, он закончил работу над повестью «Собачье сердце» и прочел её на собрании литераторов в Газетном переулке. На этом же мероприятии находился агент Объединённого государственного политического управления при СНК СССР. Готовое произведение он назвал «такой вещью», которая «намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта».
Клише и проблемы подростков: стоит ли читать дилогию Анны Джейн «Твое сердце будет разбито»?
Осторожно — есть спойлеры! Рубрику «Книжная полка ПУ» продолжает Ольга Чибиряк, студия журналистики ПИШЕМ, г. Тюмень
Читать далее
ПОДСОБИЛ МАКСИМ ГОРЬКИЙ: возвращение летописей
7 мая 1926 года в доме Булгакова был проведен обыск. В ходе него у писателя изъяли текст. Однако в 1929 году автору вернули повесть: в этом помог Максим Горький.
Уже позже «Собачье сердце» начало распространяться в самиздате в СССР, а в 1967 году копия текста была передана заграницу. Этот же год считается официальной датой публикации книги. Впервые настоящий текст М.А. Булгакова появится только в 1989 году в сборнике «Избранные произведения М. Булгакова» Лидии Яновской.
ЧТО ТАКОГО ЗАПРЕЩЕННОГО?
История о превращении пса в человека кажется абсолютно нормальной. Однако в ней писатель смеется над политикой большевизма, показывая, что изменить жизнь искусственным путем невозможно.
Автор считал, что изменить страну можно лишь постепенным преобразованием, не разрушая прошлое, а используя его во благо.
ЕСЛИ ШАРИКИ БУДУТ У ВЛАСТИ...
Профессор Преображенский находит бездомного пса – именно так начинается повествование «Собачьего сердца». Мужчина приютил животное, которое оказалось очень преданным и умным.
Сам ученый ставит эксперименты: он омолаживает людей, пересаживая им яички обезьян. Однако пес оказался у Преображенского не просто так: доктор хотел использовать его в своих целях. Так, однажды он пересадил псу человеческие семенные железы и гипофиз. Постепенно животное превратилось в человека – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Со временем квартира Профессора оказалась в хаосе. Новоиспеченный гражданин плевался, язвил, играл на балалайке, ловил блох зубами и называл ученого «папашей». Взаимодействуя с ним, Преображенский не мог нормально спать и есть: настолько отвратительным было поведение сожителя.
Однажды он узнал о том, что Шариков дописал донос на его имя. Это стало последней каплей: профессор провел обратную операцию, и животное снова стало животным.
Экранизация (1988 год)
В 1988 году Владимир Бортко снял фильм «Собачье сердце» по одноименной книге. Премьера состоялась 20 ноября. Критика чуть не сошла с ума. Однако сейчас, по данным Комсомольской правды, кинокартина считается одной из лучших советских фильмов.
Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно.
Владимир Бортко, кинорежиссер
ВРЕМЯ РАССУДИТ: Бортко верил, что все сделал правильно
Задолго до этого Владимир Бортко, как только книгу напечатали в России, сразу загорелся идеей снять фильм. Проблем с цензурой у режиссера не возникло: наоборот, в сценарии не увидели пародии на власть.
Действие повести происходит в Москве, но режиссер сразу решил начать съемку в Ленинграде: город обладал всем необходимым колоритом. Герои были и на Боровой улице, 3 – именно там Преображенский увидел шарика, и на Моховой, 27/29, где стоял дом профессора. СЮЖЕТ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО — ФИЛЬМ ДЛЯ ДЕТСТВА?
По прошествии 35 лет «Собачье сердце» Бортко остается легендарным фильмам. Кто бы и что не говорил, режиссер со всей страстью подошел к созданию кинокартины. Он наиболее точно передал образы героев и Булгаковскую сатиру, стараясь не отрываться от оригинала.
На выходе же получилось сначала то, за что «надо руки отрубать», затем – не просто хороший, а удивительный фильм. Время действительно, как говорил Бортко, «рассудило».
Карай – пес в роли Шарика – украсил «Собачье сердце». Сцены с ним кажутся настолько живыми, что и кинозритель начинает смотреть на животное, как на человека. А ведь именно этого эффекта и пытался добиться Владимир Бортко.
Спустя годы фильм раскрасили. Его приятнее воспринимать глазу, приятнее вспоминать из далекого детства, когда, возможно, суть Булгаковской идеи еще не понималась, но чувствовалась на очень тонком уровне благодаря Бортко.
Книга vs Фильм
Сегодня этот вопрос можно поставить ребром, и не случайно: признанный всеми фильм считают лучшим, что мог сделать Бортко. Режиссер не просто передал атмосферу Булгакова: он «вдохнул жизнь» в рассказ, позволил нечитающей публике познакомиться с классиком.
Если Михаил Локшин взглянул на «Мастера и Маргариту» по-своему, то Бортко шел по стопам гения. При этом, его кинокартина не получилась скучной пародией. Наоборот, ее искренне полюбили зрители.
Сама же книга, бесспорно, так и останется классикой, которую читают и будут читать. Булгаков всегда поражал своей атмосферой, трогал за самую душу. И здесь же мы видим его дух.
Мастер, Маргарита и Воланд со своей свитой снова в Москве
В новом выпуске "Книжной полки ПУ" разбираемся, удалось ли режиссерам переосмыслить Булгаковскую классику
Читать далее
ЧИТАТЬ ИЛИ СМОТРЕТЬ?
Безусловно, и фильм, и книга – это произведения искусства, с которыми стоит ознакомиться. Но до чего добраться первым? Наша редакция, вопреки общему мнению, рекомендует сначала познакомиться с фильмом, а затем уже взять в руки книгу. Опыт «Мастера и Маргариты» показывает, что сравнивать оригинал по ходу намного интереснее.