Пока в СССР публиковали запрещенные
«Мастера и Маргариту» Булгакова и «Мы» Замятина, в Америке уже долгое время печатали забавные
рисованные истории о супергероях и мутантах. Комиксы Marvel и DC с 1937 года читали
подростки Штатов, а наши бабушки и дедушки не имели ни малейшего представления
о том, что это такое. Но сейчас у нас есть свои герои, причем спрос на них в последнее время растет. Разбираемся, кто создает комиксы в России и какое будущее у этого формата.
ЧТО ТАКОЕ BUBBLE?
История российских комиксов началась в 90-х с
журнала «Мурзилка». Были еще «Штука-Дрюка» и «Офеня», но о них мало кто
помнит. И только в 2011 году в России появилась собственное издательство комиксов Bubble Comics, а в 2012 появилась и своя вселенная
супергероев. Однако к этому моменту все
настолько полюбили Железного Человека и Капитана Америку, что не заметили прорыва в индустрии.
Так выглядел один из первых комиксов
Будем честны, известными Bubble стали только после выхода фильма «Майор Гром», а до этого наши супергерои все еще оставались в тени «старших братьев» из США. Но это не значит, что все это время отечественная компания не развивалась.
За последние 10 лет произошел громадный скачок. Но даже сейчас мы не можем сравниться с теми же Marvel и DC. У них на протяжении десятилетий формировалась сама индустрия, да ещё и отдельные какие-то комикс-вселенные. У нас этот путь начался гораздо позже. Но постепенно Bubble из очень нишевой вещи превращается в полноценную вселенную. Российские комиксы перестали быть чем-то чуждым, хотя эта культура у нас до сих пор во многом не развита.
Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор Bubble Сomics
КАК РОЖДАЮТСЯ КОМИКСЫ?
Изначально у Bubble было только четыре достаточно простые линейки: «Майор Гром»,
«Красная Фурия», «Инок» и «Бесобой». «Майор Гром»
рассказывал о майоре полиции Игоре Громе, «Красная фурия» — о воровке и
спецагенте Нине Чайкиной, «Инок» был историческим произведением про потомственного монаха Андрея Радова, а «Бесобой» — фантастической историей про борца с демонами.
Уже потом к ним
присоединились «Экслибриум» (городское фэнтези об ордене магов-книгочеев) и
«Метеора» (космические приключения Алены Кузнецовой). Истории, как и персонажи в них, получились более глубокими.
Берём того же «Грома». От первого тома к последнему можно наблюдать, насколько сложнее становится сюжет, насколько лучше раскрываются персонажи, как меняется структура построения истории.
Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор Bubble Сomics
Сейчас вселенную Bubble трудно назвать нишевой: у них появляются новые герои, увеличивается количество комиксов, растет аудитория. Если раньше за создание новых выпусков отвечала небольшая группа людей, то сейчас это полноценное издательство, в работе которого участвуют сценаристы, художники и редакторы. Из-за этого выдерживать логику вселенной становится сложнее, но работать — интереснее.
Вся группа собирается в сценарной комнате и устраивает брейншторминг. Они сидят, накидывают варианты и предложения. Кто-то говорит: нет, мы не можем так сделать, это уже было или нарушит логику повествования, кто-то предлагает совершенно новые идеи. Из таких набросков создаются образы и персонажи.
Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор Bubble Сomics
БОЛЬШЕ, ЧЕМ КНИЖКА С КАРТИНКАМИ
Bubble Comics отличаются от других компаний оригинальными решениями. Например, сейчас издатели вводят систему альтернативных обложек. Сначала вам кажется, что перед вами две части одного комикса, но на деле все намного проще. Так чем же отличаются изображения? Просто одна из обложек — редкая, такие комиксы можно даже коллекционировать.
Кто этим занимается? Для поиска новых сценаристов,
колористов и других талантливых людей Bubble создали отдельную платформу — Bubble Gum. И если попасть в тот же Marvel практически
невозможно, то стать частью отечественной вселенной вполне реально, если вы
искренне любите свое дело, не боитесь творить и полны интересных и необычных
идей.
Цель Bubble — не только развить индустрию в России, но и показать старшему поколению, что комиксы — это не просто книжки с
картинками для детей. Что комикс, как любое художественное произведение, несёт в
себе мысль, идею. У каждого персонажа свои проблемы, свой психологический бэкграунд,
а у каждого комикса — своя идея.
Если мы берём, например, «Школу», которую я пишу, для меня основная мысль в том, что перемены — это не всегда плохо, и надо находить для себя что-то хорошее. Даже если тебе сейчас очень плохо и одиноко, найдутся люди, которые за тебя будут горой, просто ты их ещё не нашёл. А если ты с собой что-то сделаешь, ты упускаешь шанс встретить замечательных людей.
Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор Bubble Сomics
ЭПОХА MARVEL В РОССИИ ПРОШЛА?
Из-за запрета продажи зарубежных комиксов в РФ у Bubble Comics выросла
аудитория и появился реальный шанс пробиться. Сейчас это главное
издательство в России, которое создает свой неповторимый продукт.
Компания
старается работать на разную аудиторию. Например, недавно ребята выпустили комикс «18+» — «Мрак»,
о «мстителе в маске» со сверхъестественными способностями. Это первое издание с
таким рейтингом, которое является частью основной вселенной и получит
продолжение.
Недавно большие издательства вроде ЭКСМО тоже стали заниматься комиксами, но до Bubble им далеко. «У нас есть определенная вселенная, задействовано огромное количество авторов из разных областей, и я думаю, что мы достаточно уникальны в этом плане. Поэтому на данный момент в пределах РФ нет никого, кто сравнился бы с нами. Кто-то появится, но не сейчас
Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор Bubble Сomics
КОМИКСЫ В КИНО
И хотя комиксы продолжают становиться более популярными, они все равно не могут превзойти кинематограф. Поэтому чаще всего Bubble ассоциируется у аудитории
с фильмом «Майор Гром». Но пока компания не планирует полностью уходить в кинематограф — акцент делают на комиксах, а фильмы
— скорее способ заявить о себе.
Люди ещё только узнают о комикс-культуре, когда за рубежом это уже что-то приевшееся, что выходит и выходит. Они выпустили сотни изданий, истории некоторых персонажей можно даже назвать законченными. У нас же каждая публикация — это что-то новое, потому что аудитория еще не знает этих персонажей. Соответственно, интерес к комиксам Bubble в ближайшие 10 лет потеряться не должен.
Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор Bubble Сomics
Теперь становится видно: в России есть свои комиксы.
Хорошие, продуманные, ничуть не хуже тех, что мы привыкли получать из-за
рубежа. Пусть Bubble Comics еще только начинают развиваться и набирать популярность, это то, что вполне можно гордо назвать частью нашей культуры.
С выпускающим редактором издательства Bubble Comics пообщалась Анна Александрова, г. Санкт-Петербург