Пять углов



Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

куда поступатьновости кинонеделичто посмотретьПсихологияЕГЭ 2018УчительКем бытьВостребованныеподготовка к ЕГЭискусстволайфхакикак прошли ЕГЭ-2018историяНа практику — в ПУ!итоговое сочинениеолимпиады75 лет Победысоветы психологаРособрнадзорКуда сходитьподготовка к экзаменамЕГЭ-2022приемная кампанияинтересные фактылайфхакианглийский языквузыкарантинжурналистикаличный опыттвоя историяобществознаниеКак сдать ЕГЭрусский языккаталог сочиненийрецензияИТМОувлеченияспортволонтерствоработаЧто почитатьобразованиемузыкаВсероссийские открытые урокиЕГЭ 2024школауниверситетЕГЭ-2024Министерство образованияопросэкзаменыпрофессииМГУКаталог профессийна практику — в ПУ!Лучшее на СтенепутешествиярейтингстудентамСПбГУВУЗкнигиисследованиекультураподготовка к ОГЭСочинениеОГЭолимпиадарейтинг вузовВаши историиотношениявыпускнойНовый годлицензияхоббиподросткисоветыинформатикакинопрофориентацияинтервьюКаталог вузовразвлеченияДевятиклассникамТеатрпоступлениеКонцертлитературафестиваль
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 31

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 7

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 20

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 14

Полина Батракова

Опубликовано статей: 9

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 7

Пять углов

Зачем людям нужна была рифма, как озвончение помогло создать значения слов, а артикуляция — запомнить новые смыслы

5 минут

Рубрику «Слова и смыслы» продолжает Вероника Васильцова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург

В прошлом выпуске мы разбирались, как развивалась буква “Л” и почему она важна для русского языка.  
 
Но сегодня мы обратимся не к буквам, а к процессам — например, артикуляции, жестикуляции, озвончению — чтобы понять, как они помогали развивать общечеловеческий язык. И если вы до сих пор думаете, что рифму придумали только для того, чтобы слова мелодичнее звучали, то скорее читайте наши разбор — он вас удивит.
Почему буква «Л» — главная в алфавите?
Рубрику «Слова и смыслы» продолжает Вероника Васильцова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург
Читать далее

РИФМА ЯЗЫКОМ РУКОВОДИТ


В повторах одинаковых слогов, в ритмах и танцах вокруг костров происходило развитие языка и обучение ему. Отголоски того самого древнего периода есть и в наше время: в песнях, поговорках, стихах, детских считалочках. Ритмичные припевы в песнях: «Ля-ля-ля, на-на-на, ту-ту-ту, ча-ча-ча…», – это ни что иное, как реликты древнего периода развития языка. 

Свидетельства того, что язык тяготел к рифмовке и повторам, мы замечаем в сказках: жили-были, жить-поживать, житьё-бытьё, тянут-потянут, чудо-юдо, злой-презлой, туда-сюда, и так и сяк, пир на весь мир, день за днём, год за годом, чудо из чудес, сивка бурка вещая каурка… 

В детских стишках: эники-беники; царь-царевич, король-королевич.
В древних словах: абракадабра, атаман, сахара, сатана, задача, засада. Золото, болото, молоко, логово, хорошо. 
В народных поговорках: Волк знает толк, без друга туго, без муки нет науки. 

Рифма здесь не только служит связующим элементом, но и выступает в качестве доказательства того, что сказанное — правдиво.  

Рифма настолько прочно сопровождала развитие языка, что от Гомера и вплоть до Нового времени даже научные трактаты зачастую писались в стихах. И, кстати, людей не просто так тянуло к рифмованию, к ритму, к музыке, к танцам – всё это помогало им создавать язык на начальных этапах. Ведь, например, рифмы помогают произношению и запоминанию. Возможно, поэтому сейчас стал так популярен жанр — рэп. 

«СВОЙ-ЧУЖОЙ» — еще одна причина, по которой был создан язык  


Несомненно, что именно на основе общего языка объединялось общество людей в единый тотем, где символом объединения провозглашалось священное тотемное животное. Его изображали, вырезая из дерева, в наскальных рисунках, в татуировках на теле. Это наряду с языком отличало своих от чужих. И главным объединяющим элементом являлся язык

На вопрос: «Почему аборигены съели Кука?» есть логичный ответ: они просто обязаны были его съесть, потому что он был из другого тотема с другим языком! А это уже не свой, а чужой! Это уже не человек, а добыча. 

Так на основе языка появились вожди, служители культа, искусство, религия и наука. В дальнейшем развитии отличительные признаки для разделения на «свой-чужой» умножились: появились свои гербы, гимны, флаги, униформы. А главной скрепой общества так и сохранился язык. 

АРТИКУЛЯЦИЯ КОПИРУЕТ ЖЕСТИКУЛЯЦИЮ 

 

Не зря буква Р изображается в виде топора, секиры и означает опасность: рык, рычание, рубить, резать, рывок, рана, рать… 

Так же при помощи корня КО, КОРА, КР  (круглое) за сотню тысяч лет пытались обозначить ВСЕ КОНЕЧНОСТИ и органы человека и дичи: 

нога — КОРЯГА (корявые)
рука — КРУНА (рубит)
хвост — КРЮК (крутится)
тело — КОРОБА (корпус)
шея — КОРИВА (грива)
голова — КОРОНА (крона)
шерсть — КОРЫТЬ (покрытие)
рот — КОРОТ (короткий)
кожа — КОРА (вокруг)
живот — КРОХА (хранилище) 

Эти древние корни отчасти встречаются и в современных нам словах. Но они разрослись и дальше:  

1715943886.png

КАК РАЗВИВАЛСЯ ПРАЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 


Обезьяны Африки издают четыре разных звука для предупреждения сородичей о приближении хищников. В зависимости от кого надо спасаться: от леопарда, от орла, от удава или от гиен – выбирается соответствующая стратегия поведения. А это уже зачатки полноценной речи в качестве знаковой системы маркировки важных явлений внешнего мира. 

Но бесспорно, что в начале общение было жестовым, мимическим, визуальным. Потом жесты подкреплялись разными возгласами. Обезьяны больше жестикулируют правой рукой и в результате этого в левом полушарии мозга развивается зона Брока: управления моторикой речи, артикуляцией. Так визуальный ряд находит соответствие со звуковым рядом. Причём, однозначно: 
Артикуляция копирует жестикуляцию, чтобы обозначать основные свойства предметов и явлений. Сообщить о чём-то круглом можно жестикуляцией, показывая руками, а можно нарисовать — теперь мы можем даже описать словами. А при рождении речи достаточно было произнести звук О, округлив губы. Так соединилось немое и звуковое общение. 

Артикуляцией губ и языка создаётся образ явления и закрепляется за определённым звуком. Следовательно, рождение речи не случайно и не беспорядочно, а имеет строгую логику развития. 

(Интересное наблюдение: при заикании человек особенно спотыкается про произнесении звука П, обозначающего губами плотность, препятствие, порог). 

Далее, согласные звуки соединяются с гласными и создают новые значения: слоги, корни слов. На первом этапе становления язык был СЛОГОВЫМ

По — поверхность вокруг плотная

Ло — основа, семя
Та — твердь моя
Ко — круглое, к круглому относится
Ва —  внутри меня (жидкое)  

Путем комбинирования слогов образуются слова с более сложными понятиями и описаниями образов предметов: 

ПОЛО — поверхность на основе лежащей
КОРА — закругленное к Солнцу
ТАЙГА — твердь моя для движения
ЛАВА — семя текучее…  

КАК ОЗВОНЧЕНИЕ ПОМОГЛО СОЗДАТЬ НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ 


Со временем в языке происходит озвончение согласных с приданием новых усиленных аналогичных смыслов. Например:  

СОЛО ТО — золото, жёлтое
КУПО — губы
ЛУКА — рука
ЛЕКА — река
ТУП — дуб
ЛОПОТА — работа 

Закрытых слогов начинающихся с гласной не было. Современные слова начинающиеся с гласной утеряли предыдущую согласную: 


УХО — СЛУХО
ОКО — ВОКОЛО
ИКОНА — ликона
АКВА — ваква
ОСТОВ — костово
ОБЪЁМ — вобьём 

Со временем первоначальные смыслы корней слов ещё более разошлись у разных народов, но цепочки родственных слов ведут к началу. Допустим, сочетание букв СТ означает «с твердью связано, стоИт, вертикаль»: стан, станок, столб, сток, стог, стадо, стена, стопа, ступать, стяг. 

А добавление гласной между С и Т придает уже другой смысл — не СТОЯТЬ, а СИДЕТЬ: сит, сад, сид, соты, сядь, суд, сытость (с озвончением Т на Д). 

Из ПРАЯЗЫКА человечества в языки разных народов попали осколки первоначальных слогов и значений. Но их общее происхождение обнаруживается как в звуковом, так и в смысловом содержании: 

И таких примеров — тысячи. 

И напоследок рассмотрим интересную связь слова с его значением. Понятие красное во многих вроде бы не зависимых друг от друга языках звучит так: ред, рот, род, рат, рух, руд, руда (рыжая). Одновременно сохранилось понятие РОТ как РОТ. Отсюда вывод, что при открывании рта демонстрируется КРАСНЫЙ цвет! И корень РОТ получает два значения: отверстие и цвет. 

Фото: Freepik.com
1715943894.png
Рубрику «Слова и смыслы» продолжает Вероника Васильцова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Гость
Гость
Это новое целостное учение о праязыке! О, если бы так интересно учили в школе!!!
17 мая 2024
Ответить
Ответить
Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru