В этом году приемная кампания в российские вузы начинается 20 июня. Хотя поступление в вузы близко, многим выпускникам тяжело выбрать сферу, в которой они хотят работать в будущем. А еще труднее определиться с направлением — на одном только биофаке есть кафедра генетики, вирусологии, биоинженерии и много других.
Такой сложный выбор когда-то стоял и перед Валерией Жиляевой, героиней интервью. Несколько лет назад она поступила на биофак, сейчас девушка учится уже на 3 курсе и только начинает работать в необычной сфере эмбриологии. Почему Валерия выбрала такое направление? Какая она – профессия эмбриолога? Читайте в нашем интервью.

Валерия Жиляева, студентка-эмбриолог. Фото предоставлено героем
Как бы ты ответила людям, если бы они спросили: «Чем вы занимаетесь?»
— Я — молодой эмбриолог, помогаю взрослым эмбриологам дарить людям возможность стать родителями. А вообще я — студентка 3-го курса бакалавриата биологического факультета СПбГУ. Параллельно работаю в лаборатории в отделе вспомогательных репродуктивных технологий в центре НИИ им. Д.О. Отта, где и провожу большую часть времени. Сейчас я занимаюсь научной работой: составляю таблицы, анализирую их. Также мне доверяют работу с мужским “материалом” — я оцениваю фертильность по многим параметрам их сперматозоидов.
Как тебе пришла идея заниматься именно этим направлением?
— В 10 классе мне стало интересно направление репродуктологии: тогда я уже готовилась к поступлению в медицинский вуз и выбирала специализацию. Как раз в то время мне предложили написать исследовательскую работу в НМИЦ им. В.А. Алмазова. Я выбрала тему репродуктологии, а именно ЭКО.
До сих пор приятно вспоминать, как меня пригласили на операции и провели мне экскурсию по эмбриоблоку: это то место, где работают эмбриологи с клетками. Меня восхитили маленькие клеточки, которые показали с помощью микроскопа, и контейнер с жидким азотом, где и хранились эмбрионы.
Однако через два года что-то поменялось, и я оказалась не в стенах медицинского вуза, а на биофаке СПбГУ. Мысль о маленьких эмбриончиках меня не покидала, и я пошла на кафедру эмбриологии, где нашла своего научного руководителя и лабораторию, в которой практикуюсь.
Тяжело ли учиться?
— Первый курс был очень сложным как по объему информации, так и морально. Точно не хотела бы вернуться! На втором курсе я пришла уже в свою лабораторию, дисциплины стали более интересными и нужными. Сейчас уже больше работаю над своей дипломной работой и будущей профессией. А пары, признаться, уже посещаю с меньшим энтузиазмом. Я — тот человек, который ходит «на любимую работу хоть в субботу», а посещать пары уже не так интересно.

Фото: Freepik.com
Расскажи о «подводных камнях» профессии?
— Профессия эмбриолог очень ответственная: если ты работаешь с «материалом» людей, ты должен быть очень дотошным, аккуратным и трепетным. Мы работаем с тем, что очень сложно получить, что находится в недостатке. Например, яйцеклетки женщин – их довольно сложно извлечь — этим занимается врач. А вот мы, эмбриологи, должны их сохранить или оплодотворить, затем вырастить получившийся эмбриончик и отдать пациентке.
Проблема в том, что далеко не всегда все зависит от нас, многие эмбрионы не годны к жизни, как бы мы не старались. Бывает, яйцеклетки или сперматозоиды не имеют потенциала к оплодотворению. Если ты решил работать эмбриологом, будь готов выходить на работу и в выходные, и в праздники. Эмбрионы не отдыхают!
Поделись интересными историями с работы
— К сожалению, многие интересные истории нельзя рассказывать из-за подписанного документа о неразглашении информации. За полтора года работы в лаборатории происходило очень много необычного и интересного. Например, как-то к нам приехали оперуполномоченные: они просили провести экспертизу по «материалам», которые пытались нелегально провезти через границу — это были эмбрионы. Самое интересное, что я тогда опаздывала на учебу и просила меня отпустить, но я подписала документ о том, что являюсь понятой. После следственных «мероприятий» меня довезли до учебы прекрасные оперуполномоченные и извинились за возникшие неудобства. Теперь мои друзья шутят: «А ее подвозил оперуполномоченный».
С какими стереотипами или мифами ты сталкивалась?
— Со стереотипами или мифами я пока не столкнулась, но поняла, что забеременеть сложно — на ранних стадиях с эмбрионом может произойти столько всего, что шансы понижаются в разы. Сейчас я провожу большой анализ по теме развития эмбрионов и результату их имплантации в матку, порой становится жутко от количества проблем в этом вопросе.

Валерия Жиляева, студентка-эмбриолог. Фото предоставлено героем
Действительно удивляет! А есть ли у эмбриологов какие-то приметы?
— У эмбриологов я не слышала примет, а вот у врачей есть что-то похожее на примету. Когда они спрашивают у эмбриолога: «Забеременеет?», и получают утвердительный ответ, то как будто бы больше верят в положительный исход. Но эмбриологи не боги. Несмотря на то, что у нас нет примет, существует уже устоявшаяся традиция — пить по четвергам кофе с корицей. Говорят, это к деньгам. Вот у меня все не получается выпить кофе из-за учебы, может поэтому я пока еще не разбогатела?
Как будет развиваться профессия?
— Проблема бесплодия становится все более актуальной — ежегодно повышается процент бесплодных пар. По данным ВОЗ, сейчас он составляет более 17%. Естественно, люди обращаются к врачам и пытаются забеременеть искусственным путем. Эмбриологи постоянно работают, ежедневно отслеживают эмбрионы и стараются повысить шанс положительного исхода.
Что бы ты посоветовала абитуриентам, которые хотят стать эмбриологами?
— Я бы точно посоветовала с начала обучения обращать внимание не только на эмбриологические дисциплины, но и на генетику, молекулярную биологию и даже на математику. Если вы в будущем хотите рассчитывать на работу в научной сфере, то вы должны уметь что-то подсчитывать. А еще учите английский и читайте статьи.
Эмбриология — это не только клиническая работа в чистом помещении в белом халатике и в тишине. Это огромный труд, сложные задачи, анализ данных и эмоциональная нагрузка. Мы в своей лаборатории переживаем за пациентов и желаем каждому стать родителем.