В Китае высшее образование ценится очень высоко. Например, в этом году окончили школу более 9 миллионов китайцев. А мест в университетах – только 7 миллионов. В 2006 году на 9,5 миллионов школьников мест было еще на два миллиона меньше. Выпускной тест задает курс всей жизни: получив низкие баллы, можно загубить всю карьеру.
Больше всего недовольных, как и в России, считают, что в тесте нет возможности проявить творческий, нестандартный подход. Последний год перед экзаменом превращается в год зубрежки, которая чередуется лишь с едой и сном. Один выпускник готовился к gaokao по 13 часов каждый день, а чтобы драгоценное время не тратить на дорогу, родители сняли ему квартиру возле школы.
В Китае единый экзамен вводили с точно такой же благой целью, как у нас: поставить школьников в равные условия и позволить поступить в престижные вузы абитуриентам из глубинки. На практике равенства так и нет: шанс у выпускника из какой-нибудь провинции Аньхой поступить в Пекинский университет – один из 7826. У жителя Пекина – один на сто девяносто.
В списывании китайцы, кстати, давно обогнали российских школьников. Теперь на экзамене у ребят сканируют отпечатки пальцев – не редкость, когда экзамены за выпускников сдавали двойники. В 2008 году поймали трех девочек с мини-камерами в бюстгальтерах: они отправляли свои задания добровольцам, которые решали за них тест. В этом году в скандале оказались замешаны выпускники-высокобалльники: несколько учеников не пожалели $ 2500 на маленькие мониторы, похожие на ластик, которые позволяли принимать электронные сообщения с ответами.
Но не одними скандальными историями списываний славится китайский ЕГЭ. Например, от Лю Цин, абитуриентки из провинции Шэньси, два месяца родственники и учителя скрывали, что ее отец умер. Чтобы перед экзаменом не расстраивать.
Правда, как бы не ругали школьники и родители по всему миру свои ЕГЭ или gaokao, которые могут закрыть им доступ в университет – в Китае тоже признают: столько людей с высшим образованием обществу не нужно.
По материалам The New York Times