18 апреля 2024 года в прокат вышел фильм Александра Андрющенко по мотивам одноименной повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Фильм снят именно по мотивам произведения: это – не экранизация и уж тем более не ремейк «Гостьи из будущего» Павла Арсенова. Истории разные, Алисы тоже разные. Советская наивная и милая Алиса жила в будущем победившего коммунизма. Современная Алиса — серьезная и деятельная девушка, которая живет в России через 100 лет.
Однако ключевую историю, героев и ценности Булычева бережно «перенесли» в новый фильм. Разбираемся, о чем эта кинокартина и стоит ли ее смотреть.

СЮЖЕТ
В 2024 году Колю Герасимова оставляют в школе после уроков из-за драки. Вместо того, чтобы привести класс в порядок, он пробирается в подсобку учительницы физики. Юноша вместе с другом Фимой Королевым обнаруживает тайник со странной частицей: Коля случайно активирует ее и переносится на сто лет вперед.
В 2124 году он сразу встречает Алису: девочка ходит в ту же московскую школу, помогает отцу, профессору-космозоологу Селезневу и грустит о матери, которая пропала в схватке с пиратами. Ее новый друг может помочь вернуть маму обратно в будущее.

В ЧЕМ «ФИШКИ» ФИЛЬМА?
С первых минут Коля вступает в драку и рассказывает зрителю о себе и о друге, о противостоянии людей и пиратов, о Кире Селезневой и ее дочке Алисе. Прием нетипичный для российского кино, но он помогает разобраться в поворотах сюжета. При этом не создается ощущение спойлера.
Создатели обращаются как к российской поп-культуре («Думай, думай, думай» из «Майора Грома»), так и к зарубежной (молот Тора в комнате Коли).
Особенно хорошо показаны перемещения во времени: изменение реальности и ощущения героев в момент «перехода». Когда Коля перемещается в первый раз, он несется по коридору, где летают листы, колышутся занавески, пространство то сжимается, то расширяется. А смена кадров создает гнетущее настроение.
Если происходит драка с крушением машин посреди улицы, то она попадает в новости. Если мальчик приводит домой девочку, мама говорит с ним об отношениях. Даже Фима упускает возможность связаться с доставщиком из-за школы.
Не всегда счастливый конец — лучшее решение. Это и сохраняет логику фильма, не ломая сюжет и сохраняя драму.

КАСТ ФИЛЬМА
Главные роли исполнили Марк Эйдельштейн (Коля Герасимов) и Дарья Верещагина (Алиса Селезнева). Персонажи смотрятся гармонично: между ними чувствуется подростковая романтика. Например, когда Коля зовет Алису на свидание или когда неловко хочет ее поцеловать. «Химия» между персонажами выглядит естественно, и зритель искренне переживает за их отношения.


Алтухина (Софа Цибирева) и Витька (Матвей Астраханцев) поначалу выглядят как клишированные персонажи из подростковых сериалов, но в будущем они раскрываются: Алтухина уже не выглядит такой глупой и самовлюбленной, а Витька оказывается отзывчивым парнем.
Юра Борисов в роли Глота вызывает именно те эмоции, которые хочется ощущать от антигероя: неуютное чувство и страх. Сверхспособность, благодаря которой он дерется, подчиняя разум главных героев, смотрится необычно и пугающе.


ЧЕГО НЕ ХВАТИЛО?
Не хватает изображений будущего: мы видим лишь двор школы, дом Алисы и несколько панорам. Хотелось бы посмотреть на прогулку по Москве 2124 года, узнать, как там все устроено.
То, как показана Москва настоящего тоже не радует: практически все действия происходят либо ночью, либо в помещении. Хотя посмотреть на контраст будущего и прошлого было бы интересно.

СТОИТ ЛИ СМОТРЕТЬ?
"Сто лет тому вперед" – приятное семейное фэнтези с шутками, интересным сеттингом и “милой” любовной линией. С этой истории может начать развиваться российская киновселенная. А убедиться в этом вы можете сами.