Если взять и перенести ГЭС-2 из Москвы, например, в Санкт-Петербург, в Рязань или во Владивосток — в содержании кластера, по сути, ничего не поменяется. Однако есть арт-пространства, которые находятся в тесной связи со своим городом. Во всем, от содержания мероприятий до оформления стен центра, основной акцент делается на региональной специфике.
Как и почему в некоторых культурных кластерах уделяется такое внимание гению места? Попробуем разобраться в этом на примере двух культурных центров.
Цеха. Трубы. Искусство: как обычные промзоны превращаются в современные арт-пространства?
И почему они так популярны у молодежи - о двух пространствах Нижнего Новгорода и Москвы рассказывает Мария Пархоменко в серии материалов про арт-кластеры
Читать далее
СТРИТ-АРТ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ГОРОДА
Но для начала выделим очень заметную общую черту для кластеров такого типа: поддержка местного стрит-арта. Зачем в это вкладываться и что это вообще такое?
Стрит-арт — это буквально все уличное искусство: от строчек песен, написанных на заборе, до огромных инсталляций и полноценных росписей фасадов зданий (такие «картины» называются муралами). В прошлых статьях серии я уже много писала о важной урбанистической роли кластеров: они становятся важными туристическими центрами и местами культурного досуга для горожан.
И как раз для выполнения этих задач стрит-арт очень полезен. Ведь он яркий, оригинальный и современный. При этом он еще и доступный: увидеть такое произведение искусства может буквально каждый прохожий.
Стрит-арт в виде вышивки на заборе. Фото с сайта https://конторапароходства.рф
КОНТОРА ПАРОХОДСТВА — ГОРОД ТЮМЕНЬ
Очень тесно с городским пространством связано арт-пространство «Контора пароходства», расположенное в Тюмени. Контора пароходства «созидает сама и поддерживает тех, кто созидает». Так сказано в Манифесте кластера и, пожалуй, это самая меткая формулировка его идеи. Если говорить чуть конкретнее, то цели пространства — развить городскую среду, рассказать о ней и поощрить творчество местных деятелей искусства.
Арт-кластер «Контора пароходства». Фото с сайта https://конторапароходства.рф
Все это также объединяет в себе основной проект, осуществляющийся на базе кластера — Морфология улиц.
Контора созидает. С одной стороны, Контора занимается продвижением интересных локаций, которые есть в Тюмени. Например, на сайте и в соцсетях арт-кластера можно найти онлайн-гиды и экскурсии по городскому стрит-арту. Для тех, кто любит более «классические» достопримечательности, есть аналогичные маршруты по интересным историческим местам Тюмени. Рассказ о памятниках в любом случае будет нетривиальным: ведь создатели ставили перед собой цель помочь местным жителям и туристам проникнуться духом города.
Получить доступ к материалам Конторы очень просто — все можно найти с помощью удобных телеграмм-ботов. Конечно, в арт-кластере проходят и разные выставки современного искусства.
Выставки современного искусства в «Конторе пароходства». Фото с сайта https://конторапароходства.рф
Контора поддерживает тех, кто созидает. С другой стороны, Контора пароходства всячески поощряет появление всего нового. И тут как раз ключевую роль играет проект «Морфология улиц», о котором я уже упоминала. Это ежегодно проводящийся фестиваль уличного искусства. Обычно он состоит из нескольких этапов: отбор художников, работа над эскизами, подготовка волонтеров и, собственно, создание произведений стрит-арта. Параллельно проходят образовательные встречи и экскурсии для всех желающих. Художникам предоставляются все условия работы включая размещение в Тюмени. Фактически подать заявку со своим эскизом может любой желающий — проект поможет «довести до ума» идею и воплотить ее в жизнь.
Сотворчество в «Конторе пароходства». Фото с сайта https://конторапароходства.рф
Еще один важный проект Конторы, стимулирующий развитие искусства — Факультет создателей. В рамках этого проекта проходят как разовые лекции для тех, кто хочет начать создавать, так и целые образовательные интенсивы. Воплощать идеи помогают система грантов, которая работает при Факультете.
Контора вносит огромный вклад в развитие культуры в Тюмени. Что дальше? А дальше больше. Каждый год в городе появляются новые муралы на новые темы, на них приезжают смотреть новые зрители, популярность среди туристов помогает открывать проекты, что привлекает все больше художников.
ХЭБ-ХАБ — ГОРОД УЛАН-УДЭ
Арт-пространство «Хэб-Хаб» расположено в республике Бурятия, а именно в ее столице, городе Улан-Удэ. Байкальские пейзажи, близость к Монголии и буддизм — все это формирует уникальное культурное пространство региона. В такой ситуации организаторы Хэб-Хаба пытаются осмыслить все это многообразие искусства и создать новый локальный бренд. Кстати, в отличие от других подобных проектов, развитие этого кластера активно поддерживают местные власти.
Основной проект арт-пространства Хэб-Хаб — «САЙНУУ!». Его идея отражается в названии: «сайн» означает на бурятском приветствие, а «УУ» — распространенное сокращение названия Улан-Удэ. На базе проекта в городе активно развиваются креативные индустрии, а итоги творчества активно используются при оформлении городской инфраструктуры.
Бурятская культура в Хэб-Хабе. Кластер стремится не только сохранить бурятскую культуру, но и переосмыслять, вплетать в современный контекст и развивать ее. Согласитесь, это довольно необычный взгляд на народную культуру: обычно ее просто стремятся законсервировать в этноцентрах и музеях. Очень интересны и занятия, которые проводят в рамках проекта «САЙНУУ!»: на мастер-классах желающие не только знакомятся с традиционными бурят-монгольскими техниками письма, но и создают свои шрифты и варианты логотипов. На базе арт-пространства работает лекторий и проводятся этнографические квесты.
Занятия по каллиграфии в Хэб-Хабе. Фото с сайта https://xebxab.space
Город и Хэб-Хаб. У этого арт-кластера есть множество проектов, связанных с творческим переосмыслением городской среды Улан-Удэ. Например, недавно художники вместе с учениками оформили муралами фасады и интерьеры трех новых школ. Три центральные автобусные остановки стали галереями произведений бурятских художников. Тут проявилась идея, во многом аналогичная тюменской Морфологии улиц: с одной стороны, дается площадка для творчества современных художников, с другой стороны, обычные объекты городской инфраструктуры становятся центрами притяжения для местных и туристов. Прямо с таких креативных остановок можно сесть на автобусы, где можно прослушать огромное количество историй и интересных фактов об Улан-Удэ.
Промежуточные итоги проекта «САЙНУУ!» подводили с помощью выставки креативных индустрий, прошедшей в Хэб-Хабе. Выпущен был даже модный мерч с произведениями, созданными в рамках «САЙНУУ!» – опять-таки эффективный пиар проекта!
Роспись Иволгинской школы №3. Фото с сайта https://xebxab.space
Хэб-Хаб очень тесно связан с бурятской культурой. Он помогает ее внедрять в городское пространство, делая народное искусство ближе и понятнее и местным жителям, и туристам.
Арт-кластеры могут заниматься разным: некоторые продвигают тюменский стрит-арт, а кто-то старается подарить новую жизнь традиционной бурят-монгольской письменности. Главное, что в процессе сотворчества рождается, развивается и воплощается в предметах искусства особенный для каждого города гений места.
Как пространства сохраняют самобытность местной культуры и зачем ради этого поддерживается стрит-арт, рассказывает Мария Пархоменко в серии материалов про арт-кластеры