Несмотря на высокую конкуренция, журналистика остается одним из самых востребованных направлений среди абитуриентов. К примеру, в период с 2011 по 2022 год количество поступающих на журфаки увеличилось вдвое (в 2011 училось 2 863 человек, а в 2022 — 5 677 человек). Можно уверенно отметить, что цифра с каждым годом будет увеличиваться.
При этом поиск работы после выпуска — одна из сложнейших задач, которая встает перед дипломированным журналистом. Конкуренция в сфере колоссальная:
Так, сегодня на одну вакансию журналиста в России приходится
42 активных резюме, а в Санкт-Петербурге – 86. Норма
для рынка – не более 8 активных резюме на вакансию
Анна Осипова, руководитель внешних коммуникаций hh.ru в регионах
ПУ вместе с экспертами hh.ru решили разобраться, как оставаться востребованным специалистов в сфере медиа и какими “специальными” навыки стоит дополнить классические.
Где искать работу журналисту и какие кандидаты нужны работодателям?
О навыках, опыте работы и ценности портфолио поговорили с руководителем пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу и главным редактором онлайн-издания «Мел»
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ: сегодня и в перспективе
С активным внедрением нейросетей в рабочую сферу, представители медийной сферы несколько “напрягались”: появились первые разговоры, что всех, кто пишет тексты, легко заменит тот же ChatGPT. Однако вскоре стало ясно, что нейросеть лишь станет дополнительным инструментом журналиста:
источник: https://t.me/mnm_masterskaya/2097
При этом профессия журналиста с каждым годом становится все более востребованной: в 2023 году в России было открыто на 27% больше вакансий для журналистов, чем в 2022 году, в Санкт-Петербурге – на 24%:
На количество вакансий новые технологии не повлияли, однако повлияли на качество: среди требований к журналистам стал встречаться навык работы с различными нейросетями. В то же время важным остаются фактчекинг и оригинальность текстов – даже если условный ChatGPT генерирует текст заметки, журналисту необходимо перепроверить факты и откорректировать стилистику
Анна Осипова, руководитель внешних коммуникаций hh.ru в регионах
Однако конкуренция в сфере по-прежнему остается на высоком уровне. При этом соискателю с дипломом журналиста не обязательно работать именно в журнале, газете или сетевом СМИ. Для него открыты вакансии в смежных областях: копирайтинг и редактура (23% вакансий), PR (21% вакансий) и SMM (12% вакансий).
«Ложь, заказуха и низкие зарплаты»: развеиваем нелестные мифы о журналистике
Прочитай, если сомневаешься — стоит ли становиться журналистом
Самые востребованные “базовые” навыки, которые чаще всего встречаются в вакансиях — это, конечно, умение писать и редактировать тексты в разных жанрах, соблюдение дедлайна, креативность и грамотность, способность находить инфоповоды.
Периодически от соискателей требуют “наличие связей/контактов в разных сферах”, “прямой выход на спикеров” и “опыт работы с узкой отраслью или темой”.
Но чтобы оставаться востребованным специалистом, одних “базовых” навыков недостаточно: медиарынок сейчас активно развивается (чего только стоит внедрение нейросетей), появляются новые форматы, с которыми современный журналист должен уметь работать.
Например, из специальных навыков сейчас ценятся — SEO-копирайтинг, умение работать с алгоритмами социальных сетей (особенно, с Telegram), навык снимать и монтировать видео, работать в графических редакторах. Получается, тенденция мультифункциональности журналиста сохраняется.
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА
Главная тенденция, как отмечает hh.ru, спрос на квалифицированных специалистов, с релевантным опытом и навыками: например, не только умение писать тексты, но и продвигать эти тексты в Telegram; не только работать с нейросетями, но и проверять достоверность получаемой от ИИ информации:
Это отражает необходимость постоянного самообразования современного журналиста. Медийная сфера меняется едва ли не каждый день, и нужно включаться в эти изменения, внедрять их в свою работу и даже практически их совершенствовать:
Интересный момент: на фоне нехватки действительно квалифицированных специалистов — с набором базовых и специальных навыков — продолжится рост заработных плат:
Так что же делать поступающим на журфаки, студентам и выпускникам?Самое главное — следить за трендами, внедрять их в свою работу и постоянно пополнять портфолио актуальными кейсами.
Вместе с экспертами hh.ru разбираемся, какие навыки требуют работодатели, кем могут работать выпускники и сколько могут заработать