На сегодня проверка студенческих рефератов, курсовых и дипломных работ существует уже в 180 вузах. В основном преподаватели не вычитывают каждый «курсовик», а используют «Антиплагиат» – коммерческий продукт, созданный экспертами специально для этих целей. Некоторых студентов «неудом» за найденную копипасту пугают уже с 2009 года – именно столько времени используют систему, например, в Высшей школе экономики.
Недовольных «Антиплагиатом» за эти годы набралось достаточно: против программы выступали депутаты Государственной думы (особенно те, которых обвинили в «передирании» чужих исследований), журналисты и студенты, недавно устроившие митинг с плакатами перед зданием Министерства образования. Однако создатели проекта не собираются сворачивать свою работу: «Антиплагиат» пойдет дальше.
«Мы развивали проект восемь лет и не собираемся останавливаться на достигнутом, – заявил на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС исполнительный директор компании Юрий Чехович. – Наша цель – чтобы системами контроля самостоятельности письменных научных работ был оснащен каждый российский вуз».
Разработчики обещают, что усовершенствуют механизм программы. «Мы не просто будем подсвечивать цитату в тексте, но и позволим обнаруживать исконного автора той или иной цитаты, находить документы сходной тематики и выявлять дерево заимствований», – пояснил Чехович.
Правда, специалисты отмечают: полагаться на то, что всю работу выполнит компьютер, не следует. Каждый «заимствованный» фрагмент должен затем тщательно анализироваться принимающим работу преподавателем – чтобы удостовериться в том, что плагиат действительно есть.
Разработчики «Антиплагиата» считают, что польза от проекта действительно немалая: две трети студенческих работ, по словам Чеховича, оказывались скачанными из Интернета без изменений. А вот сами студенты считают, что эта программа – самое настоящее зло в чистом виде: по словам председателя Российского профсоюза студентов Алексея Казака, «теперь даже одна цитата из учебника, оставшаяся в курсовой работе без кавычек, может служить основанием для отчисления, и неизвестно, на что студенты будут вынуждены пойти, чтобы сохранить возможность учиться, так же, как автолюбители платят любые деньги, чтобы сохранить водительские права, нарушив правила дорожного движения». Кто прав?