Две недели назад Рособрнадзор подвел итоги сдачи ЕГЭ. Вердикт — небывалый рост высокобалльников и стобалльников за экзамены по математике и физике. Об этом мы уже писали здесь и здесь, но еще раз озвучим цифры: 100 баллов за ЕГЭ по профильной математике получили 1165 человек (причем, стобалльники есть практически в каждом регионе); за ЕГЭ по физике — 769 человек.
Между тем, Минобрнауки выделил рекордное количество бюджетных мест для вузов (621 тысяча). Традиционно большое количество досталось инженерно-техническим направлениям (например, «Машиностроение»). Именно туда требуются результаты ЕГЭ по профильной математике и физике/информатике.
В этом плане рост школьников с высокими баллами даже прокомментировал глава Рособрнадзора, озвучивая предварительные итоги ЕГЭ:

Если произошел наплыв, то как вырастет конкуренция за бюджетное место? Что изменится для школьников? Да и насколько они готовы к первым курсам? Если считать, что в этом году знания оценивали, грубо говоря, «проще».
Об этом мы поговорили с руководителем приемной комиссии ИФИБ МИФИ Владимиром Сергеевичем Беловым и старшим преподавателем из Пермского Политеха Русланом Даниловичем Гарифзяновым.

ПОСТУПИТЬ НА БЮДЖЕТ В ВУЗ БУДЕТ ПРОЩЕ?
Руководитель приемной комиссии ИФИБ МИФИ Владимир Белов уверен, что конкурсная ситуация не изменится, потому что бюджетных мест стало значительно больше. Единственное, что изменится — проходной балл: он станет выше. Но, уверяет эксперт, не так серьезно, как кажется.
О том, что проходной балл ненамного вырастет, говорит и старший преподаватель из Пермского Политеха Руслан Гарифзянов. По его мнению, он повысится на 1-1,15 балла.

Кстати, Руслан Гарифзянов отметил, что в Пермском Политехе наплыва стобалльников нет. При этом в вузе более 2000 бюджетных мест. А традиционно на инженерно-технические направления поступают ребята с 68-69 средним баллом ЕГЭ. Поэтому мест хватит всем.

Да, проходной балл вырастет, но это не помешает школьникам поступать, потому что бюджетных мест много. Но ведь распределены они неравномерно: 73% бюджета ушло в региональные вузы. Так что, поступать будет проще?
Скорее нет, чем да. Почему? Потому что многие школьники, в том числе из регионов, хотят учиться в известных вузах. Большинство из них — в Москве и Питере. Поэтому, конечно, конкуренция на некоторых программах будет. С этим соглашается и Владимир Белов:

Поэтому дополнительного набора на инженерно-технические специальности, которые технические вузы объявляли 2 года подряд, скорее всего, ждать не стоит. Так же считает Владимир Белов:

ГОТОВЫ ЛИ СТОБАЛЛЬНИКИ (И НЕ ТОЛЬКО) К ПЕРВЫМ КУРСАМ?
Оба эксперта признаются, что не ведут пары у первокурсников. При этом они никогда не слышали от коллег претензий о «пробелах» в знаниях школьников. Но Руслан Гарифзянов отмечает: подготовленность первокурсников остается на том школьном уровне и на уровне тех оценок, которые стоят у них в аттестате. Поэтому, даже если за ЕГЭ по профильной математике школьник набрал 80+ баллов, а в аттестате за предмет у него дай Бог стоит 4-ка, значит, на столько он и знает эту самую математику.
Помимо стобалльников, существуют тысячи школьников, которые с более-менее приемлемыми баллами поступают на бюджет не из-за любви к профессии. А «туда, куда возьмут». И если учесть, что в этом году этих самых бюджетных мест много, а получить хорошие баллы за ЕГЭ по профильной математике и физике было не сложно, то сколько же таких абитуриентов побегут в технические вузы? А сколько из них потом будут инженерами разве что в кавычках?
Немудрено: кто ж с низкими баллами будет рваться в столичные вузы? Другое дело — региональные. Руслан Гарифзянов соглашается: да, к сожалению, такие абитуриенты есть, в том числе в Пермском Политехе. От этого никуда не денешься: они есть в каждом вузе. «Но у нас их немного: навскидку 20-30%», — объясняет старший преподаватель. И, продолжает: вопрос здесь не в том, сколько их, а в том, как вуз с ними работает.
В этом плане, Пермский Политех — пример для подражания для многих региональных вузов.

Другие осваивают навыки и профессии, которые им по-настоящему нравятся, благодаря федеральным проектам, которые есть в Пермском Политехе. Но еще до зачисления уменьшить риски помогает система приоритетов: члены приемной комиссии видят, какую цифру (1-5, где 1 — наибольший приоритет, а 5 — наименьший) школьник поставил рядом с программой инженерно-технического направления. И делают выводы: насколько поступающий действительно заинтересован в профессии.
ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В ПОСТУПЛЕНИИ НА ИНЖЕНЕРОВ?
Владимир Белов считает, что сейчас требования к поступающим в инженеры вполне адекватные. «Но мне как преподавателю, конечно, хотелось бы, чтобы престиж профессии инженера возрастал. Чтобы школьники знакомились с этой профессией, понимали ее возможности. А само изучение престижа профессии еще подкреплялось бы увеличением средней заработной платы по стране», — добавляет руководитель приемной комиссии ИФИБ МИФИ.
Мы не раз, например, сталкивались с ситуацией, когда мотивированные ребята из нашего и других регионов в какой-то момент решили, что профильная математика им не нужна. А потом, попав на наши профориентационные занятия, поняли, что хотят стать инженерами. Но поздно: ЕГЭ по базовой математике уже выбран. Как вы понимаете, никакой инженерный вуз не возьмет школьника с базовой математикой.
