
Думаю, самое главное, что появилось у нас — просто огромное число социальных сетей, в которых теперь абсолютно все СМИ должны светиться, чтобы не растерять аудиторию. Некоторые медиа вообще полностью существуют, скажем, в телеграм-каналах. Причем это не то чтобы прям ново. Помните Твиттер? Журналисты стали им пользоваться краз около 10 лет назад. Он и был неким предвестником всего, что сейчас происходит: там тоже светились и политики, и общественные деятели. Сейчас вместо Твиттера у нас появились Телеграмм или ВК, но тренды от этого все равно не меняются.
Вы хотите сказать, что все СМИ переходят в интернет?
Как раз нет. За эти 10 лет был период, когда люди задумывались, а насколько они могут доверять соцсетям. Помните коронавирус? Как раз тогда мы осознали, что важно знать, кто именно дает информацию. Можно ли этому источнику верить? Тогда аудитория пересмотрела свое отношение к новым медиа.
Мне кажется, именно годы пандемии показали нам, что традиционные СМИ никуда не денутся, просто потому что им точно можно доверять.
Это, наверное, главное, что произошло за эти 10 лет: мы стали использовать блоги, соцсети, но почти сразу перестали им верить.
Все равно ничто не сможет изменить журналистские основы. Взять хотя бы видео на Ютубе. Что мы там видим? В основном, интервью — понятный журналистский жанр. Да, оно может быть в разных формах, на разных платформах, но оно не перестает быть от этого интервью. Или влоги с каких-то событий. Это же чистой воды репортажи. Даже колумнистика остаётся, только теперь не в газетных колонках, а, скажем, в подкастах.
Так что нет, ничего колоссально в журналистике не меняется. Просто платформы становятся другие.

Оно и понятно. Смотрите, если раньше человек покупал газету в киоске, шел с ней домой и читал ее дома на диване, сейчас он скорее пролистает ее на эскалаторе или в общественном транспорте. Просто скорость жизни увеличилась. Представьте, нам с вами за один день нужно сделать столько дел, что наши родители даже представить не могли. Конечно, приоритеты будут меняться, и короткие новости по популярности ничто не затмит.
Но если вы делаете экспертную журналистику, с аналитическими данными, с разбором ситуаций, с разными точками зрения, это надо продолжать делать. В конце концов, для этого и нужны журналисты.
Я пришел в печатную журналистику ещё в 2007, и уже тогда люди скептически относились к газетам, хотя они были повсюду. Так что сколько это говорят, столько газеты и существуют. Я больше вам скажу: общедоступную прессу, которую не надо покупать, ждёт вообще великое будущее. Я люблю такой пример приводить: когда мы с вами садимся в самолёт, в спинке впереди стоящего кресла всегда лежит бортовой журнал. И я вас уверяю, даже в рейсе до Москвы его хоть раз откроет каждый. И задача редакции таких журналов захватить нас в плен. Это касается любой печатной прессы.
Они тоже никуда не денутся. Мы об этом уже говорили — газеты сохраняют доверие.

Любая молодежь когда-нибудь повзрослеет. И со временем молодые люди все равно начинают по-другому смотреть на газеты. Я практически уверен, что если мы спросим более старших коллег, то молодежь и прежде газеты не сильно читала.
Это и нужно исправлять. Я вообще думаю, что мы должны воспитывать привычку к чтению. Я бы очень хотел, чтобы люди снова начали выписывать СМИ себе домой. Тогда, возможно, снова вернется мода на глубокие аналитические тексты, а не только новостные заметки и короткие видеоформаты, изменится работа журналиста, люди станут больше анализировать.
Показать, что пресса — это тоже ново, современно. Например, можно сделать печатным СМИ новый дизайн. Все же современная газета это не просто боевой листок, в котором публикуются тексты и маленькие фотографии. Это должно быть что-то другое. Например, в номере, посвященном 180-летию со дня рождения Репина, мы попросили нейросеть нарисовать иллюстрации по мотивам картин художника и взяли это в номер. И знаете, людям правда было интересно это посмотреть. Просто журналистам даже традиционных СМИ нужно не забывать про новые технологии.

Отчасти да. Мы вообще постоянно зовём студентов к себе.
Конечно. Я недавно вручал дипломы выпускникам Петербургского РАНХиГСа, приглашал их на стажировку. И представьте: к вечеру этого же дня мне пришло несколько резюме. Так что с чем с чем, а со студентами у нас дефицита нет.
Честно говоря, мы не часто разговариваем об этом с коллегами, но мне кажется, принимают.. Я часто вижу молодых ребят из Фонтанки, Комсомольской правды.
Знаете, мне кажется, это тоже всегда было. Журналистика, актерское мастерство, как так или иначе, всегда привлекало. Я не думаю, что в последние годы есть какой-то сумасшедший всплеск.
Когда я работал в разных вузах, мне сразу бросались в глаза увлеченные студенты, и я практически всех из них встречаю сейчас: кто-то у нас в газете работает, кто-то в фонтанке, кто-то в других СМИ.
Я скажу вам так: студент, который учится на журфаке, должен точно понимать, как устроена политическая система в стране, знать знаковые фамилии, понимать литературу, историю, географию и стараться сделать что-то стоящее. Этому всему можно научиться даже без журфака. Простая тренировка: сначала вы пишете плохо, потом лучше, а потом ваш текст печатают на первой полосе. И, поверьте, вас не выгонят с собеседования, если вы принесете плохие работы. А вот если не сможете ответить на банальные вопросы по истории или по ближайшей повестке - могут вполне. Я поэтому и говорил, что нужно развивать привычку к чтению.
Самое печальное, что я видел в студенческих группах, это когда ты приходишь на лекцию, задаешь вопросы, а в ответ ты не получаешь ничего. Хочется сразу спросить, а что вы делаете в журналистике, если вас вообще не волнует, что творится в мире?
А где угодно. Я всегда говорю, что журналистика - очень удобная сфера: вам не нужно чего-то особенного, чтобы в нее войти. Хотите делать подкасты – пожалуйста: берите диктофон и записывайте бесконечное их число. Хотите снимать - тоже хорошо: в каждом смартфоне сейчас есть камера и банальное приложение для монтажа. Да и в интернете можно найти гигантское количество курсов, лекций мастер-классов. Так что уже из интернета можно выйти полностью готовым специалистом, и вас вполне смогут принять в редакцию, даже без вузовского диплома.
А вообще, старайтесь смотреть шире: не нужно учиться выполнять какое-то действие механически, пусть даже идеально. Журналистика - это про другое. Если бы я рисовал идеальный портрет студента-журналиста, я бы сказал, что это человек ищущий, с хорошим багажом знаний, Готовый к развитию, и при этом 100% готовый все время с кем-то разговаривать, общаться.