«Блин, Иван Петрович такой классный, позитивный, молодой, он с нами на одной волне, было бы прикольно с ним подружиться,» — говорили вы или ваши друзья из универа хоть раз.
Согласно статистике от Минпросвещения, количество молодых преподавателей с 2015 года за пару лет возросло до 13%, а сейчас составляет около 23%. В учебных заведениях появляются молодые наставники, с которым у учеников часто совпадают взгляды на многие вещи.
Преподаватели-миллениалы слушали ту же музыку, что и мы, играли в те же дворовые игры. Просто немного раньше. А если подумать, что даже некоторые из поколения Z уже закончили университет, получили, возможно, не одно образование и тоже учат нас — так вообще кажется, что конфликт «отцов и детей» стирается в образовательных структурах.
Однако значит ли это, что мы можем дружить с молодыми преподавателями?
Молодые родители: с какими проблемами сталкиваются студенты, у которых есть дети
И как найти в них выход — в вопросе вместе с героями разбиралась Виктория Цапулина
Читать далее
ПОЧЕМУ МЫ ХОТИМ ДРУЖИТЬ С ПЕДАГОГОМ?
Мне самой иногда хочется перейти на простой язык с молодой преподавательницей и поделиться какими-то новостями из жизни. И ей самой вроде бы интересно, как там мой молодой человек или друзья, с которыми я сижу на её парах. Мы что-то очень активно обсуждаем и ненароком подключаем к разговору всех, даже преподавателей. Иногда студенты вместе прогуливаются с учителями до метро или до автобусной остановки, потому что им в одну сторону. И если преподаватель тебе симпатизирует, сложно не перейти к обсуждению чего-то помимо учебы.
Кажется, общаться с преподавателем по-свойски уже стало нормой. И это объяснимо: нам свойственно тянуться к открытым, доброжелательным и энергичным людям. Сидя на занятиях, мы словно на одной волне с преподавателем, с интересом слушаем его и заранее моделируем в голове какой-нибудь возможный диалог. Особенно, когда педагог неравнодушен к личным проблемам: опоздал, плохо себя чувствуешь, сидишь грустный и недовольный на занятии — он всегда спросит, почему.
Причем интересуются проблемами студентов, как правило, молодые преподаватели (поздние миллениалы и «зумеры»). В то время как более старшие неохотно болтают со учащимися на отвлеченные темы.
ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТО ТАКАЯ ОСТРАЯ ТЕМА В ОБЩЕСТВЕ?
В целом, в общении и дружбе ничего плохого нет. Но почему-то в обществе на такого ученика и учителя смотрят косо. Часто студенты даже загружают свои запросы на форумы, где просят неравнодушных поделиться опытом и дать совет — продолжать неформальные отношения с преподавателем или нет.
Правда вместо поддержки в ответ летят лишь упреки типа
«вы делаете все это ради зачетки и репутации!».
Вот одна из таких дискуссий на популярном сайте Woman.ru. Смею предположить, что девочку, задавшую вопрос, изрядно
напугали комментарии людей.
Freepik.com
Давайте сразу проясним, что в школьные годы ребята часто дружат с учителем. Но из-за того, что школьники — люди несовершеннолетние, дружба может восприниматься не так, и у педагога могут быть проблемы. Другое дело институт — все взрослые, осознанные, ответственные, так в чем проблема?
Психологи считают, что неформальное общение с преподавателем — это все-таки неэтично. Во-первых, студенты, которые не близки с учителем, начинают думать, что их «засуживают» и не выделяют за особые успехи. Хотя это ощущение часто обманчиво, оно имеет место быть, потому что в коллективе появляется разлад.
Успехи на любом поприще не должны зависеть от личного отношения учителя. Но так уж бывает, что именно молодые (и эмоциональные) преподаватели попадают в такую ситуацию.
Хотя это, пожалуй, не самая большая проблема. Куда страшнее оказаться в ситуации, когда формальные отношения «ученик-учитель» перерастают в то, что называется «кореша». Тогда уже и занятия якобы можно прогуливать, и к контрольной не готовиться, и на экзамен прийти со шпаргалкой. Только это абсолютно неправильно, и надеяться на удачу из-за дружбы с учителем явно не стоит.
Я знаю одного своего преподавателя, с которым очень интересно вести беседы и обсуждать общие интересы. Но когда дело доходит до чего-то личного, мы, конечно, меняем тему разговора, а в ответ от него слышим: «Расскажу вам эту историю после выпуска». Вот они, те самые границы, когда студентов осаживают и не дают нарушить субординацию. Авторитет преподавателя при этом не падает, а, наоборот, растет в глазах обучающихся.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ ПОДРУЖИТЬСЯ?
Законом неформальные отношения никак не наказываются. Более того, даже если закрепить такое положение непосредственно в уставе вуза, особого результата это не принесет. Максимум — дисциплинарное взыскание. Как говорится, не пойман — не вор. Доказать, что вы переписываетесь с преподавателем не только по email и гуляете на вечеринках, будет сложно.
В России с регулированием этого вопроса достаточно сложно. А вот в других странах неформальные отношения преподавателя со студентом (дружеские, романтические) наказуемы вплоть до увольнения и отчисления. В Европе, например, за этим строго следит руководство образовательного учреждения. Но все мы помним модель отношений педагога и студента из американских ромкомов: ученики приглашают преподавателей в гости, на пикники и вечеринки, жалуются друг другу на проблемы в семье, даже вступают в отношения.
Но давайте признаем, что все-таки для российского менталитета формальные отношения более ценны. Вот почему и многие вузы пропагандируют субординацию.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ДРУЖИТЬ?
Наслаждаться учебными годами и радоваться, что есть возможность учиться у классных, прогрессивных преподавателей! Студенты и учителя, с которым я общалась на тему отношений педагогов и учащихся, дали несколько советов:
В проблеме вместе со студентами, преподавателями и психологами разбиралась Анастасия Калугина, г. Санкт-Петербург