Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Поступление 2024исследованиеолимпиадыразвлеченияжурналистикапутешествияСпецпроектыкнигиэкзаменысаморазвитиеТеатринтересные фактывузыновости кинонеделисоветыподросткиВсероссийские открытые урокиСПбГУлайфхакиЧто почитатьна практику — в ПУ!русский языккиноискусствочто посмотретьКуда сходитьувлеченияотношенияДевятиклассникамфестивальУчительрецензияНа практику — в ПУ!ЕГЭ 2018профессииПсихология75 лет Победыкуда поступатьстудентамкаталог сочиненийКаталог профессийработаКонцертМинистерство образованияшколапрофориентацияЕГЭ 2024английский языкхоббилитературавопрос-ответподготовка к экзаменамобразованиеспортНовостиКаталог вузовкарантинитоговое сочинениелайфхакиВостребованныепоступлениеНовый годЛучшее на СтенеСочинениекак прошли ЕГЭ-2018подготовка к ОГЭинтервьюродителиКем бытьКак сдать ЕГЭВаши историиЕГЭ-2022культурарейтинг вузоврейтингсоветы психологаопросмузыкаолимпиадаКнижная полка ПУОГЭжурфакЕГЭ-2024историяподготовка к ЕГЭРособрнадзорВУЗволонтерствоМГУприемная кампания 2024личный опытлицензия
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 27

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Дружба между студентами и педагогами: правильно ли это?

3 минуты

В проблеме вместе со студентами, преподавателями и психологами разбиралась Анастасия Калугина, г. Санкт-Петербург

«Блин, Иван Петрович такой классный, позитивный, молодой, он с нами на одной волне, было бы прикольно с ним подружиться,» — говорили вы или ваши друзья из универа хоть раз.

Согласно статистике от Минпросвещения, количество молодых преподавателей с 2015 года за пару лет возросло до 13%, а сейчас составляет около 23%. В учебных заведениях появляются молодые наставники, с которым у учеников часто совпадают взгляды на многие вещи.

Преподаватели-миллениалы слушали ту же музыку, что и мы, играли в те же дворовые игры. Просто немного раньше. А если подумать, что даже некоторые из поколения Z уже закончили университет, получили, возможно, не одно образование и тоже учат нас — так вообще кажется, что конфликт «отцов и детей» стирается в образовательных структурах. 

Однако значит ли это, что мы можем дружить с молодыми преподавателями?
Молодые родители: с какими проблемами сталкиваются студенты, у которых есть дети
И как найти в них выход — в вопросе вместе с героями разбиралась Виктория Цапулина
Читать далее

ПОЧЕМУ МЫ ХОТИМ ДРУЖИТЬ С ПЕДАГОГОМ? 


Мне самой иногда хочется перейти на простой язык с молодой преподавательницей и поделиться какими-то новостями из жизни. И ей самой вроде бы интересно, как там мой молодой человек или друзья, с которыми я сижу на её парах. Мы что-то очень активно обсуждаем и ненароком подключаем к разговору всех, даже преподавателей. Иногда студенты вместе прогуливаются с учителями до метро или до автобусной остановки, потому что им в одну сторону. И если преподаватель тебе симпатизирует, сложно не перейти к обсуждению чего-то помимо учебы.

Кажется, общаться с преподавателем по-свойски уже стало нормой. И это объяснимо: нам свойственно тянуться к открытым, доброжелательным и энергичным людям. Сидя на занятиях, мы словно на одной волне с преподавателем, с интересом слушаем его и заранее моделируем в голове какой-нибудь возможный диалог. Особенно, когда педагог неравнодушен к личным проблемам: опоздал, плохо себя чувствуешь, сидишь грустный и недовольный на занятии — он всегда спросит, почему. 

Причем интересуются проблемами студентов, как правило, молодые преподаватели (поздние миллениалы и «зумеры»). В то время как более старшие неохотно болтают со учащимися на отвлеченные темы.

ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТО ТАКАЯ ОСТРАЯ ТЕМА В ОБЩЕСТВЕ? 


В целом, в общении и дружбе ничего плохого нет. Но почему-то в обществе на такого ученика и учителя смотрят косо. Часто студенты даже загружают свои запросы на форумы, где просят неравнодушных поделиться опытом и дать совет — продолжать неформальные отношения с преподавателем или нет. 

Правда вместо поддержки в ответ летят лишь упреки типа «вы делаете все это ради зачетки и репутации!». Вот одна из таких дискуссий на популярном сайте Woman.ru. Смею предположить, что девочку, задавшую вопрос, изрядно напугали комментарии людей.
Freepik.com
Freepik.com
Давайте сразу проясним, что в школьные годы ребята часто дружат с учителем. Но из-за того, что школьники — люди несовершеннолетние, дружба может восприниматься не так, и у педагога могут быть проблемы. Другое дело институт — все взрослые, осознанные, ответственные, так в чем проблема? 

Психологи считают, что неформальное общение с преподавателем — это все-таки неэтично. Во-первых, студенты, которые не близки с учителем, начинают думать, что их «засуживают» и не выделяют за особые успехи. Хотя это ощущение часто обманчиво, оно имеет место быть, потому что в коллективе появляется разлад. 

Успехи на любом поприще не должны зависеть от личного отношения учителя. Но так уж бывает, что именно молодые (и эмоциональные) преподаватели попадают в такую ситуацию. 

Хотя это, пожалуй, не самая большая проблема. Куда страшнее оказаться в ситуации, когда формальные отношения «ученик-учитель» перерастают в то, что называется «кореша». Тогда уже и занятия якобы можно прогуливать, и к контрольной не готовиться, и на экзамен прийти со шпаргалкой. Только это абсолютно неправильно, и надеяться на удачу из-за дружбы с учителем явно не стоит.
Я знаю одного своего преподавателя, с которым очень интересно вести беседы и обсуждать общие интересы. Но когда дело доходит до чего-то личного, мы, конечно, меняем тему разговора, а в ответ от него слышим: «Расскажу вам эту историю после выпуска». Вот они, те самые границы, когда студентов осаживают и не дают нарушить субординацию. Авторитет преподавателя при этом не падает, а, наоборот, растет в глазах обучающихся.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ ПОДРУЖИТЬСЯ? 


Законом неформальные отношения никак не наказываются. Более того, даже если закрепить такое положение непосредственно в уставе вуза, особого результата это не принесет. Максимум — дисциплинарное взыскание. Как говорится, не пойман — не вор. Доказать, что вы переписываетесь с преподавателем не только по email и гуляете на вечеринках, будет сложно. 

В России с регулированием этого вопроса достаточно сложно. А вот в других странах неформальные отношения преподавателя со студентом (дружеские, романтические) наказуемы вплоть до увольнения и отчисления. В Европе, например, за этим строго следит руководство образовательного учреждения. Но все мы помним модель отношений педагога и студента из американских ромкомов: ученики приглашают преподавателей в гости, на пикники и вечеринки, жалуются друг другу на проблемы в семье, даже вступают в отношения. 

Но давайте признаем, что все-таки для российского менталитета формальные отношения более ценны. Вот почему и многие вузы пропагандируют субординацию.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ДРУЖИТЬ? 


Наслаждаться учебными годами и радоваться, что есть возможность учиться у классных, прогрессивных преподавателей! Студенты и учителя, с которым я общалась на тему отношений педагогов и учащихся, дали несколько советов:
В проблеме вместе со студентами, преподавателями и психологами разбиралась Анастасия Калугина, г. Санкт-Петербург
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru