Cодержание
«Вдруг дверь открывается, а за ней я вижу...мужчину»: история Сении
«Меня уверяли, что мне досталась лучшая комната. В ней были ободранные стены»: история Ксюши
«Комната с душевыми одна на 5 этажей и работает по расписанию»: история Ани
«Однажды зимой нам отключили отопление на весь вечер»: история Даши
В конце июля в Минобрнауки отмечали, что в общежитиях проживает шестая часть студентов России — это больше 753 тысяч человек.
При этом большинство общежитий были построены еще в советские годы. И, конечно же, нуждаются в обновлении.
О том, что жилье для студентов отремонтируют, сообщал заместитель главы Минобрнауки Айрат Гатиятов. Он заявил, что до конца 2024 года обновят часть общежитий, куда смогу въехать почти 80 тысяч студентов.
Корпусы каких именно вузов будут отремонтированы, он не уточнил. Однако отметил, что за последние 3 года удалось уже отремонтировать огромное количество зданий (более 2,3 млн кв. м).
Пока какие-то общежития ждут своей очереди на ремонт, ПУ решили узнать у студентов столичных и региональных вузов, в каких условиях живут они. И сколько за это платят.
«Вдруг дверь открывается, а за ней я вижу...мужчину»: история Сении
Сения живет в общежитии уже 3-й год. За все это время девушка жила в двух корпусах, что находятся в Петергофе — именно там расположен один из студгородков СПбГУ.
В первый раз девушку заселили в №22 общежитие квартирного типа. Там, вспоминает студентка, был кошмарный ремонт: плесень в ванной, вздувшиеся обои, облезлые трубы, в туалетной комнате вместо кафеля (или хотя бы обоев) просвечивал бетон. Ну и линолеум, который лежит кое-как. Наверное, его стелили студенты, — думает Сения.
Кухня — самая страшная комната в общаге. В детали девушка не вдавалась, но одну назвала: за кухонной гарнитурой обитает орда тараканов. Их не вытравить никакими средствами.
Условия, в которых жила девушка, обозначались «базовой комнатой». За нее студентка отдавала 2 тысячи рублей в месяц. Потом Университет расторг со Сенией договор, и уже в следующем году она заселилась в №12 общежитие (без кухни в жилом блоке). Оно считается «элитным» — там больше всего комнат с новым ремонтом.
В общежитии, где сдавались более дорогие комнаты, были очень узкие пространства. Коридор не вмещал даже двоих людей (хотя, блок рассчитан на пятерых, говорит девушка). Комнаты тоже скромные. Сения жила одна, но места ей не хватало: «Единственный шкаф с одной створочкой не вмещал моих зимних вещей».
Интересно, и зачем же сделали столько маленьких комнатушек, за которые платить надо вдвое больше? Кто ж его знает.
Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. А вот что действительно было неудобно — так это сломанный электронный замок в межкомнатной двери. Наверное, его сломали прошлые жильцы, чтобы дверь всегда была открыта, думает Сения. Потому что именно в ее комнате находился единственный на весь блок холодильник.
С тех пор девушка закрывала дверь чаще. Но как он вошел? Почему не остановил консьерж? Сения не знает.
Сейчас студентка платит за комнату 4 тысячи. Казалось бы, это ни о чем, но даже этих денег девушке жалко. Ведь помимо 300 тысяч рублей за годовую учебу, оплаты за проживание, Сении нужно еще на что-то жить. И главное — как-то добираться до вуза, который находиться в 2 часах езды от общежития.
А летом девушке приходится искать новое жилье. Дело в том, что на каникулы всех платников выселяют — в сентябре заключают новый договор и заселяют в новую комнату. Каждый раз это, по словам Сении, лотерея.
Но если не комнатой, то жизнью в студгородке девушка довольна. Здесь есть бильярд, клубы по интересам, тренажерный зал. Недалеко находится круглосуточный магазин. Единственное, чего не хватает — аптеки.
«Что бы ты изменила в своем общежитии?», — спрашиваю я. «У меня есть простое человеческое желание: сделать ремонт везде и превратить все комнаты в «повышенный комфорт». Все-таки это СПбГУ — второй по крупности вуз России. А условия хуже, чем в региональных техникумах». Спорить не стала — ей виднее.
«Меня уверяли, что мне досталась лучшая комната. В ней были ободранные стены»: история Ксюши
Ксюша тоже приехала из другого города. Поступив в ЛГУ им. А.С.Пушкина, девушка заселилась в общежитие. Снимать квартиру студентка даже не думала — дорого. А за комнату в общаге требовали всего 3800 рублей.
Да, это совсем гроши. Но даже эта цена не оправдывала условия, в которых жила девушка.
Девушка сама вложилась в ремонт: купила и переклеила вместе с соседкой обои, избавилась от мусора, кое-как отмыла мебель. Комната даже стала очень милой и уютной — этаким оазисом в пустыне. Но, выходя за порог, Ксюша погружалась в настоящий ад: старая, ржавая, обшарпанная кухня. Ничем не отличался и душ, который вдобавок работал перебоями. А еще постоянно выключали горячую воду. Приходилось выкручиваться или терпеть.
«Как можно жить в таких условиях?», — спрашиваю я. «Как, как, — отрывисто говорит Ксюша, — Человек ко всему привыкает. Минимальные условия для жизни есть. Пока имеем, что имеем».
Единственное, с чем Ксюше повезло, это с соседками. Студентки никогда не ругались между собой. Наоборот, решали все бытовые вопросы спокойно, сообща. Видимо, «общее горе» объединило девушек.
В сентябре снова начнется учеба. Но Ксюша до сих пор не знает, где будет жить. Вернуться в общежитие, которое находиться на грани разрухи, невозможно. Но самое обидное для девушки то, что плату за комнату берут прежнюю — 3800 рублей.
«Комната с душевыми одна на 5 этажей и работает по расписанию»: история Ани
В прошлом году Аня поступила в МГУ им. М.В.Ломоносова на журналистику. Сама девушка из Волхова — поэтому ей, как иногородней студентке, тоже положено общежитие. Правда, заселилась Аня только спустя 1,5 месяца с начала учебы.
Честно говоря, другие варианты Аня искала еще до того, как узнала, что комнату придется ждать. Девушка не очень хотела заселяться. Она много раз слышала личные истории от своих старших братьев и знакомых о том, в каких условиях они жили, будучи студентами. Аня бы и хотела жить в квартире — там в разы комфортнее, спокойнее, уютнее. Но дорого это. Поэтому деваться было некуда: со скрипом в сердце она въехала в 3-х местную комнату.
В общаге живут и неофициальные соседи — тараканы. Они здесь обитают везде: в кухонной раковине, на зеркалах в ванной (наверное, любуются собой? — К.Е.), в комнату забегают иногда. Однажды Аня нашла усатого в микроволновке. Еда, лежавшая на тарелке, полетела в мусор, а девушка зареклась больше ничего не разогревать в микроволновке.
«Терпимо там жить?», — спрашиваю я. «Терпимо, — отвечает Аня. — Терпимо, если учесть, что жить больше негде. Но, по правде говоря, я недовольна от слова совсем. Конечно, хочется иметь свой уютный уголок, не ходить в душ по расписанию, не записываться на стирку за месяц. Но пока что есть, то есть».
За все, что есть, студентка платит 5500 рублей в месяц. Правда, оплачивать надо сразу триместр, поэтому Аня отдает сразу 16 тысяч рублей. При этом цена за общежитие растет — но не сильно, уверяет девушка: «За этот учебный год она выросла где-то на 150-200 рублей».
Даже интересно, за что ребята доплачивают. «Может быть, за тараканов?», — вбрасываю я. Аня улыбается, но ответ найти тоже не может.
Несмотря на все это, девушку устраивает цена. Здесь и кровать, и крыша над головой, и горячая вода есть. Да, можно было бы и лучше, но Аня уже смирилась с мыслью, что на время студенчества на многое можно закрыть глаза. Наверное.
Но если бы Аню спросили, что бы она хотела изменить, она бы твердо заявила: менять надо все — от окон до дверей. Сменила бы персонал, который более чутко относился бы к проблемам студентов. «А то сейчас, — продолжает девушка, — смотришь на условия общаг друзей из других вузов, и тень зависти пробегает перед глазами».
«Однажды зимой нам отключили отопление на весь вечер»: история Даши
Сейчас Даша учится в Новосибирском государственном университете. В прошлом году она поступила сюда на одну из программ Гуманитарного института и в августе заселилась в общежитие на Пирогова, 10.
Оно ей сразу понравилось: корпус расположен недалеко от вуза, платить надо копейки — 10 000 рублей в год. Да и поболтать будет с кем. Но счастье было недолгим. Все оборвалось, когда Даша въехала в комнату.
Старые ободранные обои и шкафы. Линолеум кусками, возле стен его вообще не было. Из-под щелей выглядывал дощатый пол, куда постоянно забивался мелкий мусор — убрать его было невозможно. Потолок — в трещинах и размытых пятнах, как будто крыша протекала.
Даша тоже не растерялась — сделала ремонт в комнате за свой счет. Жить стало проще. На время. Потом всплыли другие проблемы: оказывается, электричество работает на последнем дыхании. Если включить обогреватель или фен, щиток вырубает мгновенно во всем блоке. «Приходится выходить в коридор и самостоятельно его включать», — говорит мне Даша.
Вдобавок розетки искрят от удлинителей. Зимой у девушки сгорел один удлинитель и обогреватель из-за перепадов тока.
Электричество подводит и зимой, когда в общежитие захаживает сквозняк. Он практически везде: в туалете, в комнатах. Даша лелеяла надежду на пластиковые окна — благо хоть они есть. Но и они старые: рамы заклеены скотчем, который не спасает в холодные времена.
Греют девушку только душевные разговоры с соседками. С ними Даше повезло. С ними можно обсудить общие проблемы, которыми здесь живут студенты. Одна из них — постоянное отключение горячей воды в последние месяцы. Однажды они вообще остались на 10 дней без воды. Грели воду в чайнике на пятом этаже и спускались на первый, чтобы мыться в тазу.
Другая проблема — постоянные очереди в душ и на стирку. В первом случае, студентам нужно успеть помыться до часу ночи — иначе охранники могут выгнать.
В другом случае очередь нужно отстоять, чтобы постирать вещи. В прачечной попросту не хватает на всех стиральных машин. Поэтому нуждающемуся нужно записаться в книге. Однако всегда найдутся те, кто лезет вперед, «без талона».
А еще в корпусе есть тараканы. Общежитие без тараканов — считай не общежитие. Их даже не берут регулярные дезинфекции. Наверное, им больше по нраву условия, в которых живут студенты.
Даша живет в общаге уже год. Она привыкла и к холодным вечерам, и к бесконечным очередям. Но в разговоре она призналась мне, что изменить хотелось бы многое. Например, сделать косметический ремонт в корпусе. Поменять окна, расширить прачечную и иметь душ в блоке.
«Но это уже мечта мечтой», — в шутку добавляет студентка.