К четвертому дню сдачи ЕГЭ в Министерстве образования наконец признали, что причина распространения экзаменационных ответов – не сфотографированные школьниками КИМы, а реальные бланки, предназначенные для внутреннего пользования. Одного признавать не хотят: что утечка могла произойти от высокопоставленных лиц на федеральном уровне.
Замминистра образования Игорь Реморенко, выступая на телеканале «Дождь», заявил, что всему виной взломанный e-mail одного из сотрудников в труднодоступных областях страны, куда задания поставляются в электронном виде. «Взлом – это наиболее вероятный фактор, почему эти материалы попали в Интернет», – пояснил он.
Тем временем в аналитическом центре при Правительстве РФ эксперты обсуждали, как изменить процедуру ЕГЭ для того, чтобы подобные скандалы больше не повторялись. «Пять углов» разобрался во всех предложениях.
1. Проводить два экзамена: выпускной и вступительный.
Всем и обязательно эксперты предлагают сдавать только обязательный экзамен по окончании 11 класса, для получения аттестата. А уже вступительные экзамены организовывать для тех, кто собирается продолжать образование в вузе. Еще одно нововведение в этом ключе: разрешить пересдавать ЕГЭ до шести раз за год.
2. Сделать пересдачи платными.
Такое предложение часто звучит от экспертного сообщества, когда становится известно о школьниках, выставленных с экзамена за использование мобильных телефонов. Чтобы не ломать жизнь выпускникам и дать еще одну возможность сдать ЕГЭ честно, они предлагают ужесточить требования к дисциплине, но разрешить пересдачи… на платной основе. Вроде как – сжульничал, значит, в следующий раз плати.
3. Передать все полномочия по проведению ЕГЭ в частные руки.
Такое предложению звучит несколько странно – чтобы какая-то коммерческая организация занималась проведением честного экзаменационного тестирования. Но многие считают: массовые жульничества на ЕГЭ происходят как раз из-за того, что чиновники, учителя и сами школьники слишком заинтересованы в высоких баллах, а значит, обладая связями, деньгами или должностными полномочиями, могут «подправить» результаты. А на «идеальном Западе» частники, которые проводят экзамены, слишком дорожат своей репутацией и опасаются обвинений в коррупции.
4. Разработать тысячи заданий и выложить их в открытом доступе.
Хотя в Рособрнадзоре утверждают, что это крайне дорогостоящая процедура, по мнению учителей и аналитиков, лишь такая мера сможет свести актуальность «слива заданий» и вред от него к нулю. Если все вопросы, которые могут попасться на экзамене, лежат «просто так», мошенникам будет нечего продавать, ведь пронести ответы на несколько тысяч случайных заданий – почти бессмысленная попытка.
5. Сдавать ЕГЭ на компьютере.
В последнее время недостатком ЕГЭ часто называют его «бумажную» сущность. По мнению сторонников экзамена «в открытом доступе», компьютер позволит из тысячи заданий за секунды сгенерировать уникальный КИМ для каждого школьника, а задача найти недобросовестного нарушителя упрощается до минимума. Но и у этого варианта находятся противники: в XXI веке «многие школьники просто не умеют хорошо пользоваться компьютерами, особенно это касается отдаленных населенных пунктов».
6. Ужесточить наказание для тех, кто списывает.
Эксперты считают, что удаление с экзамена без права пересдачи на год – слишком мягкая мера наказания. «Жесткой мерой будет коллективная ответственность всего пункта приема экзамена. Если где-то произошло нарушение, то нужно аннулировать результаты всех сдающих на этом пункте, правда, с условием пересдачи в том же году. Это приведет к тотальному недоверию между сдающими. Школьники будут стучать друг на друга. Мера радикальная, но, с другой стороны, честность важнее».
7. Переквалифицировать «слив вариантов ЕГЭ» в уголовное правонарушение.
«Размещение в интернете вариантов ЕГЭ является уголовным преступлением, и это дело для правоохранительных органов. Я надеюсь, что дела, связанные с размещением вариантов ЕГЭ, будут доведены до логического конца – до суда. Данные преступления являются и антигосударственным актом, направленным на дискредитацию не только системы ЕГЭ, но и нашей страны. Оно направлено также против конкретных молодых людей, которые хотят честно учиться и хотят, чтобы их знания объективно оценивали», – считает экс-министр образования Андрей Фурсенко.