Cодержание
В последние годы ретеллинг стал популярным жанром. А все потому, что он «предложил» осовременить классические сюжеты древнегреческих мифов. Такой подход понравился читателям: теперь книги не только возрождают интерес к античной культуре, но и позволяют увидеть знакомые истории с новой стороны.
Разбираемся, стоит ли читать ретеллинги и если да, то какие произведения.
Любовь к прекрасному: кому посвящали стихи поэты серебряного века?
Об отношениях и возлюбленных Гумилева, Маяковского и Блока рассказывает Милана Чудинова, г. Владивосток
Читать далее
ЧТО ТАКОЕ РЕТЕЛЛИНГ?
Ретеллинг — это литературный жанр, в котором авторы пересказывают известные мифы и легенды на современный лад.
В случае с древнегреческими мифами писатели либо пересказывают оригинальные версии, либо переосмысляют сюжеты. В этом смысле особенно выделяется цикл книг «Ариадна» и «Электра» Дженнифер Сэйнт.
Фото: Edwardx/Wikipedia
ЗНАКОМСТВО С ПИСАТЕЛЬНИЦЕЙ
Дженнифер Сэйнт — современная британская писательница, известная яркими и изобретательными переосмыслениями классических греческих мифов.
Сэйнт с детства любила древнегреческую культуру и литературу. В университетские годы она занималась классической филологией, а после преподавала в Королевском колледже в Лондоне. В 2021 году Дженнифер начала писательскую карьеру. В творчестве она, конечно же, обратилась к мифам.
«Аталанта» — один из романов, написанных Дженнифер Сэйнт
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
Роман «Ариадна» Дженнифер Сэйнт основан на известном мифе о Тесее и Минотавре. Сюжет всем известен: каждые 9 лет Афины платят Криту дань, отправляя на остров семь юношей и девушек на съедение Минотавру — чудовищу с телом человека и головой быка.
В оригинале Ариадна, дочь царя Крита, влюбляется в юношу по имени Тесей, и решает помочь ему убить Минотавра. Она дает Тесею клубок нити, чтобы он мог найти выход из лабиринта.
При этом в сюжете девушка играет лишь роль спутницы, после её судьба уходит на второй план. Читатель даже не узнает, как она останется на острове Наксос. Почему так? Все дело в том, что в древнегреческом мифе главное — победа над чудовищем и триумф героя. А вот вклад девушек обычно затмевается.
Но Сэйнт «дает голос» женским второстепенным персонажам. В центре повествования не герой-освободитель Тесей, а сама Ариадна. Она предстает как возлюбленная и многогранная личность, которая борется с внутренними страхами и конфликтами. Так возникает захватывающая история о любви, предательстве, борьбе и поисках своего места в мире.
ПОВЕСТВОВАНИЕ О ТРЕХ ЖЕНСКИХ СУДЬБАХ
Трагедия Софокла «Электра» повествует историю о возмездии брата Ореста и сестры Электры над матерью (и ее любовником), которая убила мужа. В основном автор делает акцент на чувствах мстителей, а не убийцы. Но в одноименной книге Дженнифер Сэйнт рассказывает историю именно тремя женщинами.
Есть троянка Кассандра, чьим предсказаниям — дар бога Аполлона — никто не верит. Есть царица Клитемнестра, мать Электры, которая жаждет отомстить мужу за смерть старшей дочери. И есть Электра — дочь Клитемнестры, которая любит и ждет отца, но не догадывается о замыслах матери.
Будет ли она мстить за его убийство потом? В этой версии акцент делается и на мести (как, например, в пьесе «Мухи» Жана-Поля Сартра), и на эмоциональном состоянии Электры, ее борьбе с чувством гнева и желанием справедливости. Однако на фоне истории Клитемнестры читателю все сложнее становится на сторону Электры.
Книги Дженнифер Сэйнт позволяют по-новому взглянуть на знакомые истории и открыть для себя сильных героинь, которые до тех пор скрывались в тенях мужчин-героев.
От Олимпа до наших дней: как древнегреческие мифы вошли в современный кинематограф?
Как античные сюжеты перекочевали в современную культуру
Читать далее
ПОЧЕМУ СТОИТ ЧИТАТЬ?
Главный плюс жанра — это, конечно же, возможность познакомиться с богатым наследием Древней Греции в новом исполнении. Авторы добавляют в мифы такие современные элементы и образы, что читатель не заскучает на 2-3 странице книги.
Так что ретеллинг будет интересен как тем, кто только начинает знакомство с мифологией, так и тем, кто давно «в теме».
А ЕСТЬ ЛИ МИНУСЫ?
Древнегреческие мифы включают сотни богов, героев, чудовищ и других персонажей. Поэтому неокрепшему читателю будет трудно на первых этапах запомнить все сюжетные линии и даже просто имена.
А еще многие древнегреческие мифы содержат сцены насилия и жестокости. Современные ретеллинги часто сохраняют этот аспект, чтобы не противоречить первоисточнику. Но давайте признаем, что не все читатели готовы к таким сюжетным поворотам. Так что читайте с осторожностью.
Freepik.com
Фото: Freepik.com