Олимпиадникам не хватило бюджетных мест, правила целевого приема нужно доработать, а вузы открыли дополнительный прием на на «популярные», по оценкам министров, направления, в числе которых оказалась инженерия и педагогика.
Такой запомнилась выпускникам и их родителям приемная кампания в вузы в этому году. Ее итоги и тренды, которые останутся актуальными на 2025 год, редакция ПУ решила обсудить с заслуженным профессором НИУ ВШЭ Ириной Всеволодовной Абанкиной.
ВУЗЫ ОТКРЫЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ НА «ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ У ПОСТУПАЮЩИХ». ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?
19 августа вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что вузы открыли дополнительный прием на 5800 мест. Тогда ПУ
выяснили, какие университеты открыли набор. Так, в Московском энергетическом институте — ведущем Энергетическом вузе — открылся прием на 10 направлений подготовки. Среди них «Прикладная информатика», «Электроэнергетика», «Беспроводные технологии».
В СевГУ добирали студентов на «Техносферную безопасность», «Радиотехнику», «Физику». А в МППГУ,
по информации «Московского Комсомольца» — учителей, дефектологов, психологов служебной деятельности (1-3 места).
Это — далеко не полный список вузов, открывших допнабор. Кстати, в России дополнительный прием учебные заведения объявляют уже 4 год.
Но что странно — по словам того же вице-премьера Дмитрия Чернышенко, самыми популярными направлениями у поступающих стали лечебное дело, педиатрия, педагогическое и инженерное образование. Как же так получилось, что в топе оказались инженеры и педагоги, которых вузы добирают после основного приема?
Фото: пресс-служба Рособрнадзора
По словам Ирины Абанкиной, абитуриенты в первую очередь ориентировались на престижные университеты, после которых можно найти работу.
Чтобы поступить в престижный вуз, нужны высокие баллы, достижения. Или хотя бы деньги, если пробиться на бюджет не получится. А вот в дополнительный прием открывает возможность поступить на бюджетное место с более низкими результатами ЕГЭ.
В их числе оказались и педвузы: согласитесь, не все студенты готовы работать после выпуска в школе. С педагогическим образованием можно работать и в других сферах.
Поэтому те региональные вузы, которые в последние годы получали дополнительные бюджетные места, добирали тех, кто не сумел пройти по конкурсу, не захотел платить и выбрал профессию учителей, дефектологов, психологов и так далее.
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ
С инженерно-техническими специальностями ситуация другая. По мнению Ирины Абанкиной, добирают университеты потому, что школьники все реже выбирают ЕГЭ по физике (ПУ: для поступления на инженерно-технические направления, нужны результаты ЕГЭ по физике или информатике).
В этом году у нас, к сожалению, самая низкая доля учеников, выбравших ЕГЭ по физике — всего 91 тысяча. Больше 120 тысяч было в 2022 году, 127 тысяч четыре года назад.
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ
Несмотря на то, что многие набрали более 60 баллов за ЕГЭ, Ирина Абанкина отмечает, что этих результатов все равно не хватает для поступления на бюджет в крупные вузы в основную волну.
С этим трудно не согласиться: ранее ПУ писали о том, что средний балл в престижных вузах вырос. К примеру, в НИЯУ МИФИ средний балл поступивших по общему конкурсу составил 95,7.
Проходные баллы выросли: ведущие вузы подвели итоги приемной кампании-2024
О результатах рассказали ректоры петербургских и московских учебных заведений
Читать далее
Под дополнительный прием попали и абитуриенты, не прошедшие по целевому приему. Как отмечает заслуженный профессор НИУ ВШЭ, такие выпускники предпочли для себя сферы, где остались бюджетные места в региональных вузах. Исключение составили разве что «Машиностроение» и «Транспорт» — эти направления чаще всего выбирали целевики в основную волну.
Freepik.com
КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУДУТ ПОПУЛЯРНЫ У АБИТУРИЕНТОВ В 2025 ГОДУ?
По словам Ирины Абанкиной, кроме приоритетных, рост наблюдается и в других направлениях: абитуриенты чаще выбирают программы, связанные с «Креативными индустриями», «Дизайном», «Медиакоммуникациями».
И, конечно, в лидерах остаются «Компьютерные науки» и «Компьютерные технологии».
Этот тренд сохранится в 2025 году. Так же как Креативные индустрии, Педиатрия. По остальным направлениям все зависит от того, как среди вузов будут распределены бюджетные места и какова будет доля целевого приема по этим направлениям.
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ
Ректор НИЯУ МИФИ предложил не учитывать результаты ЕГЭ по русскому языку при приеме на инженерно-технические специальности
Оценивать знания по этому предмету Владимир Шевченко предложил по принципу «зачет/незачет»
Читать далее
ПРАВИЛА ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА НУЖНО УЛУЧШИТЬ
Подводя первые итоги приемной кампании в начале августа, ректоры МГИМО, МГТУ им. Н.Э.Баумана и петербургского Политеха предложили усовершенствовать правила целевого приема. По их мнению, работодатели не всегда знают своих кандидатов, а сами абитуриенты выбирают целевое направление «для подстраховки».
Ректоры СПбПУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана и МГИМО призвали скорректировать правила целевого приема
По их мнению, работодатели не всегда знают своих кандидатов, а сами абитуриенты поступают «для подстраховки»
Читать далее
То, что правила целевого приема, введенные Правительством РФ в мае, нужно доработать, косвенно указывают цифры по поступающим: по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в этом году целевой прием заполнен на треть.
По мнению Ирины Абанкиной, правила действительно нужно совершенствовать. Сейчас они не учитывают проблемы отсева во время целевого приема.
Непонятно, на кого распределяются эти риски, необходимость оплатить это обучение. Сейчас получается, что вуз вправе отчислять, но он не обязан компенсировать эти расходы — работодатели их оплатили, но работников они не получат. Поступают на целевое, как правило, несовершеннолетние, поэтому договор подписывают семьи. Они на себя эти обязательства брать не готовы, и в общем-то, даже подписывая договор, очень редко обращают на это внимание (ПУ: речь идет о том, что если студента отчислят или он не захочет работать на заказчика, ему нужно возместить все расходы, потраченные компанией на его содержание).
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ
По ее словам, в первую очередь нужно найти какой-то компромисс взаимной ответственности — но это очень сложные договорные отношения.
Ирина Абанкина добавляет: ректорам вузов давно говорят о том, что им хотелось бы проводить олимпиады среди абитуриентов-целевиков. Так они будут лучше понимать, кто заинтересован в целевом, а кто поступает, как и говорилось раньше, «для подстраховки».
Ректоры тоже правильно указывают, и им хотелось бы не только по целевому приему (это отдельный конкурс), но и по обычному конкурсу набирать и проводить тоже олимпиады, чтобы выбирать лучших абитуриентов, способных освоить их программы.
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ
ДЛЯ ОЛИМПИАДНИКОВ ХОТЯТ ВВЕСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ. ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО?
В этом году произошел наплыв олимпиадников, поступающих в престижные вузы. Не все учебные заведения смогли зачислить абитуриентов БВИ сразу — в РАНХиГС приняли за счет грантов, в приемную кампанию Сеченовского университета
вмешалось Минобрнауки.
А позже министерство заявило, что разработало новые правила для абитуриентов-олимпиадников. Предлагается установить квоту: олимпиадники смогут занять не более 70% бюджетных мест по каждому направлению подготовки и специальности. Вдобавок сократить перечень олимпиад: вузы смогут зачислять только победителей и призеров школьных олимпиад за 11 класс или 1-2 уровня.
Фото: пресс-служба Рособрнадзора
Бюджетных мест для олимпиадников будет меньше в следующем году
Минобрнауки разработало правила для поступающих БВИ — абитуриентов ждут серьезные изменения. В самом министерстве прокомментировали ситуацию ПУ
Читать далее
В пресс-службе Минобрнауки ПУ ответили, что предложения будут еще обсуждаться. Однако Ирина Абанкина считает, что ограничения должны касаться тех вузов, где проблемы с зачислением олимпиадников возникают.
А вот единых рамок быть не должно: престижные вузы заинтересованы в талантливых ребятах и готовы даже выплачивать высокие стипендии. В региональные вузы олимпиадники не рвутся — по большому счету конкурса среди призеров и победителей там нет.
Почему не 75%? А почему не 50%? Вот это очень сложная ситуация, потому что где-то и 20% олимпиадников нет. Высокая доля олимпиадников только в очень престижных вузах. Вопрос здесь в том, могут ли учебные заведения принять всех? Я думаю, что вузы сами вправе определить долю олимпиадников, которую они готовы принять. Тогда олимпиадники смогут идти по своему конкурсу и понимать, где какие у них шансы и куда они хотят поступить.
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ
По ее мнению, олимпиадники должны иметь право внеконкурсного зачисления. Таким абитуриентам стоит предоставлять гранты за счет вуза. Напомним, что сейчас призеры и победители олимпиад соревнуются за бюджетные места наравне с поступающими по баллам ЕГЭ.
Я не сторонник никаких ограничений в олимпиадах. Конкурса между олимпиадниками и поступающими по баллам ЕГЭ не должно быть. Олимпиадники должны иметь право поступать вне конкурса за счет отдельной субсидии — то есть за счет бюджетного гранта. Грант может быть только по одному направлению подготовки или специальности. Выпускник сразу его выбирает, и это учитывается на остальных направлениях.
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ
Олимпиадники и проходные баллы: будет ли сложнее поступить на бюджет в 2025 году?
И к чему школьникам нужно готовиться уже сейчас — разбирались вместе с проректором НИЯУ МИФИ
Читать далее
Фото: Unsplash.com
Почему университеты открыли дополнительный прием, как улучшить целевой прием и что делать с олимпиадниками, ПУ обсудили с заслуженным профессором НИУ ВШЭ