Слушать историю Ирины Панкратовой особенно странно. Девушка не отучилась в школе нового кино и полугода, хотя, казалось бы, пришла в эту профессию осознанно. Ей уже давно не 18 и свое место в жизни она нашла, более того — уже построила прекрасную карьеру в спорте. Но в 25 решила, что нужно что-то менять. Но, как и многие школьники, слишком романтизировала учебу, поэтому быстро «сломалась».
Рассказываем, почему профессия куратора кинофестивалей не для всех и к чему нужно быть готовым всем, кто все же решил обучаться на этой специальности.
Нелогичный учебный план и много материала: стоит ли поступать на юрфак?
О преимуществах и недостатках учебы в одном из престижных вузов страны, преподавателях-практиках и советах поступающим рассказывает студентка Елизавета Щукина
Читать далее
ОЖИДАНИЯ БЫСТРО РАЗРУШИЛИСЬ О РЕАЛЬНОСТЬ
К выбору профессии девушка отнеслась ответственно. В спорте Ирине стало скучно, и она решила что-то поменять, причем кардинально. Выбор пал на профессию куратора кинофестивалей. Девушке всегда нравилось кино, причем осмысливать его хотелось через
письмо, поэтому подалась она на критика. В
Петербурге ещё нет законченной мастерской ПШНК по этому направлению, поэтому девушка была, можно сказать, первопроходцем.
Будущую работу Ирина представляла идеальной: отсматривать
тонны фильмов, присланных на фестивали, отбирать для показа лучшие. Девушке хотелось находить малоизвестных режиссеров, которые уже умеют снимать и хотят что-то
сказать людям.
Время от времени девушка готовилась писать рецензии. Она знала, что среди таких работ точно будут качественные картины, которое либо вообще не привозят в Россию, либо
прокатывают года через два-три. Обычно на такие фильмы никто не ходит, просто потому что о них мало знают.
Я рассчитывала, что через два года я выйду человеком с большим знанием о кино. С мероприятиями школы контактирую с 19 года. На сайте заявлен кураторский курс, это как раз то, чего я хотела. Мне не 18, а 25, время идет, надо решать быстро. Есть кураторское или фестивальное дело в магистратуре, но туда мне сложнее будет попасть. К тому же, я пропустила сроки подачи. Да и честно говоря… Мне диплом-то российский не пригодился, а тут еще магистратура.
Ирина Панкратова
Программа университета изначально казалась довольно общей: в первом семестре всего три предмета, которые ведет один и тот же человек — мастерство
кино, история кино, исторический анализ. Складывалось впечатление, что невозможно за два года успеть всё, что изначально обещали на сайте. В итоге Ирина попросила в
администрации учебный план. Удивительно, но тогда его не было даже у администрации. Его сделали специально для девушки. Хотя в других
мастерских можно на сайте школы по семестрам найти, какие предметы будут
читаться.
С приходом плана опасения оправдались: курс
по фестивальному делу, которое как раз и нужно было Ирине, — это три лекции в четвертом семестре. До этого времени еще дойти нужно. Наша героиня в итоге до него так и не дошла.
В первом семестре у нас был один лектор –мастер, Алексей Гусев. Нас восемь. Я не верю, что только он заработал на нас за семестр 845 тысяч. Режиссеры занимаются офлайн. Лады. Они пусть и платят больше. Мы занимаемся онлайн, у нас один лектор.
Ирина Панкратова
В результате даже те
предметы, которые были, шли с неполадками. Преподаватель постоянно отменял мастерство и
ставил исторический анализ. Как говорит Ирина, не успевали рассказовать все необходимое, потому что у преподавателя не было структуры, он много «трындел не по
делу». Исторический анализ должен был идти в паре с историей кино. Но в результате программа по предметам рознилась примерно в 10
тем.
Были и лекции для всех студентов, но профессор сказал, что на них можно не ходить. Лекции
по режиссуре Дмитрия Мамулия, Тео Корта, по неигровой форме кино Девина Хорана. Студентам этого направления от подобных лекций было ни горячо ни холодно, потому что им не придется работать с камерой и
актерами.
Сейчас программа изменилась: количество однотипных предметов убрали, их часы сократили, но и стоимость здорово выросла — с 210 тысяч до 250.
ЗАНЯТИЯ ПОСТОЯННО ПЕРЕНОСИЛИСЬ ИЛИ ЗАДЕРЖИВАЛИСЬ
Изначально в договоре для студентов было прописано время занятий — по будням с 19 до 22:30. Три с половиной часа. Вполне
можно отсидеть.
Но в результате такого не было никогда: преподаватель постоянно опаздывал на пары, а занятия заканчивались за полночь. Все это время были только редкие
десятиминутные перерывы на поесть.
У нас должны быть занятия по субботам с трех до половины восьмого. Я прекрасно помню субботний день, который начался в 15:30, а закончился в полвторого ночи. Мне 25 лет, я давно живу одна. Я звонила маме в полночь, потому что у меня страшно болела спина. Заработала себе капитальные проблемы со здоровьем.
Ирина Панкратова
Конечно, об этом преподаватель предупреждал с самого начала, на установочной лекции: тогда он собрал всю группу и обозначил — точное время не для сферы кино, поэтому надеяться на то, что за такие короткие сроки удастся освоить профессию, бессмысленно.
Только во время обучения стало ясно, почему: профессор постоянно хотел, чтобы студенты сами доходили до верных выводов, ждал ответов от них, а ребята, которые пришли на программу, буквально «нулевые», в кино разбираются на уровне обывателей, не больше.
В тот субботний вечер мы разбирали три документальных фильма начала прошлого века. Они идут минуты по три каждый, а разбирали мы их почти 12 часов. Три фильма по три минуты. Двенадцать часов. Примерно так учатся кинокритики.
Ирина Панкратова
На паре студенты смотрят кино, а потом должны его обсуждать. У преподавателя была любимая фраза «расскажите, как
устроен этот фильм». А ученики просто не понимали, как он устроен, даже терминов не знаем. На вопросы, есть ли базовый учебник, чтобы узнать о перспективе, линиях,
делении в кадре, отвечал коротким: «Вам
это не нужно».
Выходит, будущие кинокритики должны сами догадываться, что они видят. Для взрослого человека, который просто любит кино и мечтает узнать больше, такая манера обучения вряд ли подействует.
За 4 набора в общую мастерскую поступило 18 человек. Нас 8. Разброс и по образованию, и по возрасту. Самому младшему недавно исполнилось 18, школу не закончил. Родители отправили его заграницу в начале СВО. Самой старшей 27, у неё техническое образование.
Ирина Панкратова
КАК РАЗБИРАЮТСЯ ФИЛЬМЫ?
Ира
показывает мне фильм на стене с проектора. Я вижу серые пятна и вскоре
переключаюсь на экран компьютера. Там выше контрастность. Едет поезд, съемка с
него. Минута — и терпение закончилось:
— И что вы
здесь разбирали?
— Он ещё не
закончился.
— А там
что-то изменится?
— Нет.
Смотрим ещё
две минуты, поезд всё ещё едет, а кадр такой же статичный. Стараюсь держаться.
Наконец спрашиваю, что дальше:
— Там поезд
проезжает над поездом. Здесь переход с общего на крупный план перепадом, без
среднего.
Вот такая новизна. Это мы разбирали часа два. Дальше задают два
вопроса. Уже после них у меня болит спина. А через два часа начинается
обсуждение. Это пытка.
Ты просто не понимаешь, что искать.
Если бы хотя бы объяснили, на что смотреть, дали какой-то материал, формулировку, понятие, а
потом сказали «подкрепляем это материалом», было бы другое дело. А мы эту картину семь часов разбирали, три
минуты идет фильм!

Дальше Ира показывает конспект: «Железная
дорога вынуждена петлять, природа влияет на механизм, с которым отождествлена
камера. Дикость пространства обеспечивает отсутствие маркеров. У естественного
нет понятия об эталонном размере. Поезд едет внизу, а второй въезжает в
туннель. Это петля, и всё замкнулось. Железная дорога — это временная петля».
Да уж, до этого додуматься самому невозможно.
— А откуда
вы берете эти формулировки?
— Мы разбираем фильм. Наконец он говорит: «Давайте
я соберу фильм». Это называется аналитическая сборка. Он его собирает, мы
записываем. Затем это запоминается, учится. Ты начинаешь видеть, как это
работает. Но это с таким трудом даётся...
Кажется, постепенно я начинаю понимать Иру: возможно, люди с режиссерским образованием это и поняли бы, но новички — вряд ли. Вот и получается, что все обучение строится по принципу «Я
запомнил, что так должно быть, если такой приём работает».
СТОИТ ЛИ УЧИТЬСЯ НА КИНОКРИТИКА?
Как оказалось, многое здесь зависит от преподавателя. Студенты, которые не «сломались», говорят, что дальше стало проще. У прошлых одногруппников Иры начался курс «Анализ спектаклей», теперь с преподавателем всё нормально. Конечно, она тоже задерживает пары, но не так сильно. Да и сама Ирина во время обучения была на некоторых лекциях, куда
Алексей Викторович советовал не приходить, у Дмитрия Мамулия. Он вовремя
приходит, вовремя заканчивает, всё по расписанию.
Возможно, такой «вход» в профессию сделан специально: чтобы люди, которые просто вдохновились эстетикой профессии, быстро «отвалились». Готовы вы к этому или нет — решать вам. Но Ира уверена, она выбрала не то. Хотя винит в этом только себя.
Я училась в вузах, там всё в порядке с документацией. Здесь в первый раз столкнулась с негосударственной учебной организацией. Не знала, что все так плохо с административными делами.
Ирина Панкратова
Сейчас Ирина продолжает искать: в будущем она хочет пройти курс по музейному кураторству. Но пока не ясно, произойдет ли тут что-то подобное, или с местом обучения повезет больше. Что точно поняла девушка из этой истории: нужно серьезнее относиться к выбору школы, вуза, курсов, да и профессии тоже. Действительно ли это то, что тебе нужно или стоит поискать что-то другое.