Алена с детства любила летать, но ей всегда казалось, что работа в этой сфере не для нее. Она — низенькая хрупкая девушка — вряд ли могла создавать космические корабли, самолеты и ракеты.
Поэтому после 11 класса уже нацелилась идти на звукорежиссера. А что? Музыкальную школу она закончила еще год назад, из других хобби у нее разве что технологии. Алена даже документы в вуз почти подала, но в последний день приемной компании передумала: решила, что все-таки хочет попробовать «влиться» в авиационную среду. Так она и поступила на специальность «Авиационные приборы и комплексы», а потом даже выиграла серьезный профильный Чемпионат.
Мы пообщались с Аленой Титовой, девушка рассказала ПУ об участии в конкурсе, трудностях и пути к победе.
Алена, почему именно космические системы? Не совсем типичный выбор для девушкиНа самом деле, на это направление я попала случайно. Куратор моей группы тренировал ребят по этому направлению, и на первом курсе он пригласил всю нашу группу на пробное занятие, чтобы мы посмотрели, попробовали, вдруг кого завлечет, и он определится со специализацией. Так и получилось: после нескольких тренировок я решила остаться и во что бы то ни стало выиграть финал. Тем более я знала, что это вполне реально: в 2020 году на Чемпионате выиграла команда моего друга-программиста. Я пообещала, что обязательно повторю его успех. Так и вышло.
А что вы делали на чемпионате?
Конструировали малый космический аппарат. Это механизм, похожий на спутник. В конкурсном задании было сказано реализовать антенный модуль. Если говорить просто, с помощью этого модуля спутник должен передавать сообщение об успешно выполненной операции.
Так вот, участники разрабатывают разные системы, которые помогут это сделать: модуль радиосвязи с Землей или отсоединяющийся адаптер с полезной нагрузкой.
Всего нас в команде трое — я и два парня. И прелесть в том, что мы вообще не походи, каждый занимается чем-то своим: есть конструктор, программист и электронщик.
Я — конструктор — разрабатываю корпус спутника и продумываю, где будут находиться датчики и системы. Еще я занимаюсь 3D-печатью и иногда лазерной резкой.
Программист создает софт на языке «Си», благодаря которым спутник позднее сможет раскрыть солнечные панели, дистанционно зондировать макет Земли и передать телеметрию оператору.
Электронщик помогает спутнику «ожить». Он изготавливает кабельную цепь, управляющие платы, соединяет все так, чтобы это работало и не взорвалось в самый неподходящий момент.
Вы делали все это прямо там или готовили заранее?
Конечно, там. Чемпионат длился три дня: восемь часов в первый и второй день, шесть часов — в третий. Все это время мы работали над нашим аппаратом.
Но признаюсь, прошлый региональный чемпионат был гораздо проще этого. Противники дышали нам в спину, мы даже ошибались в одних и тех же местах. Нервы были на пределе, казалось, что все труды напрасны, и мы просто проиграем из-за эмоционального напряжения.
Вызов гендерным стереотипам: девушки стали чаще поступать на инженерные специальности
О том, что их ждет в будущем, пообщались с экспертами hh.ru и женщиной, которая проработала инженером-конструктором 18 лет
Читать далее
Нет, конечно. В командной работе вообще трудностей нет, скорее каждому трудно работать индивидуально.
Например, мне было сложно разработать солнечные панели и быстро составить технологическую карту сборки спутника, у электронщика не с первого раза получилось спаять качественную плату, а программист не мог стабилизировать спутник.
На тренировках мы делились неудачами, поддерживали друг друга. То же самое было и на чемпионате: в первый день электронщик и программист помогли мне разработать и сдать комплект документации, а во второй день я помогала электронщику с кабельной сетью.
Тебе помогает учеба в жизни?
Забавно, но из-за того, что моя специальность тесно связана с электроникой, я могу чинить простые бытовые приборы. Еще могу скворечник спроектировать, выпилить и сколотить. В общем, если вдруг останусь одна дома, мужа на час точно вызывать не придется.
Сейчас стране нужны рабочие руки, поэтому моя специальность востребована 100 процентов. И рассматривая вакансии, я замечаю, что в требованиях чаще всего указывают именно те навыки, которым мы обучались.
С лета я работаю конструктором на предприятии. И понимаю, что с задачами справляюсь именно благодаря дополнительным занятиям в вузе, основные пары тоже помогают, после них я создаю технически правильные и перспективные разработки. К тому же, за время учебы я поняла, что мне больше нравится эксплуатация, чем разработка.
Так что в будущем хочу стать аэропортовым техником и обслуживать воздушные суда на летном поле перед отправкой. Или же хочу трудиться в ремонтном подразделении авиакомпании, ремонтировать, обслуживать, проверять самолеты.