«Все они были мертвы. Последний выстрел поставил жирную точку в этой истории. Я снял палец с курка — всё было кончено» — именно эти мрачные слова когда-то дали старт играм в стиле нуар.
С них начинается Max Payne — игра, представляющая из себя шутер от третьего лица. Она была разработана и выпущена в июле 2001 года молодой на тот момент финской студией Remedy. Получив высокие оценки от критиков и признание среди геймеров, игра сразу стала классикой в своем жанре — шутер от третьего лица.
Во многом то, как он выглядит сейчас, заслуга ребят из Remedy. Но давайте по порядку. Разберемся, что представляет из себя первопроходец Max Payne.
STRAY, или почему котики — это круто
О приключениях, роботах или как почувствовать себя котом, не выходя из комнаты, — обзор на приключенческую компьютерную игру «Stray»
Читать далее
НУАР НЕ БЫВАЕТ ЖИЗНЕРАДОСТНЫМ
Игра начинается с финальной сцены. Мы видим холодный каменный Нью-Йорк, погруженный во мрак. В городе бушует сильнейшая метель, и, кажется, что скоро наступит Рагнарек (в игре неспроста большое количество отсылок на скандинавскую мифологию: ее разработчики родом из Финляндии).
И вот на крыше одного высотного здания стоит мужчина в гавайской рубашке и черной кожаной куртке с винтовкой в руках. Внизу его уже ждет полиция. Герой произносит ту самую реплику:
Все они были мертвы. Последний выстрел поставил жирную точку в этой истории. Я снял палец с курка — всё было кончено.
После этого игрока возвращают на несколько лет назад. Что стало причиной этих страшных слов?
А вот и сам главный герой игры — Макс Пэйн / Изображение: vgtimes.ru
Макс Пэйн — главный герой — молодой полицейский. Его жизнь — «воздушный замок, ставший реальностью». Дома его ждут жена и маленькая дочка, которых он очень любит и ради которых готов пойти на все.
Макс жизнерадостный и счастливый человек. Однажды, возвратившись с работы, он находит своих родных убитыми. После этого его жизнь полностью меняется — воздушный замок рушится. Больше не будет ни радости, ни счастья — только желание отомстить. Макс решает устроиться в отдел по борьбе с наркотиками и найти виновных в этом деле.
Макс не подозревает, что в процессе поиска убийц он попадет в запутанную мрачную историю / Изображение: vgtimes.ru
Да, звучит не очень подходяще для семейного времяпрепровождения. Но в этом весь Max Payne. Это мрачное настроение игры прекрасно передает фраза главного героя: «Я бы засмеялся, если бы помнил, как это делается». Работа Remedy — нуар, а он не бывает жизнерадостным.
ПЕРЕСТРЕЛКИ ГОЛЛИВУДСКИХ МАСШТАБОВ
Перейдем к геймплею. Там перестрелки, перестрелки и еще раз перестрелки. Да, одна стрельба. Но все не так скучно, как звучит. Несмотря на то что Max Payne в этом году исполнилось 23 года, оружие не выглядит и не ощущается при игре устаревшим. В Max Payne немалый арсенал, и каждый может найти для себя что-то по душе. Физика стрельбы тоже достаточно хорошо проработана, особенно если делать небольшую скидку на возраст.
Конечно, одна постоянная стрельба — это все же не то, что может приковать внимание миллионов игроков. Да и таких шутеров много. Но чем же Max Payne среди них выделяется? Ответ: Bullet Time. Да, это как в матрице. Нельзя сказать, что люди из Remedy украли эту идею из фильмов: демонстрировали они ее еще до выхода работы Вачовски.
В перестрелках важно не только победить противника, но и сохранить себе жизнь / Изображение: vgtimes.ru
Bullet Time — технология по замедлению времени. Проще говоря, slow motion. И эта одна технология в корне меняет дело. Геймплей Max Payne сразу преображается: это уже не просто перестрелки, а перестрелки с замедлением времени. Они достигают голливудских масштабов: приходится как Нео из Матрицы уворачиваться от пуль, и все это происходит в слоу мо.
Один из агентов, так похожих на агента ФБР из «Матрицы» / Изображение: vgtimes.ru
КИНОШНЫЙ СЕТТИНГ
Действие игры, повторюсь, разворачивается в холодном, снежном и очень мрачном Нью-Йорке. Атмосферу этому городу придают фототекстуры. Художники не рисовали объекты и персонажей. Вместо этого разработчики сделали и оцифровали фотографии, благодаря чему смогли достаточно сэкономить и так небольшой для молодой студии бюджет.
Макс в поисках убийц своей семьи / Изображение: vgtimes.ru
Этот подход позволил создать в игре свой особый мрачный шарм. Все стало выглядеть реалистично, как в кино. Ощущение, что смотришь какой-нибудь детектив. Также плюс фототекстур в том, что игры, где они используются, графически стареют намного дольше. Сравните сами с другими играми 2001 года, у которых текстуры сделаны классическим способом, то есть буквально нарисованы.
КАК «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» СРЕДИ ФИЛЬМОВ
Летом 2001 года игра выходит в свет. И Макс, герой, в одиночку побеждающий все зло в мире, сразу становится любимчиком геймеров. Признание, множество наград, высокий уровень продаж. Парни из Remedy становятся повсеместно известными. А дальше были продолжения истории, экранизация…
Стоп, поиграйте сначала в первую часть. Это классика геймдева, как «Крестный отец» среди фильмов. Множество цитат, параллелей, отсылок можно найти в современных играх именно на этот проект. В 2023 году, например, Макс Пэйн появлялся в виде камео в Alan Wake 2. Поэтому, пройдя эту нуарную классику, вы не только удовольствие получите, но и лучше разберетесь во вселенной игр.
Осторожно, скример: как пугают геймеров в современных видеоиграх?
Примеры удачных и неудавшихся игр жанра survival horror собрал Даниил Бусел, г. Санкт-Петербург
Читать далее