Выход первой части трилогии о Максе Пэйне в 2001 году сразу сделал разработчиков финской компании Remedy знаменитостями в игровой индустрии. Успех и признание Max Payne дали надежду на продолжение мрачной истории главного героя. Хотя сиквел был только третьим проектом студии, ожидания были огромными. Финны стали ещё амбициознее. Но всё ли получилось у Remedy?
Киношный сеттинг, слоу мо и постоянная стрельба: почему Max Payne — классика нуара из мира игр
Обзор на культовую компьютерную игру 2001 года, разработанную финской студией Remedy
Читать далее
НЕМНОГО О РАЗРАБОТКЕ
Разработка Max Payne 2: The Fall Of Max Payne началась сразу после выхода оригинальной части и заняла всего 2 года (тогда как работа над первой длилась 5 лет). Релиз сиквела был намечен на осень 2003 года, — символичное время года для выхода произведения в нуарной стилистике.
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
Изначально сюжет планировали сделать совершенно другим, не таким, как в финальной версии. Сэм Лэйк, сценарист игры, хотел добавить главному герою амнезию. Макс должен был помнить только одну строчку из песни, и это определило бы развитие сюжета. Подобное мы уже видели в игре S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля.
Однако история была изменена в процессе создания, и в октябре 2003 года вышла новая версия продолжения в том виде, в котором мы знаем сегодня. Критики и обычные игроки оценили игру, но продажи не достигли ожидаемых результатов. Почему? Проблема связана с сюжетом?
ЕЩЕ ОДИН СЮЖЕТ ИЗ ЖИЗНИ МАКСА
С момента событий первой части, в которой мы занимались расследованием убийства жены и ребенка Макса, а также боролись с распространением местного наркотика валькирина, проходит 2 года.
Макса восстанавливают в должности полицейского. Теперь он работает в отделе по расследованию убийств. Но однажды вечером герой попадает в разборку банды «уборщиков», возглавляемой русским бандитом Владимиром Лемом. Так завязывается сюжет сиквела, который посвящен расследованию грязных дел преступников и связи Макса с русским криминальным авторитетом.
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
Нашлось место и для любовной линии: главный герой случайно сталкивается с наемной убийцей Моной Сакс (появлялась в первой части) и влюбляется в нее.
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
История стала гораздо масштабнее и увлекательнее по сравнению с оригиналом 2001 года, однако время игры разработчики сократили почти вдвое. Это не позволяет сюжетным линиям полностью раскрыться.
Например, романтическая линия с Моной Сакс кажется неполной: героиня появляется лишь в нескольких эпизодах, а чувства главного героя возникают так неожиданно, что им сложно поверить.
Характер самого Макса значительно изменился. Из жизнерадостного персонажа он превратился в пессимистичного человека, который больше не верит в светлое будущее. Кроме того, герой перестал шутить.
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
И если первая часть была полна лаконичных ярких фраз («Скажи дьяволу, что ты от меня!»), то в во второй ни одно выражение не цепляет.
Из-за небольшой продолжительности сюжета трудно понять, что происходит. Но это не значит, что история плохо написана. Нет, она просто другая. Это всё ещё отличный, сильный и увлекательный детективная игра в стиле нуар, но уже не такой, как в оригинале 2001 года.
В защиту стоит сказать, что у сиквела есть два варианта концовки: позитивная и трагическая. Правда, хорошая концовка не является каноничной...Но фанатам игры, кажется, нет до этого дела: главное — это увидеть, что у Макса теперь все в порядке.
СТРЕЛЬБА, СТРЕЛЬБА, СТРЕЛЬБА...
Это всё тот же шутер от третьего лица: почти все время вы будете только стрелять. Как к этому относиться? Глобально ничего не изменилось, хотя по сравнению с первой частью сиквел задал высокую планку качества.
Дело в том, что для второй части разработчики переработали движок игры. В сиквеле появился Havok — физический движок для симуляции взаимодействия с объектами в реальном времени. Теперь персонажи стали плавнее, а при передвижении героя крупные объекты (например, коробки) вовсе разлетаются в щепки.
Да и общий вид картинки сильно подтянули: игра перестала чувствоваться «деревянной», предметы стали выглядеть реалистичнее.
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
А еще в сиквеле можно играть за второго персонажа — Мону Сакс. Но особой разницы в управлении между мужчиной и женщиной игрок не заметит.
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
А минусы есть? Да, без них не обошлось. Некоторые геймеры считают, что рисовка оружия стала выглядеть игрушечной, а главная фишка игры — Bullet time превратилась из крутой возможности в необходимость.
Без замедления времени Макс становится совсем беспомощным.
ПОЗДНЕЕ «ПРОЩАЙ»
Нельзя сказать, что сиквел вышел неудачным, что это «падение» серии. Наоборот.
Max Payne 2 — игра качественная, о чем говорят отзывы и награды. Сиквел получил 86 баллов на Metacritics, победил в номинациях «Лучшие декорации в игре для ПК» и «Лучшая игра года для ПК» от Golden Satellite Awards. А российское издание Игромания отдало ему предпочтение в номинации «Лучший Action».
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
Почему же сиквел Max Payne тогда часто критикуют и недооценивают? Проблема, как ни странно, заключается в том, что он и есть сиквел.
Сиквел не может предложить чего-то кардинально нового. Поэтому часто вторая часть не дотягивает до уровня оригинала. Так случилось и с Max Payne: фанаты и критики задрали планку слишком высоко, а разработчики Remedy не смогли до конца ей соответствовать.
Кадр из игры «Max Payne: The Fall Of Max Payne» / vgtimes.ru
При этом игра не «похоронила» серию. В 2011 году вышло продолжение, которое поставило жизнеутверждающую точку в приключениях Макса. А в 2022 Remedy анонсировала ремейки первых двух частей серии. Больших подробностей по ним пока нет, но новости уже звучат обнадеживающе.
Кстати о песни, которая должна была стать ключевым элементом игры. Сэм Лейк вместе с группой «Poets of the Fall» все же ее написал. Она называется «Late Goodbye». И да, песня есть в игре, и она очень хороша.
STRAY, или почему котики — это круто
О приключениях, роботах или как почувствовать себя котом, не выходя из комнаты, — обзор на приключенческую компьютерную игру «Stray»
Читать далее