Год назад школьную программу по литературе расширили советскими произведениями: теперь на уроках проходят «Тихий Дон», «Молодую Гвардию» и «Как закалялась сталь». Чтобы соблюсти баланс, классикой жертвовать не пришлось — добавили часы по литературе. Так, книги XVIII и XIX веков продолжают изучаться.
По словам учителей, изучение выглядит так: дети плачут над «Муму», вопрошая о совести Герасима, ненавидят Тараса Бульбу, ведь «можно было просто поговорить», и с трудом могут осилить даже первую главу «Капитанской дочки», где шаматон, придворный календарь и кривая коровница — слова инопланетянские.
Да, новые произведения — это хорошо, но что делать со старыми?
Почему школьники больше не способны понять классику и что пора менять в современной программе? Разбираемся вместе с учителями русского и литературы.
Выгорание и маленькие зарплаты: больше 35% учителей готовы уйти из профессии
В прошлом году лишь половина педагогов заявила, что выбрала бы свою работу снова. Разбираемся, в каких условиях по-прежнему работают преподаватели
Читать далее
Завязка: фантастический язык Гоголя
При попытке «изучать» классическую литературу, учителя-словесники особенно жалуются на невнимательность современных детей к словам и смыслам. Хуже всего с лексическим значением: приятель и друг — одно и то же, орфограмма в слове челка проверяется «однокоренным» существительным «чел». Очевидно, что подростки теперь другие, однако как тогда объяснить современному поколению совершенно не современные вещи? Этому учителей не учат. Педагоги вынуждены адаптироваться и самостоятельно придумывать варианты, как сократить культурную дистанцию:
На первом уроке в году даю лингвистическую фантастику, чтобы заинтересовать детей изучать язык. Это смешные рассказы о проблемах коммуникации с инопланетными цивилизациями. Примерно также сейчас выглядит коммуникация между мной, объясняющей фразеологизмы, и учениками, которые вместо устойчивых словосочетаний уже давно используют мемы. Например, этот отрывок из рассказа Роберта Шекли — хорошая иллюстрация урока по Гоголю: столько же «выдуманных» слов находят дети в «Ночи перед Рождеством».
Лариса Милёшина, учитель русского и литературы лицея №64
Развитие сюжета: почему современные школьники не воспринимают классику?
Программная литература требует глубокого погружения. Чтобы разобраться, почему Печорин — герой своего времени, нужно понимать исторический контекст, знать теорию литературы и уметь самостоятельно работать с текстом.
Но сегодня без помощи учителя многие дети не способны проанализировать произведение. Педагоги сетуют на маленький словарный запас, незнание истории и культуры. Однако это не про вечный конфликт отцов и детей: нечитающие ученики были всегда, но не всегда была такая нагрузка. Многие школьники банально не успевают заботиться о своем культурном развитии: восемь уроков, домашняя работа, подготовка к ЕГЭ — так за учебой дети проводят по 8–10 часов в день. Поэтому логично, что в свободное время подросткам хочется отдышаться, встретиться с друзьями, а не пробираться сквозь тернистый язык Гоголя к смыслу рассказа.
С другой стороны, учителя замечают, как в принципе современным детям сложно дается чтение: страдает концентрация и память. Об этой особенности подростков нам также
рассказывала психолог Ольга Давыдова: «Многозадачность нередко сопровождается снижением глубины концентрации и поверхностным восприятием информации». Так что догадка снова подтверждается: увлечь школьников становится все сложнее.
Дети сейчас читают меньше. Даже интересные произведения. Я веду книжный клуб с шестого по десятый класс. Ровно пять лет назад с шестиклассниками мы устраивали по «Золотому компасу» Филипа Пулмана баттлы, викторины. Книгу тогда прочитали все, кто ходил. В этом году — только один мальчик. Посмотрим, что будет дальше. Но это очень обидно.
Лариса Милёшина, учитель русского и литературы лицея №64
Еще одна очевидная проблема — неакутальность описанного в книгах. Как понять семиклассникам, над чем смеяться в комедии «Недоросль», если речь идет о помещиках XVIII века? В такие моменты у педагогов возникает дилемма: на что потратить время? С одной стороны, можно попытаться построить мостик между прошлым и настоящим, с другой — ввести школьников в литературоведческий контекст, разжевывая, что герои Фонвизина однобокие не потому, что автор не умел писать — «виновата» эпоха классицизма. В любом случае небольшое количество уроков и сложность требуемого заставляют учителей чем-то жертвовать:
Как педагог я должна сделать так, чтобы возникла связь между книгой и учеником. И это работает, только когда ребенок понимает, что читает, когда ему знакомы чувства и ситуации, описанные в книге. Например, с удовольствием в шестом классе читают «Дубровского», детям интересно обсуждать столкновение старшего и младшего поколений, любовную линию. А потом мы проходим «Тараса Бульбу», и все начинают анализировать повесть через эту же призму личного опыта. В сочинении пишут, что адекватный родитель не должен никого убивать, что отцу и сыну можно было просто поговорить. Получается, что мы учим их через то, что им близко, но тем самым получаем абсолютное игнорирование контекста. В противном случае слышу: «Мне не понравилось, потому что я не понял».
молодой учитель петербургской школы
Кульминация: «Переводим “Капитанскую дочку” на русский»
Невозможность детей самостоятельно проанализировать классику из-за устаревшей лексики ставит перед учителями еще один выбор: рассказывать о книге самим или читать вместе с учениками прямо на уроке. В итоге кто-то закрывает глаза на детали, а кто-то выбирает пожертвовать какими-то менее важными произведениями:
Читаем первую главу «Капитанской дочки» вместе. Дети не знают, что значит «брюхата», «мотать», «повесничать», а придворный календарь представляют отрывным. Пытаемся догадаться из контекста. Я их все время спрашиваю: «Как это перевести на современный русский язык?» Объясняю слова. Потом пересказываем текст, используя общеупотребимые синонимы. В итоге Пушкина два месяца разбираем, а у нас уже Гоголь вовсю.
учитель русского и литературы лицея №64 Лариса Милёшина
Развязка: к каким изменениям призывают учителя?
Так как отмена всей классики — решение все-таки радикальное и лишнее, одним из компромиссов может быть обновление учебников. По словам учителей, большая часть словесников не видит в них смысл. Педагоги вынуждены использовать дополнительные пособия, которые покупают сами. Например, адаптированные под современную молодежь хрестоматии, где после каждого программного произведения объясняется устаревшая лексика, термины, задается культурный контекст.
Фрагмент из Хрестоматии для 7 классов / Издательский дом Мещерякова
Конечно, учителя-словесники отмечают, что программа в принципе требует пересмотра. Пушкина, Гоголя, Тургенева можно и нужно изучать, однако каждому тексту — свое время и место. «Произведения, которые отобраны, воспитывают доброту, любовь к ближнему, уважение к старшим, любовь к своей малой, большой родине», —
говорит министр просвещения Сергей Кравцов об утвержденной программе. Но проблема не в том, что педагоги выступают против этих ценностей — учителя просто не понимают, как некоторые из произведений помогают воспитывать в детях доброту и любовь к родине:
Читаем, как Герасим утопил собаку, а они сидят на уроке и рыдают. И тут с какой стороны ни пляши, крепостное право пятиклассники осознать не в силах. Зачем тогда читать про такую жестокость? Может, мэтры литературы скажут, что это важно, но пусть тогда сами попробуют объяснить эту важность одиннадцатилетним. Сейчас школьники взрослеют позже, поэтому программу хотелось бы изменить в соответствии с возрастом. Мы читаем сказки Пушкина — отлично. Но какой смысл в «Муму», когда можно взять современную книгу и научить их гораздо большему?
молодой учитель петербургской школы
Сокращение объема для совместного чтения и упрощение литературы для самостоятельного — еще одна альтернатива, которую находит разумной Лариса Милёшина. Например, «Песнь о вещем Олеге» — маленькая баллада, поэтому такие произведения можно читать и анализировать на уроке вместе. А на домашнее чтение учитель предлагает подобрать книги с более простой лексикой.
Эпилог: вместо выводов
Под занавес обычно дают надежду, но мы лучше дадим учителям еще раз высказаться о наболевшем: для того чтобы лавировать между утвержденной устаревшей программой и новым поколением, педагоги нуждаются в помощи. Помощь эта должна оказываться условиями: хорошей зарплатой и уменьшением внеурочных задач. Пока этого не происходит, не только литература, но и все предметы становятся скорее испытанием, которое только и остается, что пережить:
Зарплаты маленькие. Чтобы получать хорошо, учителя берут 30 часов и больше. А когда у тебя такое количество нагрузки, миллион журналов и обязательное участие в странных инициативах, ты не можешь качественно работать, качественно готовиться, делать интересные презентации и прививать детям любовь к литературе. Все это превращается в рутину и для тебя, и для них. Все это не способствует развитию познавательного интереса. Точно нет.
учитель-словесник
Проблемы с учебниками, программами и мотивацией: что мешает ученикам выучить английский язык в школе?
И как по их мнению должны выглядеть уроки — в проблеме разбирались ПУ вместе с педагогами
Читать далее
Фото: Freepik.com
Разбираемся, что не так классикой и почему педагоги требуют адаптировать школьную программу по литературе под современную молодежь