Еще в конце ноября Вячеслав Володин написал в своем Telegram-канале, что от родителей поступает много обращений о чрезмерной нагрузке на школьников. К счастью, решение проблемы на одном только ее освещении не закончилось: как сообщает «Парламентская газета», председатель комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых предложила ввести для учеников дни без домашних заданий.
По словам Белых, родители учеников видят
корень проблемы именно в домашних заданиях, поэтому призывают уменьшить их количество. У школьников младших классов на их выполнение в среднем уходит по два-три часа в день, а у учеников 5–11-х классов — больше трех с половиной часов. После — кружки, секции, а между — дорога туда-обратно. Так дети забывают, как выглядят родные и друзья, выгорают и устают как взрослые. 11-классники же
делятся с ПУ, что спят от силы 6 часов и встают в 6 утра, чтобы всё успеть.
Требуют больше, чем от взрослых: родители массово жалуются на чрезмерную нагрузку школьников
В среднем дети учатся по 8-10 часов в день. Семьи винят ЕГЭ и внеурочку, а выпускники хотят, чтобы из расписания убрали непрофильные предметы
Читать далее
В своем сообщении председатель Госдумы отметил, что за учебой дети проводят
по 8–10 часов в день. Так, судьба школьников интересным образом становится синонимична судьбе учителей, ведь установленное количество часов на самом деле неправдиво для обеих сторон. После шести уроков работа преподавателей не заканчивается: педсовет, пачки тетрадей и подготовка к будущим урокам. Точно также школа после школы не заканчивается у детей: они выполняют домашние задания, ходят к репетиторам и готовятся к экзаменам.
Как
пишет «Парламентская газета», сейчас депутаты видят два пути решения.
Первый: предлагают практиковать дни без домашних заданий, если дети усвоили материал на уроке.
Второй: не задавать детям для самостоятельной подготовки материал, который не был пройден на уроке. Другие предложения по снижению нагрузки на детей комитет будет собирать до 15 декабря, а уже после — выпустит список рекомендаций.
Любое изменение должно происходить постепенно и с учетом мнения заинтересованных сторон — родителей, педагогов и самих школьников. Поэтому все предложенные меры в обязательном порядке будут обсуждаться и корректироваться совместно с профессиональным сообществом
первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова
Действительно, решение проблемы не на поверхности: учителя задают большие домашние задания не потому, что хотят отомстить ученикам. Дело в том, что у них нет другого выбора: на изучение темы в официальном плане прописано определенное количество часов. Председатель комитета Яна Лантратова предлагает тогда пересмотреть учебные программы, убрав повторяющиеся темы и сосредоточившись на основных аспектах предметов.
Несмотря на логичное решение, такие предложения кажутся не до конца объективными, ведь, чтобы понять, как именно изменить систему, нужно спросить тех, кто в этой системе работает. Пока мы ждем новых идей по сокращению нагрузки, учителя поделились с нами, как относятся к уже озвученному:
Повторение — мать учения. Без повторения школьники всё забудут. Если бы я мог что-то изменить, я бы оставил только устное ДЗ по гуманитарным предметам. В отличие от математики, физики, где задачи письменно решаются, по истории можно просто выучить даты, прочитать параграф. Кроме того, письменные задания дети списывают с ГДЗ, либо перед уроком друг у друга.
учитель истории, г. Санкт-Петербург
Можно какие-то дни оставлять без домашней работы, но лучше ее просто сократить. Раньше, еще в советское время, были правила: письменная домашняя работа должна быть не больше трети классной. Я даже звонила в АППО с этим вопросом, мне сказали, что теперь нет таких регламентов. А почему? Регламент нужен, иначе заявленные полтора часа на все предметы превращаются в полтора часа на каждый.
учитель русского и литературы, г. Санкт-Петербург
Идеи пока для меня нереалистичные. Например, как я пойму, что каждый ученик усвоил тему на уроке? Я бы предложила не вводить новые правила для всех предметников скопом, а прям открыть программы по химии, физике, литературе и посмотреть, как можно изменить ситуацию. Знаю коллег, кто задает каждый раз сто упражнений. В итоге бедные дети не успевают делать химию, потому что два часа решали дома алгебру. Здесь надо, правда, какой-то баланс соблюдать.
учитель химии, г. Нижний Новгород
Фото: Freepik.com
Рассказываем, как Комитет по просвещению планирует снизить нагрузку школьникам и что об этом думают учителя