Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
хоббиСочинениевопрос-ответВостребованныеновостиэкзаменысоветыВаши историиинтервью75 лет ПобедышколаНовый годобразованиерейтинг вузовСПбГУувлечениясоветы психологакуда поступатьличный опытрецензиячто посмотретьТеатрподготовка к экзаменамолимпиадыСпецпроектыспортподросткиисторияотношениялайфхакипутешествияжурфакЕГЭ 2018фестивальлайфхакиКорейская волнакиноволонтерствоисследованиеМГУЕГЭ 2024УчительолимпиадаМинистерство образованияПоступление 2024культураразвлечениякнигиЕГЭ-2024на практику — в ПУ!ДевятиклассникамКаталог вузовКнижная полка ПУКем бытьКаталог профессийрейтингжурналистикаопроспрофориентациявузыстудентамкарантинКак сдать ЕГЭКомпьютерные игрыЧто почитатьпрофессииработатрендыфильмы и сериалымузыкаНа практику — в ПУ!новости кинонеделиискусствоКонцертОГЭКуда сходитькарьерарусский языккиносуббота с ПУитоговое сочинениеПсихологиясаморазвитиекаталог сочиненийЕГЭ-2022Лучшее на СтенеВУЗродителиинтересные людиподготовка к ОГЭинтересные фактыподготовка к ЕГЭлитератураприемная кампания 2024Рособрнадзорпоступление
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 32

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 9

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 15

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

«Искусственный интеллект — ничто без естественного»: история победителя ВсОШ, который увлечен машинным обучением

3 минуты

О себе и своих идеях, а также о советах ребятам, которые только начинают путь в машинном обучении, узнал Алексей Волоцков, СПбГУ

В середине ноября на базе Московского физико-технического института прошла Всероссийская олимпиада школьников по искусственному интеллекту. Одним из четырех победителей оказался Артем Мазур, ученик 11 класса московской школы, который поделился своими секретами успеха и рассказал, как искренний интерес к технологиям помог ему завоевать первое место.

Артем Мазур / Фото передано героем
Артем Мазур / Фото передано героем

С чего все начиналось


Артем учится в 11 классе «Газпром школы», а свободное время проводит за изучением машинного обучения и собственными разработками. Родители школьника работают инженерами в газовой промышленности, но его самого всегда больше интересовало программирование и компьютерные технологии.

Ежегодно на базе «Газпром школы» проходит детская научно-практическая конференция, где ученики защищают работы в различных областях. Еще в 4 классе Артем решил принять в ней участие: вместе с учителем информатики собрал электронный конструктор Lego Mindstorms и запрограммировал его.

Преподаватель заметил интерес школьника к таким проектам и познакомил его с микроконтроллерами Arduino — аппаратно-программными средствами для построение простых электронных систем. Следующие два года Артем и его учитель провели за разработкой различных экспериментальных моделей, таких как умная теплица и метановый газоанализатор.

Увлечение Артема программированием росло, и он начал самостоятельно изучать интересующие направления. Так, например, в 8 классе, за несколько месяцев до официального релиза ChatGPT, Артем представил свое видение нейросети: 

Я создал Бориса — примитивную нейросеть, способную продолжать введенный пользователем текст.
Артем Мазур

Осенью 2023 года открылся набор на бесплатный курс по искусственному интеллекту от школы ЦПМ и Московского физико-технического института. Долго не раздумывая, Артем подал заявку на участие. За 3 месяца на курсе ему объяснили все основные алгоритмы машинного обучения и принципы их работы вплоть до математики, которая лежит в их основе, благодаря чему у Артема возникло по-настоящему глубокое понимание ml. Курсы проходили офлайн, что также дало возможность познакомиться и пообщаться с единомышленниками.

Полученные знания еще сильнее увеличили мой интерес к машинному обучению. Я решил, что хочу продолжать и дальше изучать эту область.
Артем Мазур

Неожиданная победа


Артем неоднократно участвовал в олимпиадах по техническим предметом, но чаще всего безрезультатно. Подать заявку на участие во ВСОШ по искусственному интеллекту одиннадцатиклассник решил скорее в прагматических целях: это позволило бы получить дополнительные баллы при поступлении в университет.

К отборочному и основному этапу Артем не готовился: понимал, что имеющихся знаний и навыков достаточно для прохождения в финал. Школьник не ошибся, — первые два тура дались ему легко.

Заключительный этап проходил после школьных каникул, которые одиннадцатиклассник посвятил изучению прикладного машинного обучения и чтению научных материалов о соревновательном ML:

Честно говоря, когда я ехал на заключительный этап, я не сильно рассчитывал на победу. Машинным обучением я занимаюсь только год, и для меня это было первое серьезное соревнование в этой области.
Артем Мазур

По словам Артема, конкуренция в финале была большая: за победу боролись действительно лучшие ML-специалисты среди школьников России. И все же он стал призером, правда долгое время не мог поверить в свою победу. Даже для всех его знакомых это стало большой неожиданностью:

Когда я сообщил своим родственникам и друзьям, что победил, на меня обрушилось больше поздравлений, чем в день рождения. Думаю, мне помогло понимание принципов работы ML-алгоритмов и математических принципов, лежащих в их основе. А еще — опыт, полученный при разработке собственных проектов. И наконец — способность долгое время не терять концентрацию. На решение задачи в финале давалось 6 часов со всего одним перерывом. Поэтому сохранять способность думать на протяжении этого периода была особенно важно.
Артем Мазур
Артем Мазур на церемонии награждения победителей ВсОШ / Фото передано героем
Артем Мазур на церемонии награждения победителей ВсОШ / Фото передано героем

Планы на будущее


Победа на олимпиаде дает возможность поступить в любой вуз страны без вступительных испытаний. Сейчас Артем рассматривает факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, преимущественно программы «Прикладная математика и информатика» и «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта».

Сейчас школьник работает над двумя личными проектами в области ИИ. В рамках первого развивает помощника Бориса: проводит на его базе исследования и внедряет новые технологии в области обработки естественного языка и языковых моделей.

Также Артем разрабатывает инструменты на основе машинного обучения для сайта, который он несколько лет назад создал для своей школы. На платформе ученики размещают свои публикации, поэтому одиннадцатиклассник решил, что полезно будет добавить умный поиск, ленту рекомендаций на основе просмотренного пользователем контента и помощника, который сгенерирует заголовок статьи и ее краткое содержание.

Артем считает, что искусственный интеллект в том виде, в котором он существует сейчас, уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. На его взгляд, это прекрасный инструмент, который открывает новые возможности, например, для развития науки или автоматизации рутинных задач. Артем сравнивает становление искусственного интеллекта с историей компьютеров: изначально это также была очень сложная и непонятная для большинства людей технология, находящая применение только в нескольких узких областях.

Несмотря на риски, которые заключены в любой новой технологии, я считаю, что польза от внедрение искусственного интеллекта будет выше совокупного вреда. Так же, как и мир после глобальной компьютеризации стал лучше, чем был до нее.
Артем Мазур

Работу в области искусственного интеллекта Артем Мазур рекомендует начинать с изучения математики, особенно основ алгебры и математического анализа, и ознакомления с базовыми элементами программирования. Наиболее полезными будут язык Python, а также английский язык. Среди «мягких» навыков Артем особенно выделяет любознательность, стремление основательно понять предмет и желание учиться чему-то новому.

Эти навыки, вместе с искренним интересом к машинному обучению, и помогли мне достичь высоких результатов.
Артем Мазур
Школа будущего: почему учителям и ученикам нужен искусственный интеллект?
Разбираемся, как ИИ может изменить образование и почему обучение передовым технологиям необходимо в школах уже сейчас
Читать далее
О себе и своих идеях, а также о советах ребятам, которые только начинают путь в машинном обучении, узнал Алексей Волоцков, СПбГУ


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru