В середине ноября на базе Московского физико-технического института прошла Всероссийская олимпиада школьников по искусственному интеллекту. Одним из четырех победителей оказался Артем Мазур, ученик 11 класса московской школы, который поделился своими секретами успеха и рассказал, как искренний интерес к технологиям помог ему завоевать первое место.

С чего все начиналось
Артем учится в 11 классе «Газпром школы», а свободное время проводит за изучением машинного обучения и собственными разработками. Родители школьника работают инженерами в газовой промышленности, но его самого всегда больше интересовало программирование и компьютерные технологии.
Ежегодно на базе «Газпром школы» проходит детская научно-практическая конференция, где ученики защищают работы в различных областях. Еще в 4 классе Артем решил принять в ней участие: вместе с учителем информатики собрал электронный конструктор Lego Mindstorms и запрограммировал его.
Преподаватель заметил интерес школьника к таким проектам и познакомил его с микроконтроллерами Arduino — аппаратно-программными средствами для построение простых электронных систем. Следующие два года Артем и его учитель провели за разработкой различных экспериментальных моделей, таких как умная теплица и метановый газоанализатор.
Увлечение Артема программированием росло, и он начал самостоятельно изучать интересующие направления. Так, например, в 8 классе, за несколько месяцев до официального релиза ChatGPT, Артем представил свое видение нейросети:

Осенью 2023 года открылся набор на бесплатный курс по искусственному интеллекту от школы ЦПМ и Московского физико-технического института. Долго не раздумывая, Артем подал заявку на участие. За 3 месяца на курсе ему объяснили все основные алгоритмы машинного обучения и принципы их работы вплоть до математики, которая лежит в их основе, благодаря чему у Артема возникло по-настоящему глубокое понимание ml. Курсы проходили офлайн, что также дало возможность познакомиться и пообщаться с единомышленниками.

Неожиданная победа
Артем неоднократно участвовал в олимпиадах по техническим предметом, но чаще всего безрезультатно. Подать заявку на участие во ВСОШ по искусственному интеллекту одиннадцатиклассник решил скорее в прагматических целях: это позволило бы получить дополнительные баллы при поступлении в университет.
К отборочному и основному этапу Артем не готовился: понимал, что имеющихся знаний и навыков достаточно для прохождения в финал. Школьник не ошибся, — первые два тура дались ему легко.
Заключительный этап проходил после школьных каникул, которые одиннадцатиклассник посвятил изучению прикладного машинного обучения и чтению научных материалов о соревновательном ML:

По словам Артема, конкуренция в финале была большая: за победу боролись действительно лучшие ML-специалисты среди школьников России. И все же он стал призером, правда долгое время не мог поверить в свою победу. Даже для всех его знакомых это стало большой неожиданностью:


Планы на будущее
Победа на олимпиаде дает возможность поступить в любой вуз страны без вступительных испытаний. Сейчас Артем рассматривает факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, преимущественно программы «Прикладная математика и информатика» и «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта».
Сейчас школьник работает над двумя личными проектами в области ИИ. В рамках первого развивает помощника Бориса: проводит на его базе исследования и внедряет новые технологии в области обработки естественного языка и языковых моделей.
Также Артем разрабатывает инструменты на основе машинного обучения для сайта, который он несколько лет назад создал для своей школы. На платформе ученики размещают свои публикации, поэтому одиннадцатиклассник решил, что полезно будет добавить умный поиск, ленту рекомендаций на основе просмотренного пользователем контента и помощника, который сгенерирует заголовок статьи и ее краткое содержание.
Артем считает, что искусственный интеллект в том виде, в котором он существует сейчас, уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. На его взгляд, это прекрасный инструмент, который открывает новые возможности, например, для развития науки или автоматизации рутинных задач. Артем сравнивает становление искусственного интеллекта с историей компьютеров: изначально это также была очень сложная и непонятная для большинства людей технология, находящая применение только в нескольких узких областях.

Работу в области искусственного интеллекта Артем Мазур рекомендует начинать с изучения математики, особенно основ алгебры и математического анализа, и ознакомления с базовыми элементами программирования. Наиболее полезными будут язык Python, а также английский язык. Среди «мягких» навыков Артем особенно выделяет любознательность, стремление основательно понять предмет и желание учиться чему-то новому.

