Cодержание
В начале ноября на «КиноПоиске» стартовал долгожданный сериал «Преступление и наказание» (осторожно: 18+). Еще до запуска экранизация по мотивам романа Достоевского наделала много шума: пользователи соцсетей то и дело жаловались на постоянные переносы премьеры. А после релиза первой серии недовольство зрителей вспыхнуло в разы: многие остались в недоумении из-за «неуместной артхаусности», «нелепости диалогов» и абсолютного «мискаста» актерского состава.
В итоге общий рейтинг сериала оказался ожидаемо низким — всего 5,8 баллов на КиноПоиске. Чем же сериал так не понравился зрителям? Разбираемся вместе — будьте готовы к спойлерам!Сюжет повторяет первоисточник?
Родион Раскольников (в исполнении Ивана Янковского) учится на юрфаке одного из петербургских вузов. Студент измучен нищетой и мыслями о бесполезности своего существования. Кажется, что бесконечные размышления постепенно сводят парня с ума: он даже задумывается о силе безнаказанности людей, которые идут на преступления ради великих (порой, и мировых) открытий. Раскольникова терзает правильность идеи о «праве имеющих», и он решается проверить ее, убив старуху-микрокредиторшу. Совершив преступление, студент начинает бредить: ему везде мерещится жертва и кажется будто каждый знает, что он сделал. За расследование убийства берется опытный следователь Порфирий Петрович. А зрителю предстоит увидеть, избавится ли Родион Раскольников от мучений и как сложится его судьба.

Сериал в основном повторяет сюжет оригинального произведения. Изменяются только декорации и «осовремениваются» профессии (например, Соня Мармеладова идет работать в стрипклуб), а еще внешний облик персонажей. Значительно отличается концовка (о которой мы поговорим позже) и меняется ключевая идея романа.
«Да какое письмо Лужин написал Дуне, если они общаются с помощью голосовых в ватсапе?»
Режиссер Владимир Мирзоев переносит действия романа в ХХI век, как бы приближая кинокартину к современному зрителю. Герои носят толстовки и кеды, пользуются наушниками и смартфонами, передвигаются на такси и самокатах, иногда подрабатывают курьерами или блогерами. Только вот сами персонажи как будто не понимают, что находятся не в XIX веке. Да, режиссер снарядил их всеми подобающими атрибутами современности, но они не только старомодно разговаривают, но и чувствуют, думают и действуют не так, как мы.
Сонечка Мармеладова, например, от безысходности идет работать в стрип-клуб, даже не пытаясь устроиться курьером или сотрудником пункта выдачи, что кажется для верующей девушки сейчас более приличным и простым. Катерина Ивановна с туберкулезом не обращается в бесплатную поликлинику, а Семена Захаровича сразу после аварии не забирает скорая помощь — его доносят до дома добровольцы и оставляют умирать.

Все это легко представить в реалиях Достоевского, но точно не в современности. Попытка без изменений перенести «старое» в «новое» оказывается провальной. Не получается без недоумения смотреть, как Раскольников закладывает старухе-микрокредиторше часы отца и сразу после выхода из ее квартиры достает из кармана новенький телефон и беспроводные наушники. Маскировка под философский «сюжет вне времени» не спасает сериал от навязчивых мыслей об абсурдности происходящего у зрителей.
В итоге перенос оригинальных персонажей в XXI век оказывается неудачным. У режиссера не получается качественно совместить «старое» и «новое», и «каша» из эпох на экране провоцирует только возмущение: «Да какое письмо Лужин написал Дуне, если они общаются с помощью голосовых в ватсапе?».

Визуал, пожалуй, не разочаровывает
Насчет визуала в «Преступлении и наказании» в сети ведутся активные и безжалостные споры, но будем честны — в этом плане сериал привлекателен. Не каждому по душе артхаусные сцены, которые Владимир Мирзоев в работу добавил много, но в то же время нельзя оставить без внимания интересные ракурсы, расположение декораций в кадре и подобранные для эпизодов цвета.

Разочаровывает, что образ книжного Петербурга теряется. Те, кто читал роман Достоевского, помнят, что город описывается как мрачное, гнетущее, тоскливое место. Этого не скажешь о Петербурге Мирзоева — да, зрителям покажут пару серых домиков в плохом состоянии, и в некоторых сценах монтажеры понизят яркость картинки, чтобы атмосфера казалась печальнее, но чаще всего герои оказываются в хорошо освещенных и приятных глазу локациях, рядом с обычными зданиями или яркими неоновыми вывесками.
Внешний вид героев, так же как и зданий, не отсылает к их бедственному — внутреннему и внешнему — положению. Персонажей наряжают в мини-юбки, современные платья, толстовки и кроссовки. Непрямым напоминанием об оригинальном внешнем виде героев становится только пальто Раскольникова — в оригинале «из какой-то толстой бумажной материи», а в экранизации превращающийся в модный бежевый тренч.

Справились ли актеры?
Что можно сказать про игру актеров? Каст «Преступления и наказания» нельзя назвать ни плохим, ни хорошим.
Роль Родиона Раскольникова исполняет Иван Янковский. К его игре можно относиться скептически, но стоит признать, что его Раскольников получился живым. Пользователи интернета жалуются на искажение режиссером образа главного героя, но Иван Янковский в «Преступлении и наказании» не просто корчится как дурак в попытке изобразить бредящего идеей студента, а чувствует и понимает своего персонажа.
Будет неправильно сказать, что «в книге он страдал, а тут кривляется», потому что в сериале показывают «животное» сумасшествие, нечеловеческие терзания. Сцена совершения преступления волнует, пугает и почти заставляет простить сценаристам нераскрытый мотив убийства. Смотреть на обезумевшего Раскольникова, который душит Лизавету — страшно.

Возмущает то, насколько в сериале изменили Разумихина (в исполнении Тихона Жизневского). Он не описан Достоевским как идеал, но все-таки представляется как умный и благородный человек. Сценаристы же решили сделать Разумихина первым клиентом Сони Мармеладовой и вместе с тем прописать персонажу продолжительную любовную линию с хозяйкой квартиры Раскольникова, которая происходит одновременно с развитием отношений с Дуней.

Нельзя не упомянуть завораживающую актерскую игру Юлии Снигирь — на ее Марфу Петровну хочется смотреть. В сериале, в отличие от книги, ей уделяется гораздо больше внимания и времени. Сам Достоевский описывает Марфу Петровну, покойную жену Свидригайлова, бегло и часто через реплики других персонажей.

Не уступает в мастерстве и Никита Тарасов — то, каким естественным и искренне жалким получается в его исполнении Лужин, восхищает. Он такой же склизкий, жадный и эгоистичный. Сценаристы добавляют излишней пошлости в образ Лужина, но это срабатывает даже на пользу (в отличие от дополнений к характеру Разумихина), и только усиливает отвращение к герою.

О ком хочется поговорить с недовольством — так это о Дуне в исполнении Любви Аксеновой. Ее героиня то чрезмерно безэмоциональна, то чересчур театральна. Пока спорящие за столом Разумихин, Раскольников, Лужин и Пульхерия Александровна кажутся живыми, Дуня Аксеновой подставляет других актеров своей игрой, делая фальшивой всю сцену.

Сестру Раскольникова в сериале исковеркали до неузнаваемости: из сильной и гордой девушки Дуня превращается в самовлюбленную истеричку. Смелостью, которой выделяется героиня в книге, не хочется восхищаться, просто потому что ее нет.
Соню Мармеладову, кстати, играют две актрисы. До греховного «падения» — Диана Енакаева, после — Алена Михайлова. Соня в сериале пустая. Она не кроткая, как в книге, а просто безэмоциональная. По персонажу не видно, что она религиозна, что своей верой она способна наставить Раскольникова на верный путь. Соня не то что не способна помочь главному герою — этот момент в принципе пропал из экранизации — более того, полностью пропадает и ее внутренний стержень.

Так стоит ли смотреть?
«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений русской классики. Можно прощать все недочеты экранизации, пока в ней сохраняются идеи Достоевского. И сериал некоторое время справлялся с этим — в терзаниях Раскольникова читалась идея о необратимости наказания за преступление. Главный герой, как и в оригинале, опроверг свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и слабо, очень тихо дал зрителям намек на важность жизни каждого человека и бессмысленность чувства собственного величия.
Самое главное — персонажи постоянно соприкасались с верой, и Соня Мармеладова, пусть не так эмоционально и сожалеюще как в романе, но намекнула Раскольникову, в чем путь его спасения. Вот только вся мысль о возможности прощения греха и сохранении души при помощи искренней исповеди и «отмучивания» оборвалась, когда сценаристы и режиссеры решили «застрелить» главного героя, не дав ему пройти через наказание каторгой.

Сериал стоит попробовать посмотреть, потому что он дает пространство размышлениям. Несмотря на видимые недостатки.
Владимир Мирзоев не слишком умело переносит «старое» в «новое»: может, как раз этот неумелый ход показывает, что вечный сюжет Достоевского больше не может существовать без изменений? Ведь современный человек не верит в спасение души. Он даже не обратит внимания на грех, который совершается здесь, у него под боком. О каком спасении души может идти речь, когда даже в метро, в Час пик никто не услышит искренней исповеди, а только снимет безумца на видео, чтобы посмеяться с другими пользователя интернета?
«Не Богу принадлежит суд надо мной, за это теперь отвечает человек», — говорит, глядя прямо на зрителя, Янковский. Но современному человеку нет дела до чужих грехов. Поэтому у Раскольникова нет надежды быть услышанным и прощенным, его единственное спасение — гроб.
Принять такой конец экранизации сложно — этот сюжетный ход полностью обрывает связь с оригинальным произведением, в котором Раскольников нашел внутренние силы пройти через Наказание из-за своего Преступления.
