Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
СочинениеКуда сходитьжурфак75 лет ПобедытрендыпрофессиилайфхакиОГЭлайфхакиолимпиадакиноЕГЭ 2018карьераЕГЭ 2024профориентацияподросткимузыкаТеатрМГУПоступление 2024куда поступатьразвлеченияЛучшее на СтенеСПбГУличный опытфильмы и сериалыобразованиеПсихологияхоббирейтингновостиКем бытьработарейтинг вузовВУЗРособрнадзорвопрос-ответСпецпроектыВостребованныеотношенияДевятиклассникаминтересные фактыопроссаморазвитиеКаталог профессийисторияувлеченияспортрецензияфестивальрусский языкЕГЭ-2024подготовка к ОГЭподготовка к ЕГЭинтересные людиподготовка к экзаменамЧто почитатьчто посмотретьприемная кампания 2024На практику — в ПУ!карантинэкзаменыКнижная полка ПУшколаКонцертлитературакиносуббота с ПУКак сдать ЕГЭпоступлениесоветы психологаитоговое сочинениеисследованиеМинистерство образованияКомпьютерные игрыжурналистикавузыНовый годКорейская волнановости кинонеделиискусствоУчительстудентамсоветыКаталог вузовВаши историиЕГЭ-2022олимпиадыволонтерствопутешествиякнигиродителиинтервьюна практику — в ПУ!культуракаталог сочинений
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 32

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 9

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 15

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

После просмотра Достоевский сам бы решился на преступление: стоит ли смотреть сериал «Преступление и наказание»

4 минуты

Разбор одной из долгожданных экранизаций (18+) от автора ПУ Олеси Зотиной, СПбГУ

Олеся Зотина | 02.01.2025
Просмотры
841

В начале ноября на «КиноПоиске» стартовал долгожданный сериал «Преступление и наказание» (осторожно: 18+). Еще до запуска экранизация по мотивам романа Достоевского наделала много шума: пользователи соцсетей то и дело жаловались на постоянные переносы премьеры. А после релиза первой серии недовольство зрителей вспыхнуло в разы: многие остались в недоумении из-за «неуместной артхаусности», «нелепости диалогов» и абсолютного «мискаста» актерского состава.

В итоге общий рейтинг сериала оказался ожидаемо низким — всего 5,8 баллов на КиноПоиске. Чем же сериал так не понравился зрителям? Разбираемся вместе — будьте готовы к спойлерам! 

Сюжет повторяет первоисточник?


Родион Раскольников (в исполнении Ивана Янковского) учится на юрфаке одного из петербургских вузов. Студент измучен нищетой и мыслями о бесполезности своего существования. Кажется, что бесконечные размышления постепенно сводят парня с ума: он даже задумывается о силе безнаказанности людей, которые идут на преступления ради великих (порой, и мировых) открытий. Раскольникова терзает правильность идеи о «праве имеющих», и он решается проверить ее, убив старуху-микрокредиторшу. Совершив преступление, студент начинает бредить: ему везде мерещится жертва и кажется будто каждый знает, что он сделал. За расследование убийства берется опытный следователь Порфирий Петрович. А зрителю предстоит увидеть, избавится ли Родион Раскольников от мучений и как сложится его судьба.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)
Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)

Сериал в основном повторяет сюжет оригинального произведения. Изменяются только декорации и «осовремениваются» профессии (например, Соня Мармеладова идет работать в стрипклуб), а еще внешний облик персонажей. Значительно отличается концовка (о которой мы поговорим позже) и меняется ключевая идея романа. 

«Да какое письмо Лужин написал Дуне, если они общаются с помощью голосовых в ватсапе?»


Режиссер Владимир Мирзоев переносит действия романа в ХХI век, как бы приближая кинокартину к современному зрителю. Герои носят толстовки и кеды, пользуются наушниками и смартфонами, передвигаются на такси и самокатах, иногда подрабатывают курьерами или блогерами. Только вот сами персонажи как будто не понимают, что находятся не в XIX веке. Да, режиссер снарядил их всеми подобающими атрибутами современности, но они не только старомодно разговаривают, но и чувствуют, думают и действуют не так, как мы.

Сонечка Мармеладова, например, от безысходности идет работать в стрип-клуб, даже не пытаясь устроиться курьером или сотрудником пункта выдачи, что кажется для верующей девушки сейчас более приличным и простым. Катерина Ивановна с туберкулезом не обращается в бесплатную поликлинику, а Семена Захаровича сразу после аварии не забирает скорая помощь — его доносят до дома добровольцы и оставляют умирать.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)
Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)

Все это легко представить в реалиях Достоевского, но точно не в современности. Попытка без изменений перенести «старое» в «новое» оказывается провальной. Не получается без недоумения смотреть, как Раскольников закладывает старухе-микрокредиторше часы отца и сразу после выхода из ее квартиры достает из кармана новенький телефон и беспроводные наушники. Маскировка под философский «сюжет вне времени» не спасает сериал от навязчивых мыслей об абсурдности происходящего у зрителей.

В итоге перенос оригинальных персонажей в XXI век оказывается неудачным. У режиссера не получается качественно совместить «старое» и «новое», и «каша» из эпох на экране провоцирует только возмущение: «Да какое письмо Лужин написал Дуне, если они общаются с помощью голосовых в ватсапе?». 

«У каждого свой путь знакомства с Достоевским»
В День рождения писателя развеиваем миф, что «Достоевский — автор не для всех»
Читать далее

Визуал, пожалуй, не разочаровывает


Насчет визуала в «Преступлении и наказании» в сети ведутся активные и безжалостные споры, но будем честны — в этом плане сериал привлекателен. Не каждому по душе артхаусные сцены, которые Владимир Мирзоев в работу добавил много, но в то же время нельзя оставить без внимания интересные ракурсы, расположение декораций в кадре и подобранные для эпизодов цвета.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)
Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)

Разочаровывает, что образ книжного Петербурга теряется. Те, кто читал роман Достоевского, помнят, что город описывается как мрачное, гнетущее, тоскливое место. Этого не скажешь о Петербурге Мирзоева — да, зрителям покажут пару серых домиков в плохом состоянии, и в некоторых сценах монтажеры понизят яркость картинки, чтобы атмосфера казалась печальнее, но чаще всего герои оказываются в хорошо освещенных и приятных глазу локациях, рядом с обычными зданиями или яркими неоновыми вывесками. 

Внешний вид героев, так же как и зданий, не отсылает к их бедственному — внутреннему и внешнему — положению. Персонажей наряжают в мини-юбки, современные платья, толстовки и кроссовки. Непрямым напоминанием об оригинальном внешнем виде героев становится только пальто Раскольникова — в оригинале «из какой-то толстой бумажной материи», а в экранизации превращающийся в модный бежевый тренч.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)
Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)
Стоило ли ради красивой картинки стирать намеченный Достоевским образ Петербурга? Конечно нет. Вряд ли кому-то будет приятно получить пережеванную испачканную конфету в красивой обертке. 

Справились ли актеры?


Что можно сказать про игру актеров? Каст «Преступления и наказания» нельзя назвать ни плохим, ни хорошим.

Роль Родиона Раскольникова исполняет Иван Янковский. К его игре можно относиться скептически, но стоит признать, что его Раскольников получился живым. Пользователи интернета жалуются на искажение режиссером образа главного героя, но Иван Янковский в «Преступлении и наказании» не просто корчится как дурак в попытке изобразить бредящего идеей студента, а чувствует и понимает своего персонажа.

Будет неправильно сказать, что «в книге он страдал, а тут кривляется», потому что в сериале показывают «животное» сумасшествие, нечеловеческие терзания. Сцена совершения преступления волнует, пугает и почти заставляет простить сценаристам нераскрытый мотив убийства. Смотреть на обезумевшего Раскольникова, который душит Лизавету — страшно

Иван Янковский в роли Раскольников / «Преступление и наказание» (2024)
Иван Янковский в роли Раскольников / «Преступление и наказание» (2024)

Возмущает то, насколько в сериале изменили Разумихина (в исполнении Тихона Жизневского). Он не описан Достоевским как идеал, но все-таки представляется как умный и благородный человек. Сценаристы же решили сделать Разумихина первым клиентом Сони Мармеладовой и вместе с тем прописать персонажу продолжительную любовную линию с хозяйкой квартиры Раскольникова, которая происходит одновременно с развитием отношений с Дуней. 

Тихон Жизневский в роли Разумихина / «Преступление и наказание» (2024)
Тихон Жизневский в роли Разумихина / «Преступление и наказание» (2024)

Нельзя не упомянуть завораживающую актерскую игру Юлии Снигирь — на ее Марфу Петровну хочется смотреть. В сериале, в отличие от книги, ей уделяется гораздо больше внимания и времени. Сам Достоевский описывает Марфу Петровну, покойную жену Свидригайлова, бегло и часто через реплики других персонажей.

Юлия Снигирь в роли Марфы Петровны / «Преступление и наказание» (2024)
Юлия Снигирь в роли Марфы Петровны / «Преступление и наказание» (2024)

Не уступает в мастерстве и Никита Тарасов — то, каким естественным и искренне жалким получается в его исполнении Лужин, восхищает. Он такой же склизкий, жадный и эгоистичный. Сценаристы добавляют излишней пошлости в образ Лужина, но это срабатывает даже на пользу (в отличие от дополнений к характеру Разумихина), и только усиливает отвращение к герою.

Никита Тарасов в роли Лужина / «Преступление и наказание» (2024)
Никита Тарасов в роли Лужина / «Преступление и наказание» (2024)

О ком хочется поговорить с недовольством — так это о Дуне в исполнении Любви Аксеновой. Ее героиня то чрезмерно безэмоциональна, то чересчур театральна. Пока спорящие за столом Разумихин, Раскольников, Лужин и Пульхерия Александровна кажутся живыми, Дуня Аксеновой подставляет других актеров своей игрой, делая фальшивой всю сцену.


Любовь Аксенова в роли Дуни / «Преступление и наказание» (2024)
Любовь Аксенова в роли Дуни / «Преступление и наказание» (2024)

Сестру Раскольникова в сериале исковеркали до неузнаваемости: из сильной и гордой девушки Дуня превращается в самовлюбленную истеричку. Смелостью, которой выделяется героиня в книге, не хочется восхищаться, просто потому что ее нет. 

Соню Мармеладову, кстати, играют две актрисы. До греховного «падения» — Диана Енакаева, после — Алена Михайлова. Соня в сериале пустая. Она не кроткая, как в книге, а просто безэмоциональная. По персонажу не видно, что она религиозна, что своей верой она способна наставить Раскольникова на верный путь. Соня не то что не способна помочь главному герою — этот момент в принципе пропал из экранизации — более того, полностью пропадает и ее внутренний стержень.

Диана Енакаева и Алена Михайлова в роли Сони Мармеладовой /  «Преступление и наказание» (2024)
Диана Енакаева и Алена Михайлова в роли Сони Мармеладовой / «Преступление и наказание» (2024)

Так стоит ли смотреть?


«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений русской классики. Можно прощать все недочеты экранизации, пока в ней сохраняются идеи Достоевского. И сериал некоторое время справлялся с этим — в терзаниях Раскольникова читалась идея о необратимости наказания за преступление. Главный герой, как и в оригинале, опроверг свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и слабо, очень тихо дал зрителям намек на важность жизни каждого человека и бессмысленность чувства собственного величия.

Самое главное — персонажи постоянно соприкасались с верой, и Соня Мармеладова, пусть не так эмоционально и сожалеюще как в романе, но намекнула Раскольникову, в чем путь его спасения. Вот только вся мысль о возможности прощения греха и сохранении души при помощи искренней исповеди и «отмучивания» оборвалась, когда сценаристы и режиссеры решили «застрелить» главного героя, не дав ему пройти через наказание каторгой. 

Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)
Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2024)

Сериал стоит попробовать посмотреть, потому что он дает пространство размышлениям. Несмотря на видимые недостатки.

Владимир Мирзоев не слишком умело переносит «старое» в «новое»: может, как раз этот неумелый ход показывает, что вечный сюжет Достоевского больше не может существовать без изменений? Ведь современный человек не верит в спасение души. Он даже не обратит внимания на грех, который совершается здесь, у него под боком. О каком спасении души может идти речь, когда даже в метро, в Час пик никто не услышит искренней исповеди, а только снимет безумца на видео, чтобы посмеяться с другими пользователя интернета?

«Не Богу принадлежит суд надо мной, за это теперь отвечает человек», — говорит, глядя прямо на зрителя, Янковский. Но современному человеку нет дела до чужих грехов. Поэтому у Раскольникова нет надежды быть услышанным и прощенным, его единственное спасение — гроб.

Принять такой конец экранизации сложно — этот сюжетный ход полностью обрывает связь с оригинальным произведением, в котором Раскольников нашел внутренние силы пройти через Наказание из-за своего Преступления. 

На экранах — русская классика
ТОП-8 лучших экранизаций отечественной классики, которые стоит посмотреть с семьей, собрала Влада Кирш, г. Кемерово
Читать далее
Разбор одной из долгожданных экранизаций (18+) от автора ПУ Олеси Зотиной, СПбГУ


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru