Cодержание
За красивой картинкой
В первые минуты просмотра сюжет кажется заурядным: красивая танцовщица по имени Анора (Майки Мэдисон) весело проводит время с мужчинами на вечеринках, а заработанные деньги, очевидно, тратит на модную одежду и уход за собой. Встреча с сыном олигархов особенно развлекает девушку. Ваня (Марк Эйдельштейн) молод и тоже все свое время прожигает в ночных клубах. Такая жизнь героев кажется беззаботной и яркой. Быстро становится понятно, что все это — лишь картинка, за которой скрывается что-то большее.
Иван же находится под родительским контролем, за ним даже следит охрана. Оказывается, что видеоигры и тусовки — единственное, что его интересует. Парень не готов принимать серьезные решения и нести за них ответственность, а брак с Анорой для него лишь способ насолить родителям и остаться дальше развлекаться в Америке. Мечты девушки о счастливом будущем и большой любви разбиваются об эгоизм и равнодушие Вани.
На двух стульях усидишь
Интересна разножанровость «Аноры»: с одной стороны, сюжет пестрит элементами комедии, с другой же — наполнен глубокими и часто печальными смыслами. Так, поиски Ивана (сбежавшего в преддверии приезда родственников и возможного скандала с ними) в какой-то момент становятся просто абсурдными: парня ищут «няньки»-армяне, бесконечно ругающиеся и попадающие в нелепые передряги, Анора и молчаливый охранник Игорь (Юра Борисов), который оказался в этой компании не по своей воле и постоянно получает от главной героини оскорбления и насмешки. Объехав за ночь весь город, Ваню, в итоге, обнаруживают в том самом клубе, где он повстречался с Анорой. Развязка фильма оказывается трагичной, — под давлением родителей молодой человек отказывается от брака и называет их отношения с танцовщицей «недельным развлечением».
Мы говорим на одном языке, но не понимаем друг друга
Цепляет то, что серьезные темы и проблемы в «Аноре» раскрываются через незаметные на первый взгляд детали. Одной из них становится речь героев: они говорят на английском и русском языке, иногда слышен и армянский диалект (языковое разнообразие можно оценить в оригинальном дубляже). Этот прием не столько показывает многоязычность фильма, как указывает на отсутствие понимания между разными социальными классами и неспособность героев договориться даже на одном языке.
Кадр со съемок фильма «Анора», 2024
В разговоре Ваня и Анора смешивают русский и английский, говорят о совсем простых вещах. Мы скорее услышим от них фразы в духе: «I just think that we had great time together, and… волнуюсь, на русском скажу…», чем диалоги о чувствах или личных интересах. Очевидно, что герои не смогли душевно привязаться друг к другу. И вряд ли смогли бы в дальнейшем быть на одном эмоциональном и социальном уровнях.
На злое лицо — доброе сердце, а на доброе — злое
Шон Бэйкер говорит о диссонансе первого впечатления и реальности, открывающейся со временем. В завязке фильма положительным героем кажется Иван: он просто живет свою веселую подростковую жизнь, не причиняет никому вреда и даже кажется готовым подарить танцовщице сказку с беззаботным и счастливым будущем. Анору же зритель сначала видит скорее как бесчувственную девушку, цель которой — заработать побольше и провести время вне клуба.
В отличие от Аноры, Иван не работает на «плохой» работе и изначально создает впечатление безобидного парня, но именно он, а не Анора, в финале оказывается отрицательным персонажем. Девушку становится жалко: она обманута и покинута, а получить поддержку ей больше, кажется, неоткуда.
Не все герои носят плащи
С особой теплотой зрители отнеслись к второстепенному герою — телохранителю Игорю. Он оказывается в компании армян, пытающихся поймать Ваню и должен обезвредить Анору, готовую даже на драку ради защиты возлюбленного. Игорь, несмотря на специфику своей работы, старается быть менее агрессивным к девушке, безмолвно терпит ее выпады. А в конце именно он помогает ей собрать вещи и добраться до дома. Складывается впечатление, что герои хорошо понимают и чувствуют друг друга, хоть и не хотят в этом признаться. Они из одного социального класса и оба с нелегкими судьбами, что эмоционально сближает.
Кадр из фильма «Анора», 2024
В финал Бейкер добавляет еще одну маленькую, но важную деталь, — поцелуй. Для Аноры, которая за время работы в клубе привыкла выражать благодарность только через постель, такой жест кажется неожиданным и особенным. Игорь оказался единственным, кто проявил к девушке уважение и в трудную минуту не оставил ее. Будущее героев режиссер не раскрывает, но оставляет зрителям надежду: может быть у Аноры и Игоря все же что-то получится?