Санкт-Петербургский горный университет оказался первым высшим учебным учреждением, кто правилами приема на 2025/26 учебный год ввел интегральную оценку: в документе вуза сказано, что при поступлении на программы базового высшего образования наравне с ЕГЭ будет учитываться средний балл аттестата.
Это нововведение в правилах приема заметил образовательный блогер Арсений Филин и опубликовал новость в своем телеграм-канале.
Новостной пост вызвал бурное негодование в комментариях: пользователи находят, как минимум, две проблемы, которые повлечет за собой введение среднего балла при поступлении.
Одна из них — неравноправие, с которым нередко сталкиваются выпускники различных общеобразовательных учреждений: оценка остается субъективным понятием, и не только среди разных школ, но и среди разных учителей. Против среднего балла как раз по этой причине еще недавно выступал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, говоря о необходимости реформировать поступление в колледжи и техникумы (в учреждения СПО конкурс все еще ведется по среднему баллу аттестата).
Так, например, один из пользователей указывает, что где-то в столичном лицее тройка может быть равна пятерке в МБОУ СОШ, а где-то педагог поставит тройку вместо четверки из-за предвзятого отношения.
Комментаторы также обращают внимание, что введение интегральной оценки может повлиять и на рост коррупции. Родителям намного проще будет решить проблему поступления в вуз своего ребенка еще заранее в школе, «поработав» над средним баллом. Так, объективность, которую все-таки обеспечивает ЕГЭ, может снизиться из-за этих 100 баллов за красный аттестат:
Напомним, что первоначально учитывать средний балл при поступлении в вузы предложил председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. По его мнению, старшеклассники сконцентрированы только на сдаче ЕГЭ, поэтому, забрасывая оставшиеся школьные предметы, не развиваются по другим направлениям.
Позже, 12 января, идею интегральной оценки поддержала президент Российской академии образования Ольга Васильева, которая убеждена в том, что интегральная оценка — разумная идея, потому что отражает итог всех достижений выпускника:

В 2024 году медали «За особые успехи в учении» получили 109 тысяч выпускников 11-х классов. Из них больше половины «взяли» золото (65,5 тыс.), остальные — серебро. Большинство из них, сообщало Минпросвещения, — выпускники регионов: каждый четвертый одиннадцатиклассник стал медалистом в Липецкой области и Республике Башкортостан, а более 20% получили медали в Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Курской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Тульской областях, а также в республиках Дагестан и Татарстан.
После всего у семей возникает вопрос: для чего вводить интегральную оценку так быстро и в середине учебного года, когда, наверняка, часть одиннадатиклассников выбрала сконцентрироваться на ЕГЭ? Вопрос, конечно, открытый, однако есть предположение, что так как Санкт-Петербургский горный университет — вуз преимущественно технический, средний балл поможет поднять балл общий, а значит привлечь студентов базового высшего обучаться востребованному в стране инженерному делу.
