Cодержание
«Мы копали. Очень много копали» — история студентки истфака, которая попала на практику для археологов
Из аспиранта в преподавателя
«Я не понимал, зачем этим занимаюсь», — история студента биофака, который после практики сменил направление
От «Беломорской» до Таиланда — история другого студента биофака
За дверью костюмерной — история студентки, которая учится на художника по по костюмам кино и на телевидения
В жизни каждого студента наступает момент, когда нужно пройти практику, этакую пробу пера своей профессии. Именно в этот период студенты понимают, ошиблись они со специальностью или нет. Нередко кто-то после практики переводиться, отчисляется или же просто планирует уйти в другую нишу после выпуска.
Мы поговорили со студентами разных направлений о том, как практика изменила их отношение к профессии и с какими трудностями они столкнулись.
«Мы копали. Очень много копали» — история студентки истфака, которая попала на практику для археологов«Мы копали. Очень много копали» — история студентки истфака, которая попала на практику для археологов
Варя учится на третьем курсе исторического факультета СПбГУ. Как большинство активных студентов, она хваталась за любую возможность узнать о своей специальности шире: записывалась на экспедиции, участвовала в походах. Таким образом девушка попала на археологическую практику, которая проходила под Брянской областью, в селе Хотылёво.
Цель трехнедельной практики заключалась в том, чтобы научиться раскапывать и реставрировать исторические памятники. Поэтому Варя с нетерпением ждала поездки: девушке казалось, что она вместе с остальными студентами, подобно героям приключенческих фильмов, будет часами раскапывать, чистить кистями найденные артефакты и изучать их. Однако с первых дней девушка поняла, что поторопилась с ожиданиями, потому что проводить археологические раскопки — работа совершенно не из легких.

Непростое занятие осложняли погодные условия: несколько дней подряд шел непрерывный дождь. Из-за этого песок превращался в глину, а после затвердевал так, что его было трудно оттереть от объектов.

Вторая половина практики, по словам девушки, «прошла на ножах» в буквальном смысле: кисточек не было, только грубая сила и чистка пространств вокруг памятников. Результаты своей работы нужно было фотографировать, невзирая на время суток.
К концу практики Варя уже научилась справляться с усталостью, находить время для себя: работая, ей удавалось слушать музыку (в тайне от руководителей, конечно), а по вечерам играть в компьютерные игры, слушать лекции одного из членов команды, профессора С.В.Дробышевского. По вторникам же студентов возили на экскурсии в местные музеи. Так что, несмотря на тяжелые условия, временем, проведенным за раскопкой и исследованиями, девушка осталась довольна и, как бы подтверждение, говорит: «Мы занимались действительно важным делом!». Хотя, наверное, в иной раз археологии студентка предпочтет занятия историей — все-таки там больше умственной, чем физической нагрузки.
Из аспиранта в преподавателяИз аспиранта в преподавателя
Василий Сергеев тоже учится в СПбГУ, но в аспирантуре. Будущий физик проходил практику в собственном университете, проводя по 2 занятия в неделю у второкурсников физфака.
Учить студентов, признается Василий, ему нравилось, так он и представлял свою работу: наставлять, открывать знания, прививать интерес к предмету. В общем, быть преподавателем с большой буквы, правда… вскоре молодой педагог познал и обратную сторону медали: оказалось, что далеко не все подопечные тянуться к знаниям, далеко не все выполняли отведенный минимум. А это обстоятельство постепенно начало отбивать желание учить даже у самого преподавателя.

Кстати, усталым аспирант себя чувствовал не только из-за количества лекций, но и из-за многостраничных отчетов. В конце концов Василий настолько разочаровался в работе, что стал искать причины в себе: возможно, преподавательская стезя — не его кредо? Однако спустя время молодой человек осознал, что отчеты, демотивированные студенты и бюрократическая загруженность — это всего лишь излишки профессии, которые нужно принять или сменить специальность.
Что касается профессии, то менять её Василий не собирается. Впрочем, как и продолжать строить воздушные замки насчёт своего призвания — теперь он относится к работе, как многие другие, то есть без лишнего энтузиазма.

«Я не понимал, зачем этим занимаюсь», — история студента биофака, который после практики сменил направление«Я не понимал, зачем этим занимаюсь», — история студента биофака, который после практики сменил направление
В случае с Андреем практика не только открыла глаза на профессию, но и изменила его жизнь: первую практику, состоящую из двух этапов, парень проходил, будучи студентом биофака. Вначале Андрея отправили на Белое море, где он вместе остальными учился отличать лишайники и определять виды грибов по отпечатку их спор. А после поехал на болота в Петергоф, где студенты изучали разные виды растений и микроорганизмов.
Ничего необычного в обоих случаях нет — будущие биологии с первых курсов изучают флору, поэтому и практика проходит то на побережье, то на болотах. Однако до этой «первой пробы пера» парень представлял себе работу биолога иначе. Увы, ожидания оказались настолько отдаленными, что у студента остались только неприятные воспоминания о практике.

Вернувшись с практики, Андрей понял, что нужно что-то менять: либо профессию, либо отношение к ней. Не долго думая, студент выбрал первое и перевелся на другой факультет.
От «Беломорской» до Таиланда — история другого студента биофакаОт «Беломорской» до Таиланда — история другого студента биофака
Совсем иные воспоминания о практике остались у другого студента того же факультета. Женя провел месяц на учебно-научной базе «Беломорская» острова Средний — он рассказывает, что каждый день вместе с остальными студентами занимался чем-то новым: то учился промывать пробы грунта, то проводил вскрытие найденных животных. А однажды, в рамках ихтиологии, студент даже определял состав диеты рыб по остаткам пищи в желудке.

При этом Женя признается, что работать приходилось много, иногда вплоть до раннего утра. Однако тяжесть условий студент не воспринимал близко к сердцу — эмоции в нем вызывали совершенно другие вещи. Одна из них — живописность острова, на котором проходила практика: кругом — покатые склоны, дикие растения и бескрайний пенистый берег.

На этом практика не закончилась: после он в составе научной группы МГУ отправился на 20 дней в Таиланд, чтобы изучать географию распространения разных видов земноводных и пресмыкающихся.

За дверью костюмерной — история студентки, которая учится на художника по по костюмам кино и на телевиденияЗа дверью костюмерной — история студентки, которая учится на художника по по костюмам кино и на телевидения

Любовь к профессии, трудолюбие и талант сыграли свою роль: уже за время практики девушка получила должность второго художника по костюмам и работала с массовкой фильма «Портрет». Частично выполняла она и обязанности художника-технолога: разрабатывала массовые сцены на улице, светских балах, рисовала технические эскизы, составляла описание для костюмов на пошив.

Во время практики, рассказывает Валерия, часто выпадали бессонные ночи, в которые студентка сидела за разработкой костюмов. А днем нередко случались конфликты между участниками творческой группы. Более того — фильм, над которым работала девушка, так и не вышел на большие экраны. Тем не менее это обстоятельство не подтолкнуло студентку опустить руки: для Валерии неудачный опыт — это, прежде всего, опыт, поэтому открещиваться от профессии она не намерена.

