Cодержание
В некоторых российских вузах существует система скидок, которая позволяет студентам платных отделений учиться дешевле при высоких баллах ЕГЭ. Например, ее можно получить в НИУ ВШЭ, Финансовом университете при Правительстве РФ, Государственном университете управления, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, МГПУ и других.
Однако в некоторых в вузах скидку эту нужно удерживать: оценки за обучение напрямую влияют на место студента в общем рейтинге.
Своей неудачной попыткой удержаться на первых местах рейтинга и сохранить скидку с нами поделилась Полина (имя изменено по просьбе героя), выпускница образовательной программы «Филология» филиала НИУ ВШЭ. Ее опыт не универсален, но, возможно, раскроет карты перед теми, кто только собирается вступить на путь обучения — оказывается, это требует не только больших усилий, но и серьезной психологической стойкости.
Мимо бюджета: 288 баллов за три экзамена и поступление по скидкеМимо бюджета: 288 баллов за три экзамена и поступление по скидке
В школе мне казалось, что, если я не поступлю на бюджет, — мир рухнет. Дело было даже не в деньгах, а в попытке доказать себе, что я умна и трудоспособна. Вот эти нотки перфекционизма и неуверенности в себе хорошо легли потом в вузе на систему рейтинга, где всегда нужно быть лучше всех и себя, где расцветает соперничество и реализуются внутренние комплексы.
Сейчас, конечно, я понимаю, что изначальная идея внутреннего сверхчеловека — провальна, но тогда переубедить меня было невозможно. В 11 классе с этой искаженной перспективы началась моя подготовка к ЕГЭ. На филфак всегда были огромные проходные, поэтому готовилась я круглосуточно. Чтобы всё успеть, приходилось игнорировать ненужные уроки: на алгебре обычно учила стихи, а на физике писала сочинения по английскому. В итоге я хорошо сдала экзамены: в сумме за три предмета набралось 288 баллов.
Молодая, наивная, замотивированная я была уверена, что потяну: скидку не потеряю, родителей не расстрою. На радостях все аргументы в голове сложились в мою пользу:
1. Я же наконец-то не в школе, где половина предметов мне просто не неинтересна — я же поступила туда, куда хотела.
2. Я же смогла хорошо подготовиться к ЕГЭ, значит и проблем со сдачей сессий не будет.
О других сложностях не задумывалась, да и в принципе не могла знать — не было нужного опыта, чтобы оценить, как я буду чувствовать себя, учась в вузе с обязательным рейтингом.
«Ненавижу конкуренцию и соревнования»: что не так с работой на рейтинг?«Ненавижу конкуренцию и соревнования»: что не так с работой на рейтинг?
Чуть менее молодая, но все такая же замотивированная и наивная я начала учиться в вузе в еще более сумасшедшем темпе, чем до этого готовилась к ЕГЭ. На первых порах, пока лекции контрастировали с воспоминаниями о скучных уроках, все предметы и пары казались подарком: хотелось знать и успеть всё.
В любом случае я хорошо училась, училась много. Но фразу: «Мы сейчас слетим со скидки», — слышала от подруги чаще, чем «Че как бро». Поэтому приходилось подстраиваться под правила, которые существуют. Помню, как в самом начале года я заболела и потеряла голос. В итоге на следующий день как ни в чем не бывало сидела в аудитории и шептала в микрофон, пытаясь хоть как-то поддержать дискуссию на семинаре и заработать баллы.
Быть лучше всех — значит всегда чем-то жертвоватьБыть лучше всех — значит всегда чем-то жертвовать
Да, это только моя история и мои особенности. Да, были и те, кто продолжал учиться в бешеном темпе и заработал красный диплом. Но такая погоня, по моему мнению, всегда жертва чем-то другим: депрессии, неврозы и тревоги были у большинства лучших студентов.
Я же после первого курса потеряла скидку и никогда уже ее не вернула. Сначала мне было ужасно стыдно перед собой и родителями: не счесть сколько раз я пыталась набрать темп, и каждый раз меня хватало лишь на несколько месяцев, после которых — очередное выгорание. В этой воронке я чувствовала себя слабой и нетрудоспособной, совершенно не понимала, как у других получается выдерживать эту погоню.
«Силы берутся из интереса, а не из принуждения»«Силы берутся из интереса, а не из принуждения»
Тогда же я впервые выдохнула, и начала заниматься только тем, что мне интересно — учить французский, изучать антропологию и поэзию. Написала одну из лучших курсовых работ, получила большой респект от научного руководителя и наконец-то доказала себе, что заставить себя невозможно: силы берутся из интереса, а не из принуждения.
Конечно, это открытие не вернуло мне первые места в рейтинге и не излечило тревогу. Нужно было продолжать изучать три языка одновременно, сдавать сессии и успевать спать, есть, отдыхать. Я когда-то видела мем, там написано: «В прошлом месяце я начал заботиться о своем ментальном состоянии, поэтому теперь близок к отчислению». Примерно так прошли мои последние два года в универе.
Вместо напутствияВместо напутствия
На самом деле я уже забыла, что бывает такая нервотрепка, а тогда казалось, что она никогда не закончится. Не верится, что была важна оценка по немецкому, и не верится, что будет что-то тяжелее тех ночей. Каждодневное «я больше так не могу» и еженедельное «меня вот-вот отчислят».
Так, помимо всех филологических знаний и навыков, я вынесла, что мне не подходит такой темп и я никогда не буду «лучше» для себя, если буду иметь огромный успех. Видимо, я тот самый стереотипный зумер, у которого спокойствие и интерес — на первом месте. В любом случае ни одно достижение в спорте, работе и учебе не сделало меня такой счастливой, как делали обычные вещи. Кофе после пар с друзьями, где мы плодим филологические шутки, — одно из лучших чувств, которое я запомню со студенческих лет.