Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
ЕГЭ 2024подготовка к экзаменамшколаНовый годкаталог сочиненийжурфакУчебаподготовка к ЕГЭ75 лет ПобедыПоступление 2024олимпиадаразвлеченияЕГЭ-2022образованиеЕГЭ-2025подросткипрофессииинтересные фактыПсихологиялайфхакиКаталог вузовкнигитрендырецензияпоступлениеВУЗРособрнадзорсаморазвитиеКонцертпрофориентацияКнижная полка ПУСПбГУТеатрсоветыкарьераВаши историирусский языкСочинениеспортновости кинонеделистудентамкарантининтервьюлитератураЛучшее на Стенерейтинг вузовискусствоКак сдать ЕГЭбуллингЕГЭ 2018куда поступатьОГЭКорейская волнаМинистерство образованияЕГЭ-2024итоговое сочинениепутешествияМГУКуда сходитьисторияжурналистикакиноволонтерствоработаподготовка к ОГЭНа практику — в ПУ!хоббичто посмотретьвопрос-ответСанкт-ПетербургисследованиевузымузыкаКаталог профессиймода и стильприемная кампания 2024олимпиадылайфхакиопросличный опытКем бытьсоветы психологановостиотношениярейтингфильмы и сериалыКолледжина практику — в ПУ!ДевятиклассникамВостребованныекультураэкзаменыувлеченияродителиЧто почитать
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 12

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

«‎В прошлом месяце я начал заботиться о своем ментальном состоянии, поэтому теперь близок к отчислению»: как чувствуют себя студенты вузов с обязательным рейтингом

5 минут

История выпускницы, потерявшей скидку еще на первом курсе

В некоторых российских вузах существует система скидок, которая позволяет студентам платных отделений учиться дешевле при высоких баллах ЕГЭ. Например, ее можно получить в НИУ ВШЭ, Финансовом университете при Правительстве РФ, Государственном университете управления, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, МГПУ и других. 

Однако в некоторых в вузах скидку эту нужно удерживать: оценки за обучение напрямую влияют на место студента в общем рейтинге.

Своей неудачной попыткой удержаться на первых местах рейтинга и сохранить скидку с нами поделилась Полина (имя изменено по просьбе героя), выпускница образовательной программы «‎Филология» филиала НИУ ВШЭ. Ее опыт не универсален, но, возможно, раскроет карты перед теми, кто только собирается вступить на путь обучения — оказывается, это требует не только больших усилий, но и серьезной психологической стойкости.

Мимо бюджета: 288 баллов за три экзамена и поступление по скидкеМимо бюджета: 288 баллов за три экзамена и поступление по скидке


В школе мне казалось, что, если я не поступлю на бюджет, — мир рухнет. Дело было даже не в деньгах, а в попытке доказать себе, что я умна и трудоспособна. Вот эти нотки перфекционизма и неуверенности в себе хорошо легли потом в вузе на систему рейтинга, где всегда нужно быть лучше всех и себя, где расцветает соперничество и реализуются внутренние комплексы. 

Сейчас, конечно, я понимаю, что изначальная идея внутреннего сверхчеловека — провальна, но тогда переубедить меня было невозможно. В 11 классе с этой искаженной перспективы началась моя подготовка к ЕГЭ. На филфак всегда были огромные проходные, поэтому готовилась я круглосуточно. Чтобы всё успеть, приходилось игнорировать ненужные уроки: на алгебре обычно учила стихи, а на физике писала сочинения по английскому. В итоге я хорошо сдала экзамены: в сумме за три предмета набралось 288 баллов. 

Даже с таким результатом на бюджет во многие топовые вузы я все-таки не прошла. Тогда же мне подсказали, что «‎Высшая школа экономики» предоставляет скидки по баллам ЕГЭ. Мой результат потянул на самую большую — в размере 70% — скидку. Поэтому с одобрения родителей, которым вместо 320 тысяч за год нужно было заплатить всего 96, я подала документы. Загвоздка была лишь в том, что скидка предоставляется только на первый год обучения, а в конце каждого следующего формируется рейтинг по оценкам, и уже по нему заново распределяются скидки. 

Молодая, наивная, замотивированная я была уверена, что потяну: скидку не потеряю, родителей не расстрою. На радостях все аргументы в голове сложились в мою пользу: 

1. Я же наконец-то не в школе, где половина предметов мне просто не неинтересна — я же поступила туда, куда хотела. 

2. Я же смогла хорошо подготовиться к ЕГЭ, значит и проблем со сдачей сессий не будет.

О других сложностях не задумывалась, да и в принципе не могла знать — не было нужного опыта, чтобы оценить, как я буду чувствовать себя, учась в вузе с обязательным рейтингом. 

«‎Ненавижу конкуренцию и соревнования»‎: что не так с работой на рейтинг?«‎Ненавижу конкуренцию и соревнования»‎: что не так с работой на рейтинг?


Чуть менее молодая, но все такая же замотивированная и наивная я начала учиться в вузе в еще более сумасшедшем темпе, чем до этого готовилась к ЕГЭ. На первых порах, пока лекции контрастировали с воспоминаниями о скучных уроках, все предметы и пары казались подарком: хотелось знать и успеть всё. 

Но топливо в виде окрыленности — кратковременная история, ведь нужно было гнаться не только за знаниями, но и за первыми строчками в таблице рейтинга. При этом нагрузка была настолько серьезной, что часто приходилось выбирать между отдыхом и учебой, сном и учебой, едой и учебой. Округлим: между жизнью и учебой. Возможно, так живут почти все первокурсники, но я могу сказать только за себя — тогда я работала в таком темпе, в котором долго не живут. 
Романтизация учебы: лайфхак или обман себя?
Основатель Института Адаптивного Интеллекта Валерий Гут о том, правильно ли строить ожидания об учебе в вузе
Читать далее
Дальше стало еще труднее: оказалось, что некоторые общие предметы имеют более высокий коэффициент в рейтинге, чем специальные. Например, оценки по «‎Экономике»‎ были более важными, чем по «‎Истории мировой литературы»‎, что казалось (и все еще кажется) какой-то подставой для гуманитариев. Ничего не имею и не имела против экономики, но мне и моей подруге приходилось несколько раз в неделю созваниваться в зуме на 5–6 часов, чтобы решать сложные задачи из домашки. И тогда же руки обеих нас, борющихся за скидку, откладывали в сторону книгу — успеть и то, и другое было невозможно. 

Третьим ударом под дых стала оценка за работу на семинарах. Обычно на этих парах даже в дружных группах начиналась конкуренция. Кажется, много кто тянул руку, просто чтобы ответить хоть что-то и получить «‎плюсик»‎ за работу на паре. Поэтому на некоторых предметах начинала хромать объективность, и в такие моменты мы будто снова оказывались за школьной партой, где оценка временами не соответствует знаниям.
 
Так, уже в первые месяцы я поняла, что ненавижу конкуренцию и соревнования. Возможно, для кого-то такой сценарий работы — мотивация развиваться и плодотворно учиться (и в этом нет ничего криминального). Но меня — воротило и злило. Я не понимала и не принимала эту погоню ради погони: мне хотелось учиться для себя, а не для «‎плюсика»‎

В любом случае я хорошо училась, училась много. Но фразу: «‎Мы сейчас слетим со скидки»‎, — слышала от подруги чаще, чем «‎Че как бро»‎. Поэтому приходилось подстраиваться под правила, которые существуют. Помню, как в самом начале года я заболела и потеряла голос. В итоге на следующий день как ни в чем не бывало сидела в аудитории и шептала в микрофон, пытаясь хоть как-то поддержать дискуссию на семинаре и заработать баллы.

С тех пор и до самого выпуска из вуза тревога стала чем-то уже естественным, и в неврозе были многие — не только я. Надо сказать, что промежуточный рейтинг в Вышке появляется в конце декабря, после сессии. Там я нашла себя на 11 строчке (всего на курсе было сто с лишним человек) и впервые смогла себя похвалить: я не потеряла скидку. Но, несмотря на это, как выяснилось дальше, я потеряла все силы. 

Быть лучше всех — значит всегда чем-то жертвоватьБыть лучше всех — значит всегда чем-то жертвовать 


Спринтеры и марафонцы имеют разные качества — короткая и длинная дистанции требует разных навыков, как физических, так и психологических. Я оказалась спринтером, поэтому после удачного рывка эти соревнования навсегда для меня закончились. Уже на новогодних каникулах у меня началась депрессия, которая продлилась больше полугода. Я пропускала пары и ругала себя за слабость. Тревога из-за упущенных занятий, знаний и возможностей никогда не прекращалась, но сил просто «‎взять себя в руки»‎ у меня не было. Пока ты борешься за желание жить, бороться за скидку уже невозможно.

Да, это только моя история и мои особенности. Да, были и те, кто продолжал учиться в бешеном темпе и заработал красный диплом. Но такая погоня, по моему мнению, всегда жертва чем-то другим: депрессии, неврозы и тревоги были у большинства лучших студентов. 

Я же после первого курса потеряла скидку и никогда уже ее не вернула. Сначала мне было ужасно стыдно перед собой и родителями: не счесть сколько раз я пыталась набрать темп, и каждый раз меня хватало лишь на несколько месяцев, после которых — очередное выгорание. В этой воронке я чувствовала себя слабой и нетрудоспособной, совершенно не понимала, как у других получается выдерживать эту погоню.

«‎Силы берутся из интереса, а не из принуждения»‎«‎Силы берутся из интереса, а не из принуждения»‎ 


Только на третьем курсе получилось немного отпустить вожжи. Помимо вуза проблемы тоже существуют, и их было достаточно, поэтому я начала заниматься с психологом. Случайно на сессиях я узнала, что моя настоящая мотивация учиться не зависит от желания быть лучше, а темп, который требуется в вузе, банально мне не подходит. Я не хотела целыми днями лежать на диване, но и не хотела рыдать от того, что нет физических сил сделать домашку.

Тогда же я впервые выдохнула, и начала заниматься только тем, что мне интересно — учить французский, изучать антропологию и поэзию. Написала одну из лучших курсовых работ, получила большой респект от научного руководителя и наконец-то доказала себе, что заставить себя невозможно: силы берутся из интереса, а не из принуждения. 

Конечно, это открытие не вернуло мне первые места в рейтинге и не излечило тревогу. Нужно было продолжать изучать три языка одновременно, сдавать сессии и успевать спать, есть, отдыхать. Я когда-то видела мем, там написано: «‎В прошлом месяце я начал заботиться о своем ментальном состоянии, поэтому теперь близок к отчислению»‎. Примерно так прошли мои последние два года в универе.

«Я не могу постоянно учиться на пятерки»: как найти общий язык с родителями?
Четыре базовых ситуаций разобрала вместе с психологами службы «Помощь рядом» Ксения Михалева, г. Чита
Читать далее

Вместо напутствияВместо напутствия 


На самом деле я уже забыла, что бывает такая нервотрепка, а тогда казалось, что она никогда не закончится. Не верится, что была важна оценка по немецкому, и не верится, что будет что-то тяжелее тех ночей. Каждодневное «‎я больше так не могу»‎ и еженедельное «меня вот-вот отчислят». 

Так, помимо всех филологических знаний и навыков, я вынесла, что мне не подходит такой темп и я никогда не буду «лучше» для себя, если буду иметь огромный успех. Видимо, я тот самый стереотипный зумер, у которого спокойствие и интерес — на первом месте. В любом случае ни одно достижение в спорте, работе и учебе не сделало меня такой счастливой, как делали обычные вещи. Кофе после пар с друзьями, где мы плодим филологические шутки, — одно из лучших чувств, которое я запомню со студенческих лет. 

Удобно, когда жизнь замыкается на чем-то одном, сложнее — посмотреть на картинку шире и смириться, что все проконтролировать невозможно. Для кого-то ценностью действительно будет красный диплом и ученая степень, пусть ценой многого другого. Для меня куда важнее оказалось не потерять себя, пусть упустив какие-то возможности. И то, и другое — нормально. И в том, и в другом сценарии приходится чем-то жертвовать. Главное понять, куда ведет внутренний компас. 

На мой взгляд, важно не винить себя, а найти баланс. Никогда не получится жить только в удовольствие, однако не только радости проходят, но и трудности. Вычитая из уравнения рейтинг и спартанские условия, надо сказать, что после вуза остается немаленький список приобретений. Как филолога меня правда многому научили, расширив перспективу взгляда на науку, которой я занималась. Помимо этого, я обрела ценности, которыми жил наш филфак и которые мудрые преподаватели вкладывали в нас. По итогу, положа руку на сердце, я ни о чем не жалею. Мне нравится, каким человеком я стала и каким остаюсь быть. 

Готовясь поступать в вуз, где нужно будет бороться за скидку, необходимо, как бы это грустно не звучало, хорошенько подумать о своей психологической готовности ее потерять. Главные навыки, которые, на мой взгляд, помогают в таком стрессе, — толерантность к непредсказуемости и умение расставлять приоритеты.
«‎Покорность? Вежливость? Нет. Зумеры выбирают честность»
Честный разговор о поколениях зумеров и миллениалов с психологом, экспертом Еврейского музея и Центра толерантности Ольгой Давыдовой
Читать далее
Фото: Freepik
История выпускницы, потерявшей скидку еще на первом курсе


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru