Десятое задание в ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, так как выпускникам нужно запомнить с десяток стихотворений, понять их идеи и не перепутать инициалы авторов. А что если выучить 1-2 стиха, которые подойдут к многим темам и подтемам? Так поступила выпускница Полина Козлова, которая год назад сдала ЕГЭ по литературе на 94 балла — своим опытом и советами она делиться для ПУ.
Какие темы обычно встречаются на экзамене?
Глобально темы десятого сочинения можно объединить в группы: о родине, природе, любви, дружбе, поэте и поэзии, народе и войне. Они имеют множество углубленных и детальных формулировок, которые вам могут попасться в задании: единение человека с природой, женский образ, невозможность счастья, быстротечность жизни и многие другие. Но порой достаточно подробно изучить всего несколько стихотворений к каждой группе, что поможет написать сочинение даже на самую узкую тему.
РодинаРодина
Идеи любви к родине, ее воспевания и прославления, а также связи человека с ней можно встретить во многих лирических произведениях русских классиков.
Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Это короткое стихотворение заключает в себе важную мысль: понять величие России можно только сквозь искреннюю любовь. Оно подойдет для раскрытия тем патриотизма, русского менталитета, роли страны в мировой истории и культуре. Достаточно прочесть четверостишие пару раз, и вы уже запомните текст.

М.Ю. Лермонтов «Родина»
Это известное стихотворение, которое вы можете помнить еще из средней школы, передает именно колорит русской земли, традиции народа и своеобразие атмосферы. Лирический герой до конца не понимает, почему он любит Родину, но осознает, что любовь эта необычная. Он впечатляется масштабом и красотой природы и бойким нравом людей:

Это произведение поможет проанализировать в задании смешанные чувства к родине, позволяющие в любом случае гордиться ей. Подойдет для тем красоты родного края, его необыкновенности, прошлого страны, большой истории и положения среди других государств.
ПриродаПрирода
Природа в стихотворениях может выражаться не только описанием пейзажей, но и своей тесной связью с человеком, влиянием на жизнь и творчество.
А.А. Фет «Учись у них — у дуба, у березы»
ЛюбовьЛюбовь
В этой группе темы могут быть настолько же разными, как и сама любовь. Поэтому лучше подобрать два стихотворения: одно о светлых чувствах, другое о неразделенных.
А.С. Пушкин «К *** (Я помню чудное мгновенье…)»
Довольно известное стихотворение, которое сравнивает любовь со спасением души лирического героя и смыслом жизни. Женщина здесь олицетворение прекрасного. В произведении выражается боль лирического героя в период разлуки, но как только очаровательная девушка возвращается, он снова готов свернуть горы:

Стихотворение подходит для тех случаев, когда нужно проанализировать взаимосвязи влюбленных, влияния любви на человека, отражения высокого чувства, смысла жизни и любви с положительной стороны.
А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»
А если в приведенном в задании стихотворении любовь приносит лишь боль и разочарование, то подойдет это произведение, так как оно показывает, что прекрасное чувство может сильно ранить, а девушка, которую любишь может и вовсе выбрать другого. Люди расстаются, и это истина, которую пришлось принять и забыть всю былую любовь:

Стихотворение подойдет для анализа тем о печальной и неудачной любви, болезненном расставании и разочаровании в чувствах и возлюбленной.
ДружбаДружба
А.С Пушкин «19 октября»
Тема дружбы встречается редко, поэтому тут это стихотворение будет как нельзя кстати. Да, оно объемное, но содержание полностью раскрывает идею: дружба живет вечно, благодаря воспоминаниям, осознанию ее эмоциональной глубины. Когда друга нет, человек чувствует полное опустошение и одиночество — друзья же всегда будут опорой, они помогут пережить трудные времена.

Но в дружбе, как и везде, бывают проблемы – люди ведь все разные по характеру и взглядам на жизнь. Так что советую изучить это стихотворение и выделить для себя ключевые строчки, которые помогут в анализе аспектов этой темы.
Поэт и поэзияПоэт и поэзия
В.В. Маяковский «А вы могли бы?»
Стихов-примеров того, как раскрыть эту тему, множество. Но я остановлюсь именно на этом произведении Маяковского, потому что оно ярко показывает, как многогранно и уникально творчество, самовыражение поэта. Автор бросает вызов обществу и своим коллегам, поскольку чувствует свою исключительность и тесную связь с поэзией, которую он понимает как никто другой:

Плюс произведение небольшое по объему. Достаточно проанализировать и выучить это стихотворение, и у вас получится написать хороший ответ к темам о взаимосвязи поэта с поэзией, своеобразии творчества, величии уникальности автора.
НародНарод
Темы народа часто поднимает в своих произведениях Н.А. Некрасов, но для 10 задания лучше всего взять два его произведения: первое — о силе народа, а второе — о непростой женской жизни.
Н.А. Некрасов «Железная дорога»
Стихотворение рассказывает тяжелую судьбу людей, которые не сдавались и собственным трудом строили большое будущее страны. Автор считает, что процветание целого государства – это заслуга простого, хотя и лишенного многих благ народа. Люди страдали от жестокости и несправедливости, но силой своего труда и силой духа они создали наше настоящее, которое мы обязаны ценить.
Н.А. Некрасов «Тройка»
Произведение показывает безысходность положения простой крестьянки, порабощённой социальными нормами. Её участь предрешена: тяжёлый бесконечный труд, побои мужа, упреки свекрови. Она обречена наблюдать за чужой счастливой жизни — но шансов самой стать счастливой у нее нет.

Оба стихотворения подойдут для анализа тем о жизни русского народа, непростой судьбе, тонкостях традиций и сложившихся порядках построения будущего как одного человека, так и всего общества.
ВойнаВойна
В этой группе темы обычно посвящены патриотизму и влиянию войны на человека. Здесь можно взять два стихотворения: первое отражает героизм народа, а второе — силу и веру, которая помогает бороться за мир и свою отчизну.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Произведение описывает ожесточенные бои, кровопролитие и безжалостные схватки, унесшие множество жизней. Война оставила неизгладимый след в истории и памяти целых поколений.
Автор подчеркивает мужество воинов и их беззаветную любовь к родной земле, ради которой они готовы сражаться до последнего. Лермонтов отмечает, что современники не способны на столь самоотверженное служение Родине, тем самым подчеркивая исключительную доблесть того поколения воинов, на которое следует равняться.
Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь…»
Стихотворение раскрывает силу веры в близкого человека и невидимой связи, способной преодолевать тысячи километров. Именно любовь и искреннее ожидание женщины давали силы воевать за родную землю. Война разрушала судьбы, уносила миллионы жизней, но каждого погибшего или пропавшего без вести кто-то ждал. Эта надежда на возвращение и была тем самым, что давало возможность сражаться и верить в светлое будущее.

Эти произведения хорошо известны, поэтому на экзамене их легко вспомнить. Главное – запомнить важные моменты, которые помогут проанализировать их в контексте войны, единства народа, героизма людей и роли любви как спасительной силы.
Как учить?Как учить?
Небольшой лайфхак от меня: когда читаете стихотворение, отмечайте важные строки с главными идеями. Затем выписывайте и группируйте их по темам, а после — учите вместе с названием произведения и инициалами автора. На экзамене будет легко вспомнить нужное.
Все советы в этом тексте проверены на практике — благодаря им я получила 94 балла на экзамене! Используйте их, чтобы достичь высокого результата!
