Подростки сегодня легко могут «пообщаться» с Достоевским с помощью нейросети и научиться программировать по YouTube. Но в школе всё по-старому: пейзажи красками, игры в «вышибалы» и фартуки на трудах. Неужели это то, чего хотят современные дети? Ученики 7–11 классов рассказали, какие уроки им кажутся скучными и что нужно изменить.
Уроки ОБЖ / ОБЗРУроки ОБЖ / ОБЗР
Основы безопасности жизнедеятельности (с 1 сентября — Основы безопасности и защиты Родины) — тот самый предмет, который может пригодиться каждому ученику. На уроках школьники узнают, как защитить себя и других в чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь и так далее.
Однако сегодня многим ребятам предмет кажется попросту неинтересным. На занятиях они обычно слушают лекции, рисуют мелом на доске способы разведения костра... А о правилах поведения при пожаре или нападении узнают только в теории.
Практические навыки на уроках отрабатываются редко: школьников не водят в лес для ориентации на местности, не дают возможности обработать рану даже на манекене. В итоге большая часть полезной информации остается лишь на страницах рабочей тетради:
Мне было бы намного интереснее узнать, например, как правильно накладывать жгут, перебинтовывать голову или обрабатывать рану, а не конспектировать это у себя в тетради.
Софья Кузьмина, 7 класс
«Спасать» в этом случае нужно скорее не сам предмет, а манеру преподавания — и школьники даже предлагают идеи, как это можно сделать:
Стоит проводить больше практических занятий, а вместо конспектов показывать, как действовать во внештатных ситуациях: что делать, например, при утечке газа или когда разбил градусник, как отличить первые признаки цунами от отлива воды и так далее.
Савелий Суходубенко, 9 класс
Выездные мероприятия — вот что, по мнению школьников, помогло бы оживить предмет, а заодно закрепить знания на практике. Не лишним стали бы и виртуальные тренажеры с симуляцией природных катаклизмов — лесных пожаров, наводнений и землетрясений. С их помощью ребята не только бы научились действовать в экстремальных ситуациях, но и управлять сильными эмоциями.
Технология, или уроки труда)Технология, или уроки труда
Раньше технология была одним из любимых предметов юных школьников. Девочки шили на машинках, готовили и рукодельничали, а мальчики изготавливали свои первые деревянные табуретки.
Сейчас во многих школах мальчики скорее учатся чертить, чем сооружать, а девочки — только вязать и вышивать крестиком: из-за техники безопасности учениц нередко не допускают к плите. А чертить и вышивать в наши дни, по мнению школьников, — скучно и бесполезно.
Весь 7-й класс мы чертили геометрические фигуры с доски, а после просто смотрели видеоурок по технике безопасности. В 8-м классе предмет закончился, и навыки черчения больше нигде не пригодились.
Егор Герасименко, 8 класс
Заинтересовать трудом помогли бы новые технологии: например, на уроках можно было бы рассматривать процесс 3D-моделирования рабочих инструментов или элементов одежды.
Неплохо бы, — считают ребята, — организовывать мастер-классы с поварами, электриками, швеями, проводить экскурсии на предприятия. Так было бы куда интереснее учиться. А некоторые из учеников добавляют, что новый подход помог бы и определиться с будущей профессией: например, девочек могла бы привлечь специальность модельера-конструктора, а мальчиков — инженера.
Уроки музыкиУроки музыки
Музыка всегда ассоциировалась с заучиванием песен, нотной грамотой и нервным поиском одноклассников, которые ходят в «музыкалку» и смогут помочь на контрольной по Чайковскому. Но какой в этом смысл, если ближе к выпуску из музыкальных знаний у ребят остается только последовательность «до-ре-ми»?
С куда большим рвением школьники посещали бы уроки музыки, если бы на них рассказывали о творчестве современных исполнителей, анализировали бы, как менялись музыкальные чарты, почему тот или иной музыкант стал популярным. А после заучивания нот, например, давали бы попробовать написать и сыграть собственную мелодию.
Девятиклассница Валерия Мальцева уверена, что было бы интереснее приходить на уроки, где показывали бы реальные инструменты, проводили дискуссии о новых артистах и знакомили с электронной музыкой:
По мне это — один из самых бесполезных предметов. Я думаю, что оживить его можно, если включить в программу возможность учиться писать собственные треки. Ведь так любопытно увидеть «внутреннюю кухню» музыкального процесса.
Ульяна Глазачева, 10 класс
Уроки ИЗОУроки ИЗО
Гуашь, акварель, кисточки, альбом — идеальный набор для уроков изобразительного искусства. Но что, если разнообразить уроки «современными красками»? Вместо традиционных пейзажей, например, изучать создание анимации и видеоарта, проводить встречи с фотографами, скульпторами и дизайнерами.
А еще — говорить об искусстве: о моде, скульптуре и архитектуре. Если к этому списку добавить фотоискусство, то, по словам восьмиклассницы Алисы Резник, она с большим рвением приходила бы на уроки. А Карина Кузьминых добавляет:
Мне бы очень хотелось, чтобы на уроках мы не только рисовали горшочек с цветами, но и изучали работы современных творцов: Дэмиена Херста, Бенкси, Марины Абрамович.
Карина Кузьминых, 8 класс
Особенно полезно было бы изучать
графический дизайн — одну из популярных сфер на рынке труда — и научиться создавать свои первые креативные плакаты, презентации или визитки… Но это уже — мечты-мечты.
Уроки химииУроки химии
В каждом классе есть ученик, который скажет: «Да зачем мне вообще нужна ваша химия?». Часто предмет кажется полезным только будущим медикам и ученым, а вот остальные не понимают, как умение решать органические уравнения пригодится в реальной жизни.
Пригодиться или нет — учителя точно знать не могут, однако проводить уроки в другой форме было бы нелишним.
Школьники считают, что неплохо проводить больше экспериментов. По словам десятиклассника Богдана Бусловских, ребята особенно ждут практических занятий с пробирками, смешиванием кислот и другими химическими опытами!
А еще будет здорово объяснять материал через игры. Например, каждый ученик получает роль одного из элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Чтобы выполнить реакцию, нужно правильно взаимодействовать с другими «атомами». Так, атом водорода соединяется с атомом кислорода, образуя молекулу воды. Такая игровая практика не только подарит позитивные эмоции, но и поможет лучше запомнить материал.
В качестве домашнего задания можно давать не только задания из учебника, но и предлагать задачи на онлайн-платформах. По мнению школьника, подошли бы PhET Interactive Simulation, где можно проводить виртуальные опыты, или Академия Хана, где есть интерактивные упражнения.
Оживить предмет можно, если бы на уроках больше рассказывали о полезных бытовых лайфхаках. Например: «Уксусная кислота помогает избавиться от ржавчины и неприятного запаха». Или, если бы учитель чаще объяснял, какие элементы периодической таблицы используются в повседневной жизни: «Фтор добавляют в зубную пасту для защиты от кариеса». И, конечно, больше экспериментов на уроках!
Богдан Бусловских, 10 класс
«Учитель всегда прав?»: 5 самых популярных стереотипов об учителях
Действительно ли преподаватели любят ставить двойки, задавать много домашки и быть во всем правыми? Разбиралась Полина Батракова
Читать далее
Фото: Freepik.com
Спойлер: химия тоже вошла в антирейтинг. Со школьниками беседовала автор ПУ Татьяна Герасименко