«Примерное поведение» возвращается в школы: с 1 сентября 2025 г. в пяти регионах России начнется апробация оценки за поведение, а к 2026 году эта практика, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, станет обязательной для всех школ страны. Соответствующее заявление было сделано на Всероссийском совещании для региональных министров образования, слова министра передает ТАСС.
Какие именно субъекты РФ будут участвовать в эксперименте пока не сообщается, однако известно, что апробация продлится всего четыре месяца. В случае успеха остальные регионы приступят к оцениваю поведения уже с 1 января 2026 года.

Ранее министерство просвещения РФ поддержало инициативу о введении в школах оценки за поведение, а глава ведомства, Сергей Кравцов, заявил о разработке соответствующего законопроекта.
Прошло больше года с тех пор, как идея впервые была озвучена в ведомствах: еще в марте 2024 года глава СПЧ Валерий Фадеев выдвинул идею приравнять оценку за поведение к оценкам по основным школьным предметам. Более того, тогда обсуждалась и возможность недопуска к выпускным экзаменам тех учеников, чье поведение будет оценено неудовлетворительно.
Эта инициатива получила новый импульс на заседании Совета по правам человека 10 декабря, когда член совета Владимир Иконников вновь обратил внимание на проблему. Он подчеркнул, что отсутствие действенной и справедливой системы наказаний в школах порождает чувство вседозволенности у учеников, что приводит к нарушению дисциплины и неуважению к педагогам.

После этого позаботиться о введении оценки за поведение поручил по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Владимир Путин.
Так и не вызвавшая бурю сопротивления оценка за поведение практически принята. Теперь остается разобраться с критериями. Как мы уже рассуждали, этика в каком-то смысле пока не имеет шкал, и любой, даже плохой поступок вряд ли можно оценить однозначно. Хотя, кажется, учителям все-таки не придется определять, нахамил ребенок на тройку или на двойку. Глава СПЧ, Валерий Фадеев, предлагает оценивать поведение учеников в форме «зачет/незачет». Деятель подчеркивает, что главная цель нововведения — пресечь вопиющие случаи неуважения к педагогам.

В любом случае Минпросвещения необходимо определить, какие критерии будут учитываться при выставлении «зачета» или «незачета», прочертив грань между допустимым подростковым бунтарством и недопустимым хамством. Кроме того, важно придумать, как избежать субъективности при оценке, если это, конечно, возможно.
