Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
Что почитатьпрофориентацияНа практику — в ПУ!волонтерствоЛучшее на СтенехоббиКаталог вузовновостижурфаккарьераКнижная полка ПУВаши историиЕГЭ-2024ЕГЭ-2022Кем бытьлитератураСанкт-ПетербургПоступление 2024ОГЭподросткиродителикультурасоветыолимпиадына практику — в ПУ!трендыподготовка к экзаменамспорт75 лет ПобедыкиноотношенияжурналистикапутешествиялайфхакиРособрнадзорЕГЭ-2025искусствоКак сдать ЕГЭВостребованныеТеатрфильмы и сериалыДевятиклассникамвузыКаталог профессийрецензияличный опытпоступлениемода и стильопроситоговое сочинениебуллингЕГЭ 2024Сочинениеприемная кампания 2024интересные фактыкуда поступатьинтервьюрейтинг вузовКорейская волнавопрос-ответподготовка к ОГЭПсихологияВУЗработасоветы психологаподготовка к ЕГЭкаталог сочиненийКомпьютерные игрышколаолимпиадарусский языкувлечениястудентамэкзаменыСПбГУчто посмотретьлайфхакикнигисаморазвитиеКолледжиисследованиекарантинмузыкарейтингНовый годисторияКуда сходитьобразованиеЕГЭ 2018развлеченияМинистерство образованияКонцертновости кинонеделиМГУпрофессии
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

10 лет за партой впустую, или почему школьники не умеют говорить на иностранном языке?

4 минуты

Отличники без практики: разбираемся, почему годы английского в школе не гарантируют свободного владения языком

Тимофей Гирин | 07.05.2025
Просмотры
598

Дети изучают английский почти всю свою школьную жизнь. И в аттестате у выпускников оценки за иностранный язык часто лучше, чем за родной. Однако на деле оказывается, что для большинства уроки прошли бесследно: свободно говорить на английском к концу 11 класса могут лишь единицы. Что не так с уроками иностранного языка и можно ли улучшить положение дел? 

«Никогда не думала, что английский язык пригодится мне в будущей профессии»‎«Никогда не думала, что английский язык пригодится мне в будущей профессии»‎

 

В юном возрасте нет понимания и уж тем более ощущения, что второй язык полезен и пригодится в любой сфере, а не только на месте переводчика-лингвиста и эмигранта. Поэтому если не принято в семье и не объяснили в школе, у ученика вряд ли появится чувство необходимости его изучать. Так, возникает проблема: нет цели учить язык — нет мотивации

Тем временем даже неочевидным профессиям необходим английский. Медики посещают международные конференции, общаются с иностранными пациентами, повышают квалификацию за пределами страны. Менеджеры ведут переговоры с иностранными фирмами. Хорошие журналисты работают с иностранными источниками и СМИ. Об этом многие школьники просто не догадываются. 

Я с детства мечтала стать журналистом, но никогда не думала, что английский язык пригодится мне в будущей профессии. Уроки в школе проходили скучно: мы только читали тексты и разбирали перевод отдельных слов. До 7 класса я даже не могла делать домашние задания без переводчика в телефоне. Все изменилось в 2021 году, когда я попала в Артек. Я представляла прессу нашего отряда и работала с огромным количеством англоговорящих ребят, но из-за того, что мой уровень языка был низким, наше общение строилось не совсем удачно. Тут-то я и осознала, что разговорные навыки для журналиста одни из самых важных, а значит я должна быть готова проявить их и на другом языке. Вернувшись домой, я взялась за изучение английского.
Мария Черепахина, ученица 11 класса

Выбор будущей профессии, безусловно, остается за подростком, но школы будто могут помочь. Учителя (и не только иностранного языка) могли бы рассказывать о профессиях, которые открываются благодаря иностранным языкам, а также объяснять, что навык английского, немецкого, французского пригождается здесь и сейчас. Любимый сериал в оригинале и друзья из Англии — все это возможно, если изучать языки. 

Было бы, конечно, также полезно, если бы педагоги английского могли проводить специальные уроки, опираясь на увлечение и специальность учеников, например, акцентировать внимание на медицинской лексике для биохим профиля, читать художественную литературу на иностранном языке с гуманитариями. Понятно, что сейчас это звучит нереалистично, ведь учитель идет по прописанной программе. Но не в этом ли проблема?

«‎Задания в экзаменационных материалах далеки от реальных коммуникативных ситуаций»«‎Задания в экзаменационных материалах далеки от реальных коммуникативных ситуаций»


Школьники жалуются: на уроках упор делается на грамматику, заучивание правил и слов, навыки говорения при этом чаще не практикуются. Так, изучение иностранного языка становится формальностью, и ученики начинают считать это занятие скучным, сложным, бесполезным. «‎Какой смысл в том, что я выучил все времена в английском, если не могу связать двух слов?» — думают школьники. И оказываются правы: зазубренные правила не помогут высказать мысли и понять устную речь собеседника.
Изучая год за границей немецкий, я поняла, что школьная программа часто ограничена рамками подготовки к экзаменам. Например, блоки аудирования и чтения представлены в виде тестов. Можно тренироваться решать определенные типы упражнений, если понять логику разработчиков. Иногда можно попасть в правильный ответ «‎наугад»‎. Но это и создает ложное представление владения языком. Это и снижало мой интерес к самому языку, когда я училась в 11 классе. Сейчас, находясь в немецкой среде ежедневно, я осознала, что в действительности язык более гибкий и вариативный, а задания в экзаменационных материалах далеки от реальных коммуникативных ситуаций и не проверяют настоящего уровня языка.
Валерия Гейнц, студентка «Universität Wien»
Итого: необходима постоянная практика и межъязыковая атмосфера. В школах бы это могло развиваться, если бы внеурочные активности проводились на изучаемом языке. Просмотр Шерлока Холмса в актовом зале с субтитрами, постановка Гамлета в рамках школьного театра, встречи книжного клуба с обсуждением Джейн Эйр на английском — все это научило бы детей применять свои знания в реальных ситуациях, делать акцент на выражение мыслей, а не на правильности грамматических конструкций.
Мне кажется, важно сделать учебный процесс более интересным и интерактивным. Стоит улучшить техническое оснащение классов, чтобы развивать слух с помощью аудирования и погружать школьников в языковую среду, смотреть фильмы в оригинале . Можно приглашать носителей языка на открытые уроки, чтобы ученики могли услышать «‎живую» речь.
Валерия Гейнц

«‎Образовательная программа кажется хаотичной»‎«‎Образовательная программа кажется хаотичной»‎


Школьная программа во многом не ориентирована на реальный, живой язык. Помимо недостаточной практики, ученики сталкиваются с устаревшими пособиями. Например, в многострадальной серии учебников Spotlight мы увидим «slack» вместо привычного англичанам «trousers», «television» вместо «TV» и «mobile phone», хотя носители давно говорят просто «phone». 

В этих же учебниках нет рециркуляции материала, зато есть хаотичный набор слов для заучивания. В социальных сетях появляются ролики, где учителя иронизируют, что базовыми словами для учеников второго класса, по мнению создателей Spotlight, являются «greenhouse» (теплица)‎, «‎thumb» (большой палец)‎ и «‎thimble» (наперсток)‎.  Кроме того, преподаватели сетуют на рабочие тетради, которые полны заданий, не связанных с пройденной в учебнике темой: в них отсутствует обобщение изученного материала, не хватает упражнений для отработки навыков аудирования и письма.

Курс английского у тебя дома: топ-10 учебников, чтобы выучить язык без репетиторов
Подборку на основе личного опыта составила София Каимова, г. Санкт-Петербург
Читать далее
При этом ФГОС ставит ученикам высокие требования и предполагает, что после выпуска дети должны владеть английским на уровне не ниже С1. На самом же деле уроки даются школьникам тяжело, а запутанные материалы и пособия еще сильнее усложняют понимание структуры языка:
Дети начинают изучение английского языка со второго класса. Учебники предполагают, что школьники к этому моменту уже знают алфавит, знакомы с основными правилами чтения и грамматики (to be, to have, can) и обладают базовым словарным запасом (food, animals и т. д.). Чтобы мой сын чувствовал себя уверенно на уроках английского в школе, мне приходилось заниматься с ним дополнительно дома. Образовательная программа кажется хаотичной. Учителя не успевают объяснять школьникам основы, база не закладывается. Незнание одной темы влияет на понимание другой, трудности копятся как снежный ком, отчего у учеников опускаются руки.
Светлана Чурикова, репетитор
Язык меняется, и, кажется, методисты должны учитывать это при разработке программ: постоянное совершенствование пособий и снабжение их актуальной информацией о языке необходимо для его успешного освоения. В идеале в учебный процесс могли бы быть включены носители языка, учителя же в свою очередь могли бы использовать современные методики и ресурсы (веб-сайты, подкасты, геймификацию).

«‎Чтобы дать школьникам знания, учитель должен сам развиваться»«‎Чтобы дать школьникам знания, учитель должен сам развиваться»


Очевидно, что от учителя зависит многое: грамотный подход к преподаванию и постоянное самообразование могут помочь воспитать настоящих полиглотов. Однако вешать всю ответственность на педагогов, конечно нельзя. Наверняка, многие из них приходят работать в школы замотивированные и готовые разрушать стереотипы о школьном изучении иностранных языков. Вот только на пути появляются все методички, устаревшая программа и чрезмерная нагрузка.

Так, на повышение квалификации, освоение новых методик, проведение интерактивов и внеучебки у педагогов, к сожалению, чаще всего не остается сил и возможностей:

Чтобы дать школьникам знания, учитель должен сам развиваться. Для этого самое главное — желание. А оно может появиться только когда учителям поднимут зарплаты и уменьшат количество рабочих часов. Чтобы давать качественную информацию, помимо учебников, преподаватели должны проходить курсы, посещать семинары, но на это не хватает ни времени, ни средств. Учитель — это образ, а дети смотрят на своих преподавателей и не видят в них примера для подражания, поэтому пропадает какое-либо стремление учиться новому.
Елена Костенкова, учитель английского языка
«‎Мне не понравилось, потому что я не понял»‎: учителя — о том, как уроки литературы теряют всякий смысл
Разбираемся, что не так классикой и почему педагоги требуют адаптировать школьную программу по литературе под современную молодежь
Читать далее
Фото: Freepik
Отличники без практики: разбираемся, почему годы английского в школе не гарантируют свободного владения языком


Гость
Гость
Интересная и правдивая статья!Действительно стоит изменить подход к изучению иностранных языков, эта проблема недооценена? а насчет базы, которую дают в школе, она хороша только в начальной школе, а дальше правда все очень chaotically . Удачи и процветания автору!??
07 мая 2025
Ответить
Ответить
Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru