«Большие города — большие возможности» — эта фраза звучит часто, но что она действительно значит для тех, кто решается оставить родной город и попробовать себя в мегаполисе? Как не потеряться среди миллионов и стать востребованным специалистом в столице?
Дарья Ветошина поговорила с Анастасией Зиатдиновой — литературным редактором и основательницей бюро «Слово — серебро», которая прошла этот путь от Вельска до ведущих московских СМИ. В интервью Анастасия честно рассказывает о сложностях переезда, неожиданных открытиях и том, что помогает ей оставаться на плаву в мире большой журналистики.

— В каком издании вы работали и какую должность занимали?
— Во время учебы и после ее окончания я работала в районной газете «Вельская неделя». Ее создали в 2007 году, когда я поступила на журфак. Писать для нее было очень интересно: газета создавалась буквально на моих глазах и выгодно отличалась подходом к новостям. Главный редактор с командой журналистов искали новые способы привлечь читателя, писали на темы, о которых молчали другие районные газеты, и при этом сам коллектив был с богатым опытом — не только журналистским, но и жизненным. Мне было чему поучиться у этих людей.
Кстати, уже в Москве на оба судьбоносных места работы (m24.ru и ТАСС) меня взяли, потому что был большой опыт работы в газетной журналистике. Так и сказали на собеседовании: «нам нужны те, кто знает цену слову, которое нельзя исправить в админке сайта, и умеет писать длинные интересные тексты». Вот так опыт, который я так не хотела приобретать, а потом стеснялась о нем рассказывать (районная газета, да о чем там можно написать), помог мне состояться профессионально в Москве.
— Я всегда хорошо училась, была старостой группы, не пропускала занятия. Поэтому во время студенческой жизни по профессии, помимо летней практики, не работала. Это, конечно, притормозило поиски первой работы. Пять лет упорно проучившись, я вдруг поняла, что совершенно не понимаю, чего хочу в профессиональном плане.
Единственное, о чем я мечтала, — это отдохнуть от общажной жизни, почувствовать себя дома без постоянной мысли, что скоро закончатся каникулы и надо будет снова собирать чемодан. Вообще я была всегда человеком очень домашним, и жажда странствий, даже в поисках новых карьерных перспектив, меня не манила.
Просидев дома несколько месяцев, я поняла, что дальше так нельзя. Решила пойти работать в родную школу… учителем английского! Если сейчас спросить меня, о чем я думала в тот момент, я не отвечу. Скорее всего, это снова было желание оставаться на месте: родная школа, учителя, все знакомое, понятное, я всех знаю, все знают меня.
В тот момент я не учла одного: учиться в школе и работать в ней — это две большие разницы. В общем, этот опыт в моей жизни так и не случился, поскольку в последний момент отказалась. Почему — тоже не отвечу. Наверное, какое-то чутье подсказало, что это совсем не мое. Прямо с собеседования в школе я поехала в редакцию «Вельской недели», поговорила с главредом и через неделю вышла на работу.
— В Москву я переехала, потому что там жил мой будущий муж. Это и было основной причиной. И, если честно, на тот момент я уже устала от работы в районной газете, искала чего-то нового. Кто-то скажет: «Подумаешь, какая цаца! И года не проработала, выдохлась! Дело не в газете, а в тебе!». Соглашусь. Да, так и было. Работа в новостном издании — в принципе тяжелый труд не для каждого, а уж в районной новостной газете…
Чтобы профессиональная жизнь не превратилась в день сурка, нужно ежедневно прилагать много усилий и быть очень мотивированным. В новостной журналистике на периферии, в районных газетах, выше головы не прыгнешь даже в эпоху интернета. Грустно, но факт.
И второй совет: все-таки не меняйте «шило на мыло». Первое собеседование, которое у меня состоялось в Москве, было в районную газету «Соколиная гора». Сначала я очень обрадовалась, что на мое резюме обратили внимание, а потом поняла, почему они за меня ухватились — я уже работала в «районке». Но переезжать в столицу ради того, чтобы снова писать районные новости, — плохой план. Надо искать что-то новое, чтобы самому себе дать сигнал: ты в новом месте, ты развиваешься, все хорошо.
— Переезд оказал сильное влияние на мою профессиональную жизнь. Во-первых, я осознала, что моя прежняя работа в журналистике была лишь начальным этапом. В Москве активно развивались новые медиа, и темп работы был совершенно другой. Поначалу привыкнуть было непросто. Меня приняли в онлайн-издание m24.ru при телеканале «Москва 24», созданное правительством города. Это было очень лестно. После двух лет работы младшим редактором (адаптировала телевизионные новости для сайта), я наконец поняла и призналась себе, что не стремлюсь к карьере журналиста в классическом понимании этого слова. Создание и поиск новостей — задача не для каждого. Эту работу нужно любить и уметь выполнять, а я еще со школы метила в редакторское кресло.
— Поначалу я ожидала от переезда лишь одного — быть ближе к любимому человеку. Это меня очень поддерживало. Также бодрила первая работа: меня приняли! Девушку с Севера с единственной записью в трудовой книжке и портфолио, состоящим только из публикаций в районной газете, взяли в московское сетевое СМИ. В то время о мультимедийной журналистике я знала лишь из учебников…
— Конечно, масштабы. Они чувствовались во всем: в глобальности поднимаемых вопросов, в уровне спикеров, у которых приходилось брать комментарии, и даже в расстояниях. Раньше я могла пешком обойти весь город несколько раз в день в поисках информации, в столице все было иначе. Приходилось ехать на другой конец Москвы на пресс-подход к начальнику завода, возвращаться обратно, писать об этом, а затем еще добираться домой в душном метро… Это, конечно, сильно выматывало. Зато так я довольно быстро поняла, что новостная журналистика в Москве — это точно не мое. Редактировать, сидя в кресле, оказалось гораздо приятнее. Поэтому, несмотря на предложения стать корреспондентом, учитывая мой опыт, я предпочла остаться младшим редактором.
— Я совсем не чувствовала конкуренции ни в m24, ни в ТАСС. И дело, конечно, не в том, что я была незаменимым специалистом. Просто это настолько крупные СМИ, что работы хватает всем.
— После окончания университета мне не хватало практики, а после переезда в Москву — знаний о современных подходах к поиску инфоповодов и расторопности. «Журналиста ноги кормят», но московские расстояния были для меня непривычны, поэтому пришлось заново учиться добывать информацию, уже на столичных скоростях. К тому же, интернет 17 лет назад был еще не таким всезнающим, как сейчас. До многих спикеров через социальные сети тогда было не дотянуться, и этому тоже приходилось учиться.
— Хороший журналист — это тот, кто умеет сочетать профессиональное образование и практический опыт. Практика, безусловно, важна, но университетская база дает фундаментальные знания, которые невозможно получить только от старших товарищей. Опытные журналисты не всегда делятся основами, считая их очевидными, или сами не знают их, придя в профессию из смежных областей. Возможно, это прозвучит несколько высокомерно, но отсутствие университетского образования в нашей профессии всегда заметно, особенно у молодых специалистов. Кроме того, хороший журналист — это человек, влюбленный в свое дело. Журналистика — это не просто способ заработка, а в первую очередь искусство. Важно понимать, зачем ты работаешь в этой сфере, помимо денег.
— Журналистам из маленьких городов я бы посоветовала начать сотрудничать со столичными изданиями удаленно, не переезжая. Благодаря интернету такой формат сейчас вполне возможен. Во-первых, это поможет снизить стресс, неизбежный при переезде. Во-вторых, вы сможете попробовать свои силы и, возможно, поймете, чего именно ждете от профессии. Тогда к моменту переезда вы будете целенаправленно искать работу, на которую захочется ехать каждое утро даже в душном вагоне метро. В-третьих, талантливые и амбициозные специалисты по-прежнему нужны в столице. Если вам есть что предложить, вас обязательно заметят. Главное — не бояться рассылать резюме. Не обязательно иметь в портфолио громкие победы, важно показать свой профессиональный уровень и уникальность, поэтому включите в него работы, которыми сами гордитесь.
