
— Театр — интересная вещь, но смотря, как его воспринимать. Для кого-то он некое развлечение, шоу, масс-медиа. Но я считаю, что этот вид искусства направлен на изучение человеческого духа. Если человек не готов работать над собой, не задает себе вопросы, то ему может быть действительно скучно. Театр — это работа не только для артистов, но и для зрителя. И если человек ленится совершать эту душевную работу, то ему будет не интересно.
— Здесь нет однозначного ответа, потому что спектакли бывают абсолютно разные. Например, классическое прочтение пьесы не требует специальной подготовки. Если режиссер решает поставить ее в традиционном варианте: не отходит от текста, не переписывает автора, тогда произведение можно и не читать, потому что она рассказана так, как это задумал автор. Но в современном театре есть тенденция, что режиссеры очень часто хотят показать именно свой взгляд на пьесу. И тогда они начинают над ней «издеваться». Иногда в прямом смысле, а иногда в переносном, дополняя ее своими смыслами, ассоциациями.
— Зачастую в театрах пишут описание. Можно зайти на сайт, посмотреть фотографии, даже промо-ролики спектаклей.
— Старшее поколение, например, с опаской относится к молодым режиссерам, ведь они переписывают Чехова, Островского, Шекспира и делают из них новую версию, новые костюмы, оформление. Это пожилым людям категорически неинтересно. А молодому поколению, наоборот, бывает скучен «нафталин» — из-за других ритмов, из-за сложности языка. Но я считаю, что если это хороший разбор, интересное актерское исполнение, то скучно не будет ни тем, ни другим.
Это, впрочем, также зависит от качества работы. Очень талантливый авангардный спектакль может быть интересен всем. И идеальный театр должен быть именно таким. Конечно, есть спектакли эстетские, специально для критиков. Есть и специальные эстетские режиссеры, которые оставляют критиков в восторге, а зритель сидит и ничего не понимает.
— Если у тебя во время действия возникают некоторые ассоциации, и ты видишь, что здесь еще есть тема, второй пласт, то ты сначала смотришь на уровни первого восприятия, а дальше можешь набрести на более глубокие мысли.
Но это зависит от материала, потому что есть легкие комедии, например, Островского, Бернарда Шоу, где смыслов вторых нет. И иногда, если даже режиссеры пытаются их найти, то автор наказывает их за это. А есть сложные авторы, как Сартр, Уайльд, Шиллер. И там изначально уже заложены непростые темы.
— Если ты только начинающий театрал, лучше пойти на что-то полегче, чтобы понять, как тебе в театре, а потом уже усложнять.
Тут все индивидуально. Кому-то бывает не нужна никакая подготовка, потому что человек готов в себе копаться. Он открыт к эмоциям, у него есть вопросы к себе, к жизни, к Богу, он живет богатым внутренним миром. А есть люди, которые не хотят это делать, им надо просто отдохнуть. Тогда им лучше выбирать что-то легкое — мюзиклы, комедии.
— Если появилось желание обсудить, значит постановка, вне зависимости от того понравилась она или не понравилась, не оставила вас равнодушным. Так что лучше делиться, потому что в споре, в диалоге всегда возникает истина.
Бывают спектакли, в которых для тебя что-то остается недосказанным, поэтому можно посмотреть второй раз. И, записав свои эмоции после первого просмотра, можешь их сравнить, и это будет уже более полная картина.
Это опять же работа над собой: ты что-то выносишь из этого действия. А если спектакль скучный и не о чем говорить, то он обычно забывается в тот момент, когда выходишь.
— Как правильно выбрать спектакль, чтобы не разочароваться?
— Даже в именитых театрах есть спектакли, которые могут разочаровать. А в маленьких труппах, наоборот, есть показы, на которые приходишь и видишь чудесное представление.
Тут, во-первых, стоит понимать свое настроение. Должен быть некий запрос: «Что мне интересно? Что бы я хотела увидеть? Я бы хотела погрустить, повеселиться или пофилософствовать?»
Во-вторых, работает сарафанное радио, когда люди делятся впечатлениями друг с другом. Лучше публики никто оценку не даст.
Также сейчас существуют специально обученные люди, которые пиарят спектакли и пишут о них чудеснейшие вещи, а ты приходишь и разочаровываешься.
Искусство меняется, театр меняется, но я уверена, что он все равно возвращается к ценностям и вечным вопросам: быть или не быть.
