24 июня стало известно об изменении в законопроекте Минздрава, касающемся обязательной отработки для выпускников медицинских вузов, обучавшихся за государственный счет. Теперь, вместо введения штрафов за отказ от отработки, ее планируют сделать обязательным условием для прохождения периодической аккредитации. Без этой аккредитации врачи и фармацевты не смогут работать по специальности после окончания обучения. Таким образом, согласно измененному законопроекту, трехлетняя отработка фактически становится необходимым этапом для получения права на профессиональную деятельность.
Инициатива, конечно, уже наделала шуму. В комментариях под новостью на разных площадках большинство россиян категорично отзываются о новом законопроекте, называя его большой несправедливостью и даже рабством:
Смысл тогда в мед поступать, если после окончания школы ты становишься рабом системы на эти n лет? Сегодня это три года, завтра пять лет.
анонимный пользователь
Дети трудились в школе, чтобы поступить на бюджет, и снова им отрабатывать? Тем более государство не только медикам дает возможность учиться бесплатно, но и представителям других профессий. Почему другие не отрабатывают?
анонимный пользователь
На вопрос: «Почему другие не отрабтывают?», — ответа пока нет. Однако, почему именно медики получили обязательную отработку, сообщается в пояснительной
записке. Причиной законопроекта называют
несправедливость распределения ресурсов: выделенные бюджетные средства тратятся на тех, кто в итоге не идет работать в государственные медицинские организации (как говорится в документе, ежегодно это около 35% выпускников вузов и 40% выпускников программ СПО). Другой вопрос —
дефицит кадров, которые на 2023 составляет 29 тыс. врачей и 63 тыс. средних медицинских работников.
Но никакие причины и цифры не убеждают самих медиков-бюджетников. Елизавета (имя изменено по просьбе героини), студентка ПСПбГМУ им. акад. Павлова, обучающая бесплатно, солидарна с комментаторами и даже жалеет, что не выбрала целевое: там, по словам девушки, хотя бы можно было рассчитывать на повышенную стипендию.
Данное нововведение — это беспредел. Я поступала в медицинский университет 3 года назад, на бюджетной основе, своими силами и умом. И тогда я прекрасно знала разницу между «целевым» и «бюджетным» местом. Разница была очевидна в целом каждому из абитуриентов — бюджетник никому ничего не был обязан. Он был «бюджетником» благодаря своим знаниям, которые проявил на едином государственном экзамене в 11 классе. И он заключал договор с ВУЗом о том, что он учится на бюджетной основе. А сейчас выходит, что я должна работать рабским трудом просто за «большое спасибо». Если бы я знала, что так будет, честно, выбрала бы целевое. Потому что очень люблю медицину, не смотря на такие казусы. Ведь где сейчас разница между человеком, который привязан к больнице, и тем, кто учился и знал, что после обучения он пойдет туда, куда сам захочет? Никакой. Вот только целевиков в течение 3 лет обучения поощряла их больница стипендией в размере от 5 тысяч рублей, а бюджетники не получали ничего. Хочется, чтобы справедливость изначального разделения была соблюдена.
Елизавета, студентка ПСПбГМУ им. акад. Павлова

Напомним, что пока это лишь законопроект, вынесенный на публичное обсуждение. И, так как окончательного решения еще нет, медики-бюджетники надеются, что инициатива минует одобрение. В ином случае, многие студенты столкнуться с отработкой, которая не только не поможет их карьере, но и, напротив, притормозит перспективы.
Честно, не могу смириться с этой несправедливостью. После вуза у меня были совсем другие планы на работу, я планировала уйти в частную практику и заниматься косметологией. Три года обязательных отработок не помогут мне стать хорошим специалистом в этой области. Уж никак. Я читала, что это только идея, и трудовой кодекс на нашей стороне, но сомнения есть.
студентка Сеченовского Университета
Шансы на непринятие законопроекта, конечно, сохраняются. Например, как передавал «Коммерсантъ», заведующий терапевтическим отделением Иван Давыдов выразил мнение, что обязательная отработка, «как минимум», противоречит статье 4 Трудового кодекса, запрещающей принудительный труд.
Ранее мы сообщали, что в первоначальном варианте законопроекта Минздрав предложил обязать выпускников медицинских колледжей и вузов, обучающихся за счет бюджета, отработать два-три года в больницах, предоставляющих помощь по ОМС. В случае, если медики бы не выполнили это условие и не нашли работу в государственном учреждении (на это им давался всего один год), они были бы обязаны выплатить «штраф в двукратном размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета».
Теперь Минздрав России вынес на общественное обсуждение новую редакцию законопроекта. Вместо финансовых санкций для тех, кто не прошел отработку, планируется ограничить их возможности трудоустройства по специальности. Для этого ведомство намерено задействовать действующую систему подтверждения квалификации — аккредитацию, которая будет проводиться сразу после окончания обучения.
Отработка в обмен на аккредитацию: Минздрав предлагает новый законопроект, касающийся молодых медиков
Вместо штрафов за отказ от отработки, Минздрав планирует сделать ее условием допуска к периодической аккредитации медиков
Читать далее
Фото: Freepik