Cодержание
По оценкам ВОЗ, в развивающихся странах беременность ежегодно наступает у 21 миллиона девочек в возрасте 15–19 лет. Примерно 12 миллионов из них в итоге рожают. Россия при этом занимает одно из первых мест в Европе по числу подростковых беременностей. Эти данные вызывают законный вопрос: может ли школа оставаться в стороне?
Вообще тема полового воспитания в российских школах находится на стыке педагогики, морали и законодательства. В 2012 году в Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» были внесены поправки, запрещающие «изображать и описывать действия сексуального характера» детям до 16 лет, что делает тему сексуального просвещения юридически уязвимой. Между тем, о ее актуальности говорит не только общемировая статистика и популярность различных отечественных телешоу вроде «Беременна в 16», но и количество запросов подростков в поисковиках: о контрацепции, месячных и других деликатных тем, касающихся полового созревания.
«Такие разговоры — задача семьи, а не школы»: что думают родители?«Такие разговоры — задача семьи, а не школы»: что думают родители?
Согласно исследованию, проведенному телемедицинским сервисом «Доктор рядом» и медицинским сообществом «Найди своего доктора», значительная часть россиян (74,7%) еще в 2020 году выступала за введение уроков сексуального просвещения в школах. Так, более 40% родителей, участвовавших в опросе, полностью поддержали идею, чтобы на специальных уроках дети узнавали об анатомии, заболеваниях, передающимся половым путем, и методах контрацепции.
Впрочем, уроки полового воспитания в школах так и не ввели. А уже через несколько лет даже возможность их появления начала вызывать у родителей отторжение и страх. Так, в 2024 году рязанские родители организовали активное сопротивление введению нового предмета в школах, создав онлайн-петицию с названием «Рязанским школьникам не нужны уроки полового просвещения!».
«Программы воспитания должны быть нацелены не на нормализацию ранней половой жизни, не на создание у подростков обманчивого впечатления, будто бы использование контрацепции делает раннюю половую жизнь безопасной, а на поощрение целомудрия и на укрепление понимания ценностей семьи и рождения детей», — говорилось в петиции.
Содержание обращения подсказывает: многие считают, что половое воспитание — это вопросы, напрямую связанные с сексом, а потому выступают против введения учебной дисциплины. На самом же деле предмет включает в себя информацию о том, как наше тело развивается и изменяется при взрослении, как работает наша физиология и почему нельзя стесняться посещения врачей в случае дискомфорта или болей в половых органах. И это чрезвычайно важно, ведь дети действительно стесняются говорить об интимных проблемах даже с родителями.
В свою очередь, Институт возрастной физиологии РАН провел исследование и выявил, что почти 80% родителей не готовы самостоятельно обсуждать со своими детьми темы, связанные с половой жизнью. Для полноты картины мы и сами поговорили с несколькими родителями младших и старших школьников. Их мнения разделились:
Мария, 42 года, мама восьмиклассника: «Считаю, что это нужно. Мне как матери-одиночке довольно сложно поговорить об этом с сыном. Лучше пусть услышит от врача или педагога, чем, как мы в свое время, получали информацию от сверстников».
Беспокойство родителей говорит о том, что многие и сами не понимают, о чем спорят. В России нет единого определения «полового воспитания», нет единой образовательной системы. Для того чтобы повсеместно внедрять такие уроки, необходимо четко проработать их программу, а сами уроки направить не на «популяризацию» ранней половой жизни, а на защиту репродуктивного здоровья.
«Ребенок, лишенный качественного полового воспитания, подвергается огромному количеству психологических рисков»: мнение психолога«Ребенок, лишенный качественного полового воспитания, подвергается огромному количеству психологических рисков»: мнение психолога
Возможные плюсы введения полового воспитания в российских школах прокомментировала Ирина Селиванова — психолог, эксперт в сфере полового воспитания, автор курсов, вебинаров, программ по половому воспитанию детей, подростков и родителей.
Эксперт рассказывает, что суть дисциплины - во внимательном отношении к себе, включающем уважение границ, заботу о теле и репродуктивном здоровье, знание физиологии обоих полов, понимание основ безопасного секса и уверенность в собственной значимости:

Выступая за сексуальное просвещение, Ирина Селиванова также ссылается на российского социолога Игоря Кона. По его мнению, основы полового воспитания являются стержневым аспектом формирования личности. То, в каком контексте ребенок знакомится со своим телом, как понимает свои и чужие границы и какое значение придает своему здоровью и безопасности, непосредственным образом влияет на его восприятие себя, на его сексуальное здоровье, способность выстраивать здоровые и открытые отношения.

В международной практике половое воспитание давно стало нормой. В странах Европы образовательные программы разрабатываются с середины XX века. В Великобритании детям рассказывают о физических изменениях в организме, а углубленные темы педагог обсуждает по запросу родителей. В Германии учебный курс включает также профилактику сексуального насилия и информацию о незапланированной беременности. В Нидерландах половое воспитание начинается с 4–7 лет и, судя по статистике, дает результат: уровень подростковой беременности там один из самых низких в мире.
Психолог уверена: международный опыт можно и нужно адаптировать для российского менталитета. В условиях, когда дети рано сталкиваются с огромным потоком информации — далеко не всегда достоверной и безопасной — именно школа может стать тем местом, где они получат честные и корректные знания. Вопрос в том, как это реализовать, не нарушая законодательство и сохраняя доверие родителей.
По мнению Ирины Селивановой, необходимо привлекать педагогов, психологов, родителей и законодателей к разработке программ полового воспитания. Пока этого не произошло, подростки продолжают искать ответы в соцсетях и поисковиках, где по-прежнему высок риск столкнуться не только с откровенной ложью, но и с опасными советами.
