Как бы ты описала свою работу? Ну, например, в три слова?
Если говорить про ассоциации, то, наверное: благородная, помогающая, важная.
В умении слушать и слышать. Через внешние признаки, «симптомы» находить то, что является корнем проблемы человека. Это если говорить о моей основной специальности —- психолог. « Горячая линия» - это волонтерская деятельность.
В моей жизни были моменты, когда я сама нуждалась в поддержке и понимании. Я на себе почувствовала, насколько это может быть необходимо. Решила пойти волонтерить, чтобы стать тем человеком, который сможет выслушать и поддержать других в трудную минуту. Я хочу, чтобы люди знали, что они не одиноки и что всегда есть надежда на лучшее.
Их не одна и не две. Расскажу о самых важных. Во-первых, это эмоциональная нагрузка. Многие звонящие находятся в очень тяжелых состояниях: кризисы, острые переживания, отчаяние. Это требует от волонтера высокой эмоциональной устойчивости и умения сохранять спокойствие. Бывает очень сложно не принять проблемы близко к сердцу и не выгореть эмоционально.
Во-вторых, это ограниченность времени и формат общения. То есть звонок не может длиться больше часа. Вдобавок отсутствие визуального контакта затрудняет считывание невербальных сигналов. Причины обращений бывают очень разными: от одиночества и тревоги до суицидальных мыслей и кризисных ситуаций. Не всегда сразу понятно, как помочь максимально эффективно.
Третья сложность заключается в том, что для некоторых людей проблема открыться или выразить свои чувства. Из-за этого бывает сложнее помочь человеку. И для того, чтоб решить проблему нужны специальные навыки.
В первую очередь мы стараемся создать безопасную и доверительную атмосферу. Сам волонтер должен знать, что уже в начале разговора он принимает собеседника. И тут разговор именно про безоценочное принятие. Надо избегать осуждения и дать понять, что позвонивший может говорить без каких-либо барьеров или страхов открыться. Важно дать человеку почувствовать, что его слышат и понимают, даже если он испытывает трудности с выражением своих чувств.
Думаю, в такие моменты самое важное — помнить о ценности человеческой жизни и о том, что даже в самых тяжелых случаях есть надежда на улучшение. Я напоминаю себе, что мои слова и действия могут иметь огромное значение для человека, находящегося в кризисе. Это помогает мне сосредоточиться и сохранять спокойствие, чтобы предоставить ему наилучшую поддержку, на которую я способна.
Безусловно, поначалу такие моменты возникали. Особенно сложно было, когда я слышала истории, которые перекликались с моими ситуациями из прошлого. Или когда звонивший находился в состоянии сильного эмоционального потрясения. Бывало, что я чувствовала сильное желание помочь, немедленно решить проблему, что, конечно, не всегда возможно. Но я быстро поняла, что самое ценное, что я могу дать — это спокойно и внимательно выслушать, проявить эмпатию и предоставить информацию о доступных ресурсах. Я много работала и работаю над техниками эмоциональной саморегуляции и научилась отделять свои чувства от чувств звонящего.
Конечно, после сложных смен чувствую определенную усталость, но стараюсь сохранять позитивный настрой. Понимаю, что моя работа важна и нужна людям, и это придает мне сил. А для восстановления я использую различные способы: от физических упражнений до приятного времяпрепровождения с друзьями и семьей. Про пользу физических упражнений много говорят, и это очень заезженная тема, но тем не менее эффект — прям максимум! Мне очень зарядка с утра помогает.
Очень часто люди в конце звонка благодарят. Присутствует определенная обратная связь. И после такого я действительно ощущаю, что как будто живу не зря. Думаю, здесь многое зависит от взаимности, от отдачи. Слово «помощь» — это великое слово, и для меня оно очень многое значит. Поэтому я надеюсь, что все люди которые звонили моим коллегам, которые звонили мне, после разговора понимали, что они не одни.
На мой взгляд, такая работа подходит человеку ответственному и дисциплинированному, который серьезно относится к своим обязанностям и понимает необходимость соблюдения конфиденциальности. Еще очень важно, чтобы это был человек, который верит в то, что каждый имеет право на поддержку и понимание, и который готов отдать часть своего времени и энергии, чтобы эту поддержку предоставить.
