— Уже пятый год выпускники сдают ЕГЭ, а мы каждый раз обсуждаем смартфоны, глушилки и стобалльников по русскому языку из Дагестана. Неужели это — самое главное в подготовке ребят к профессиональному будущему?
— Обсуждение ситуации с ЕГЭ — это отвлечение от более важного вопроса: чему учить и как учить? Хорошо подготовленный школьник справляется с ЕГЭ без проблем, и посвящать подготовке к экзамену последние несколько лет школы — очень вредно. Поэтому основной вопрос: как сделать знания учеников неформальными, достичь глубокого понимания сути вещей, создания целостной картины мира? К сожалению, идея профильной школы в том виде, в котором она провозглашена, а также идеи, заложенные в стандарты второго поколения (новые образовательные стандарты – прим. ред.), не приближают нас к этой цели, а скорее, наоборот, удаляют от нее, делая образование фрагментарным и легковесным. Я был и остаюсь сторонником ЕГЭ как формы аттестации, но, безусловно, проводить экзамен нужно так, чтобы не было никаких сомнений в его честности и объективности.
— Летом шел шквал обращений от абитуриентов, которые честно готовились, сдавали ЕГЭ, но столкнулись с беспрецедентным повышением проходных баллов. В итоге их места заняли то ли более умные, то ли более удачливые соперники. И что с этим делать? В такой ситуации призыв учиться честно звучит несколько наивно…
— Трудно сказать, какова доля влияния публикации заданий в Сети на повышение проходных баллов. Но, например, по математике экзамен 2013 года существенно проще, чем в 2012 году. За счет этого его написали лучше. Кроме того, количество не сдавших основные предметы, насколько я понял, несколько увеличилось по сравнению с предыдущим годом. То есть у нас выпускаются дети, которым даже списать лень или не под силу. С другой стороны, если государственный «Первый канал» накануне экзамена в программе «Время» показывает сайт, на котором выложены подлинные экзаменационные варианты, то в голову приходят мысли о том, что самому государству эта ситуация с экзаменом может быть выгодна. Что касается призыва учиться честно — вся история человечества убеждает, что следование моральным правилам выгодно. Может быть, эта выгода проявится не сейчас, а через какое-то время, но добро вознаграждается. Я в это верю и не раз находил тому подтверждения.
— Большинство выпускников сдавали гуманитарные предметы, и в следующем году, скорее всего, ситуация повторится. Но неприязнь к точным наукам нередко связана с обидой на учителя или антипатией, а не реальной склонностью к гуманитарной сфере. Может ли школьник за один последний год переориентироваться в «технаря» и подготовиться к ЕГЭ по математике и физике?
— В занятиях математикой и физикой нужно делать «слоеный пирог»: сначала понять, потом выучить, даже заучить наизусть, а затем, закрыв все источники, решить несколько задач, используя понятое и выученное. И решать, решать, решать задачи. К ЕГЭ подготовиться нетрудно, в том числе и за год, если очень этого хотеть и напряженно работать. Полагаю, однако, что дело не в неприязни к точным наукам. Просто выпускники стремятся на теплые места в среде «офисного планктона», где можно годами скрывать отсутствие квалификации, получая при этом неплохую заработную плату. Плохой инженер виден сразу, плохой офис-менеджер может оставаться таким всю жизнь. А устроиться на позицию в офис проще с гуманитарным дипломом. Сейчас, как мне видится, ситуация постепенно меняется, поскольку наступает насыщение рынка труда полуграмотными юристами и экономистами. Хотя по-настоящему квалифицированный гуманитарий — куда более редкое явление, чем квали фицированный инженер или программист.